Па-де-де с ПДД

Па-де-де с ПДД

Столь однобокий подход к проблеме – повысить штрафы и дело с концом! – не первая попытка депутатов и департамента безопасности движения обозначить хотя бы иллюзию порядка на дорогах вместо системной реформы. За последние семь лет санкции за нарушение правил пересматривались у нас шесть раз (в сторону увеличения, естественно)! В частности, совсем недавно ужесточили наказание за езду по велосипедным дорожкам и тротуарам – до 2000 рублей; по обочине – до 500! Мы в очередной раз вышли на дорогу…

«Мы не ищем легких путей!», или ралли по-русски (наш герой – «десятка» с номером о233се177).

ВДОЛЬ ПО РЕЛЬСАМ

Наш первый «пост» – на столичном проспекте Андропова. Время – около шести вечера. Часть тротуара огорожена металлическими столбиками. Все полосы заняты автомобилями, которые грустно плетутся со скоростью километров 10–15 в час. Прибавьте к этому мелкий-мелкий противный дождик и поймете, от чего лица водителей выражают скуку и грусть. Но! Есть кусочек тротуара – небольшой, метров 300 – по которому можно проскочить пробку и потом вклиниться в общий поток. Вглядываясь в бесконечную вереницу автомобилей, пытаюсь угадать, кто первым «протопчет» альтернативную дорогу. Тем более что уже накатана колея: значит, место «хлебное»!

«Правила хорошего тона»: барышни обязаны уступать дорогу на тротуаре всем проезжающим мимо транспортным средствам (кавалер – на «десятке» с номером а030вв31).

Ожидание было недолгим – каких-то 8–10 минут, и на тротуар въезжает «десятка». Мало взобраться на бордюр, надо объехать железные столбы и деревья по газону, который уже размочалили другие любители «городского ралли»! Упражнение «десятка» выполнила на отлично: проползла по грязи почти на брюхе, объехала столбики и водитель все-таки лихо обогнал дюжину автомобилей! Какие колышки и трубы? Наш народ, кажется, готов штурмовать противотанковые ежи!

Несется, «как по рельсам». Почему «как»?

Следом за «десяткой» лихой маневр повторяет серебристый «джип». Что ему какая-то московская грязь? Кое-кто пошел по более легкому пути: вроде бы заехал на заправку, а на самом деле «сократил дистанцию» по тротуару метров на 120 и влился в поток. Таких находчивых за час мы насчитали 32! Низкий поклон и уважение всем, кто терпеливо мучился в пробке, но не «попер» по газонам и тротуарам – помнил, что езда по ним запрещена. Вне зависимости от суммы штрафа. Хотя ни по новым, ни по старым расценкам наказать лихачей никто не спешил: ни одного сотрудника ГИБДД в тех местах замечено не было.

Мы решили сами наказать нарушителей и сняли их номера – в смысле, сфотографировали. Смотрите на этих… неводителей! Они не знают, что тротуар – чтобы ходить, а не ездить!

А что, если однажды трамвай догонит такого таксиста? (его номер – в894аа150).

Следующий пункт – на шоссе Энтузиастов. По три полосы в каждую сторону; по утрам и вечерам, в часы пик здесь многокилометровый затор. Но рядом – трамвайная линия и широкий тротуар: прекрасная возможность для маневра! Давно это поняли и в ГАИ: въезд на тротуар огорожен врытыми в асфальт трубами. Рядом – стенды с грозными предупреждениями, что езда по трамвайным путям запрещена (если кто не знал)! Слова подкреплены аж тремя знаками: «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и «Неровная дорога». Сначала не поняли, при чем тут «неровная дорога»; оказалось, метров через 200 от устрашающих знаков тротуарная плитка, обрамляющая рельсы, внезапно заканчивается. Вот это – настоящая западня! Дальше можно проехать только по рельсам (если колея совпадет).

Не хватает видеорегистратора. Только поможет ли? (а мы поможем! «Мицубиси» о223ес150, «четверка» в543ра177).

…Первый же нарушитель лихо стартанул прямо по путям встречного направления – я даже засечь время не успел. А потом пошло как по маслу: каждые три минуты из общего потока выныривал очередной «раллист» и рвал по трамвайным путям. Отметились все: от маршрутного автобуса «Форд» до престижного «Лексуса». А уж отечественной техники – несть числа! Не удержался и спросил у очередного, девятого по счету нарушителя, аккуратно пытающегося на своей «десятке» проехать по рельсам: «Мужик! Ну куда ты?..» И был незамедлительно послан по известному адресу… Понаблюдали, как в корму «четверки»-такси уперся трамвай: звенел, конечно, но куда тут денешься? Итого за отчетные 60 минут мимо нас (и мимо пробки) по рельсам и тротуару проехали 20 автомобилей! Правда, недалеко: пробка тянулась и дальше. Зато каков экстрим! А вот людей с полосатыми палочками мы за час не увидели…

