Что такое "не везет"

ЧТО ТАКОЕ "НЕ ВЕЗЕТ"

Конечно, не обходится без заводских дефектов - но умелый владелец и плохо собранную машину работать научит. Это в традициях русского экстремального автомобилизма. Но сегодня мы отметаем все "старое"! Спеша опередить время, многие решили, что для благополучного существования достаточно не путать педали под ногами и кнопки на приборной панели.

Ошибаются - однажды гром грянет!

Беда, если в систему смазки попадет охлаждающая жидкость. Приведу пример того, как владелец осознанно запорол мотор, позволив ему "смазываться" смесью масла с "Тосолом". Картина прискорбная: хозяин знал, что с мотором неладно, но положился на авось. Началось с того, что лампа минимального давления масла стала гаснуть только выше 1000 об/мин. Потом 1100, 1200... В работе мотора стали слышны угрожающие нотки - сначала, будто отголоски далекого танкового сражения, а потом все ближе, явственней: глухой гул, грохот, резкие стуки, визг, скрип, лязг... Богат русский язык! Но нашего героя это не пугало, пока друзья не надоумили: мужик, мотор-то разваливается! К этому времени лампа уже гасла только при оборотах больше двух тысяч... Тогда-то машина и прибыла к нам.

...Проверяя масло, механик вынул щуп, подозвал коллег: какая-то дрянь. Зато ее много! "Коктейль" "Тосола" с маслом. Воткнули контрольный манометр, пустили мотор: давление никудышное, лампа не врет. Измерили компрессию: ого! Между худшим и лучшим цилиндрами разница в пять единиц! Вердикт непреклонен: разбирать.

Убитый горем владелец поплелся к метро. А мы приступили к разборке мотора - и глазам открывалась все более страшная, но зато поучительная картина. Жаль, хозяин уехал. Нам не впервой видеть результаты езды на таком "коктейле", да и журнал не раз предупреждал о такой опасности. Еще раз напомню: охлаждающей жидкости не место в трущихся парах. Неважная это "смазка". Уже при небольшой нагрузке детали быстро изнашиваются, а нажмешь посильнее - им хана.

Вот вкладыши (фото 1). И коренные, и шатунные "потекли" - к счастью, коленвал не успел серьезно пострадать. Повезло. Но что за поршни! Похоже, кольца ходили в цилиндрах с огромным трением - перемычки между канавками поршней сломаны (фото 2). А на рабочих поверхностях цилиндров - следы наволакивания алюминия и глубокие задиры. Хорошо еще, что не пострадали шатуны.

Распределительному валу, корпусу его подшипников и рычагам подфартило - разрушительный процесс сюда не докатился. Зато цепь и звездочки кончены. Водяной насос тоже убит: из-под сальника течет "коктейль", подшипник хрустит.

Ну, а что с масляным насосом? Изношен так, что фонтаном гонит масло через зазор между валиком и корпусом. А "поросенок" (горизонтальный валик в приводе) попросту болтается во втулках.

Нетрудно догадаться, что износ деталей в подобных случаях развивается лавинообразно. Например, если слить "коктейль", заменить прокладку, виновницу неисправности, залить новое масло, то это еще не значит, что езда на "коктейле" осталась без последствий. Износ масляного насоса и вкладышей может так снизить давление, что при больших нагрузках процесс будет только ускоряться, а в ответ - еще ниже давление... Вот она - лавина!

Нет смысла рассказывать о том, как ремонтировали двигатель. Отмечу лишь, что даже без шлифовки шеек коленчатого вала, замены распредвала, его "постели" и т. д. безответственное отношение к мотору влетело клиенту в копеечку. Вкупе с запчастями и материалами ремонт обошелся почти в 12 тысяч рублей.

Вот так недооценка роли смазки может опустошить кошелек. Когда меня спрашивают, какое масло покупать, я не советую выбирать его, исходя только из привлекательной цены. Хотя и ни к чему (по крайней мере, для двигателей ВАЗа) тратить большие деньги, к примеру, на "синтетику". В продаже немало менее дорогих масел с вполне приемлемыми характеристиками. Поэтому следите за публикациями в журнале на "масляную" тему. Они помогут сделать правильный выбор.

А насчет "коктейля" помните: если в картере скапливается "Тосол", то никакая "суперсинтетика" не спасет!

Подпишитесь на «За рулем» в