Дело о фиговом листке

ДЕЛО О ФИГОВОМ ЛИСТКЕ

СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗР

ДЕЛО О ФИГОВОМ ЛИСТКЕ

СЕРГЕЙ ВОЛГИН

В ОЖИДАНИИ ЧУДА

Когда Юрий Л. прошлым летом обратился в редакцию, мы поначалу даже засомневались в правдивости его слов. Как выяснилось, напрасно.

Несколько лет назад Юрий приобрел автомобиль "Додж" и, естественно, сразу же застраховал его. И не где-нибудь, а чуть ли не в самой разрекламированной в Москве страховой компании. Свой первый автомобиль "Форд" он тоже страховал там по риску "гражданская ответственность". За год страховых случаев не возникало, но вежливость и обходительность менеджеров компании хорошо запомнились, поэтому после покупки второго автомобиля Юрий обратился сюда же. Только теперь автомобиль был застрахован по полной программе - от угона, ДТП и на гражданскую ответственность. Цена, конечно, немного удивила - за весь пакет Юрию пришлось заплатить почти 900 долл. Многовато, если учесть, что автомобиль оценили в 7 тыс., а гражданскую ответственность - в 5 тыс. долл. Но компания-то серьезная, значит, знают, что делают. Да и люди такие приятные...

Но на этот раз случилась беда - автомобиль угнали! Сразу же обратился в милицию, затем - в страховую компанию. И вот здесь-то началось... Потерпевшего заверили, что никаких проблем нет и, как это указано в договоре, в течение 20 дней ему выплатят всю сумму. Прошло три недели, однако никаких денег Юрий не получил. Позвонил в компанию, где ему вежливо ответили, что вообще-то такие дела быстро не решаются - придется подождать... "пару-тройку месяцев". Когда и они остались позади с тем же результатом, Юрий обратился в редакцию.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО О. БЕНДЕРА

Как я уже сказал, сначала возникли сомнения: так ли все обстояло, как это представил нам Юрий? Но услышав название компании, созвучное с национальным словом "фига", все стало ясно. По нашим сведениям, Юрий оказался далеко не первым, у кого возникали проблемы с этой страховой компанией. В Интернете есть даже специальный сайт, где общаются обиженные клиенты. Поэтому очередное расследование задумали посвятить методам этой славной фирмы, которую в дальнейшем будем именовать "Фигой".

Прежде чем писать претензию или обращаться в суд, мы решили съездить вместе с Юрием в эту "Национальную страховую фигу". Конечно, не рассчитывали на быстрое и положительное разрешение конфликта, но почему бы не попробовать? К сожалению, диалога вообще не получилось. Непредставившийся молодой человек сразу дал понять, что денег Юрию платить никто не собирается. Во всяком случае, те, которые оговорены в полисе. И уже тем более в течение 20 дней, предусмотренных договором. В лучшем случае, в январе-феврале следующего года... А может, еще позже... На вопрос "А как же с требованиями Правил страхования?" нам ответили предложением обратиться в суд.

Логика таких "страховщиков" в общем-то понятна - дела в суде рассматриваются долго. И решения (в лучшем случае) клиент дождется не раньше чем через полгода, а то и через год. А к тому времени деньги в принципе можно "прокрутить" не один десяток раз, так что выплаты по решению суда окажутся малозаметными для компании. Это в худшем случае. В лучшем - клиент устанет ждать и согласится на любую сумму...

Все это пришлось объяснять Юрию: если пойдем в суд, на быстрое получение денег рассчитывать не приходится. Он оказался человеком принципиальным, а, кроме того, сумма, которую ему предложили получить через полгода, была намного меньше той, что значилась в полисе.

К ПУГОВИЦАМ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ!

Как обычно, мы начали с того, что написали письменную претензию и снова отправились в "Фигу". Принять претензию у нас отказались и сделали это только после долгих пререканий, хотя никаких доказательств того, что она принята именно "Страховой фигой", а не случайным прохожим на улице, у нас все-таки не было. Так что сразу же после посещения компании мы отправили второй экземпляр претензии заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ответ не заставил себя долго ждать. По прошествии ровно двух недель эта самая "Фига" сообщила: "для принятия решения о сумме, подлежащей к выплате" просим предоставить "документы, подтверждающие установку дополнительной противоугонной системы со звуковой сигнализацией". О том же, когда будут выплачены деньги и в каком размере, в письме ни слова (между прочим, в соответствии с полисом в случае, если на автомобиле не установлена сигнализация, размер страхового возмещения может быть уменьшен на 20% - не более того). Такой ответ уважаемой страховой компании лишний раз убеждал нас, что никаких выплат в установленный срок она производить не собирается. Скорее всего, как в известной миниатюре Аркадия Райкина - просто тянут время. "Костюм развалился? Но ведь к пуговицам нет претензий!" Так что нам не оставалось другого выхода, как обратиться в суд.

И вот, наконец, назначен день судебного заседания. Первое, что сделали ответчики, - заявили ходатайство о передаче дела в суд по месту, где находится их компания. Вроде бы обычная, рутинная процедура, и не все ли равно, где будет проходить процесс... Но как-то очень активно настаивал на этом юрист страховщиков, а наш судья неожиданно заупрямился - в ходатайстве отказал. И тут ответчик тоже удивил: его представитель неожиданно заявил, что "не совсем понимает, зачем мы здесь собрались, ведь наша компания уже давно готова выплатить все, что должна по полису". И даже якобы направили Юрию письмо об этом! Представитель продолжал настаивать: готовы выплатить все причитающееся по договору, без каких-либо оговорок по срокам! В итоге прямо в зале заседаний договорились, что буквально на следующий день соберемся в офисе компании и заключим мировое соглашение, по которому "Фига" выплатит Юрию все, что должна была сделать сразу.

Честно говоря, не очень-то верилось в искренность слов представителя. Конечно, нам еще немного помотали нервы - в назначенный день в офисе никто не брал телефонную трубку, у их представителя почему-то оказался выключенным мобильный и т. д. Но, в конце концов, встреча состоялась, и Юрий получил деньги. Правда, почти с полугодовой задержкой...

Так закончилось это дело. Каковы его уроки? К сожалению, иногда даже широко рекламируемые компании поступают, мягко говоря, непорядочно - отказываются исполнять возложенные на себя обязанности. Предлагают в несколько раз уменьшенную сумму, да и ту "послезавтра", а не соглашаетесь - "идите в суд". И ведь многие соглашаются! Куда деваться - чтобы получить свои деньги через суд, потеряешь немало времени, сил и денег, а результат предсказать трудно. Увы - "самым справедливым судом в мире" наш назвать мало кто решится. Не зря же ответчики требовали перенести слушания в суд по месту своей регистрации - видимо, там у них были все основания рассчитывать на "объективность" и "неподкупность" служителей закона. Не удалось? Тогда и решили пойти на мировую. Неизвестно, что за судья попадется, вдруг - принципиальный, и тогда, если судиться дальше, сумма убытков может вырасти (туда могут отнести расходы на различные экспертизы, госпошлины, штрафы, убытки истца и еще многое другое). А мировое соглашение есть некий компромисс: вы убираете часть требований, а мы выплачиваем то, что должны. Правда, сразу возникает вопрос: зачем все это? Почему сразу не повести себя порядочно? Несолидно как-то, господа...

Подпишитесь на «За рулем» в