СИНДРОМ ВЫХОДНОГО ДНЯ

Решив не ограничиваться регистрацией фактов – караул, нарушают! – продолжили наш рейд силами всего отдела автомобильной жизни ЗР. Каждый взял на себя обязанность в ближайшие выходные проехать по одному из популярных подмосковных маршрутов. Картина оказалась неутешительной. На Волоколамском, Горьковском, Ильинском, Новорижском, Можайском, Симферопольском шоссе – везде в субботу и воскресенье чадили многокилометровые пробки, и везде нашлись свои «короли обочины». Своеобразный рекорд зафиксировали в Балашихе (Горьковское шоссе), где по обочине автомобили двигались в два ряда, а самые «внедорожные» петляли третьим рядом – между деревьев по извилистой колее! При том в непосредственной близости от поста ДПС…

– А почему не наказываете тех, кто по обочине едет? – спрашиваю инспекторов.

– Вы что, сами не понимаете? Смотрите, какая пробка! Всех, что ли, наказывать? Представляете, сколько времени уйдет на заполнение протоколов?

– Ну хотя бы поставьте машину ДПС где-нибудь рядом – все будут предупреждены и, чтобы избежать наказания, по обочине не поедут!

– Предупредить? А зачем? – прапорщик искренне удивился и махнул рукой. – Езжайте по своим делам. Работать не мешайте!

…Справедливости ради надо сказать, что на этих шоссе все-таки работали «бригады» ДПС – мы насчитали три-четыре – которые останавливали подобных нарушителей ПДД. Только вряд ли это давало сколько-нибудь длительный эффект. Впрочем, как и новый закон в целом. Ведь никто не возражает, что нарушителей надо наказывать. Только вот зачем и почему выезжают на обочину? Конечно, не потому, что так нравится; просто многокилометровые пробки стали бичом многих российских городов.

Поэтому логичнее поставить вопрос иначе: а что сделали власти, чтобы хоть как-то разрешить проблему? Понятно, что невозможно построить одним махом тысячи километров недостающих дорог. Но можно, например, организовать реверсивное движение в часы пик! В арсенале специалистов немало подобных решений; а на практике… на практике людям в форме удобнее стоять на посту и лишь иногда отправляться в рейд вдоль обочины, чтобы поймать десяток-другой нарушителей и выполнить план (увы, он существует по сей день!). В условиях пробки это несложно. Новый закон дал для такой «работы» очень удобный инструмент. Увы, других плюсов от новых штрафов пока не видно.

P.S. Готовясь к рейду, попытались получить простую цифру: многих ли у нас в стране уже оштрафовали по «новым расценкам» за езду по тротуарам и обочинам? Этими же данными, как я выяснил, озаботились члены Совета федерации. Однако, как нам объяснили в ДОБДД МВД РФ, таких сведений еще нет: поправки в КоАП «работают» всего пару месяцев, а отчетность в милиции полугодовая. Лишь в ГИБДД Алтайского края неожиданно сообщили, что за первую неделю после введения новых штрафов за езду по тротуарам выписаны протоколы на 84 водителя, за езду по трамвайным путям – на 56. Танцы с «пэ-де-де» продолжаются…

– Почему не наказываете тех, кто по обочине едет? – спросили мы инспектора.

– Что, сами не понимаете: смотрите, какая пробка! Всех, что ли, наказывать?

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации ЗР

Непонятно, почему нельзя подготовить закон таким образом, чтобы не оставить ни малейшей возможности трактовать правонарушение двояко? Возьмем, к примеру, статью 12.15 КоАП. Часть 2 устанавливает ответственность в виде штрафа 2000 рублей за движение по тротуарам. А что считать движением, сколько метров-километров по тротуару нужно проехать? Если водитель заехал на тротуар, припарковался и при этом мешает проходу пешеходов, по какой статье его наказывать? Логично было бы ответить, что по части 3 статьи 12.19 КоАП (нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств), но, с другой стороны, ведь прежде чем поставить автомобиль на стоянку, водитель по тротуару двигался.

Часть 1 статьи 12.15 КоАП предусматривает штраф (500 рублей) за движение по обочине. Опять же возникает вопрос: если ПДД (пункт 12.1) разрешают остановку и стоянку, в том числе на обочине, то как на нее попасть, не проехав по ней? Вот и получается, что сотрудникам ГИБДД развязали руки: они могут трактовать те или иные случаи по своему собственному усмотрению.

Инспекторам в первую очередь надлежит заниматься предупреждением административных правонарушений и уже во вторую – наказывать нарушителей ПДД. Мы без труда нашли десятки (!) мест в столице и ближнем Подмосковье, где водители постоянно нарушают правила. Если выставить в некоторых наряды ДПС (для предупреждения!), лихачить просто не посмеют.

Но это – только часть проблемы; напомню всем автомобилистам главное – не нарушайте Правила!

Подпишитесь на «За рулем» в