Искусство кройки и шитья

ИСКУССТВО КРОЙКИ И ШИТЬЯ

]

Художник волен отдаться фантазии и ограничен лишь желанием заказчика (если он есть) да размерами мастерской. А архитектор не вправе забывать, что в нарисованном здании кому-то предстоит жить или работать. У создателей автомобилей — схожие задачи. Не случайно известные зодчие сотрудничали с автомобильными фирмами. Так, на рубеже 1930-х Вальтер Гроппиус чертил кузов «Адлера-Стандарт 8», а знаменитый Ле Корбюзье приложил руку к одному из «вуазенов».

С тех пор изменились автомобили, технологии и инструментарий дизайнеров, но основные принципы сохранились.

В ТИСКАХ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЫ

Фантазию дизайнеров сдерживают рамки производства, законы аэродинамики, требования вместимости, пассивной безопасности, обзорности. Но для успеха массового автомобиля не менее важно попасть в ритм моды или... открыть в ней новую страницу.

Однако создать «Ситроен-Де шво» или «Фольксваген-Жук», который, кстати, в свое время породил множество подражаний, удавалось нечасто. Большинство дизайнеров, проектируя массовые автомобили среднего класса, не рисковали, стараясь удовлетворить усредненные вкусы покупателей. А тем, как правило, хотелось, чтобы автомобиль выглядел посолидней и подороже. Поэтому не только европейский «Форд» (см. фото), но и многие другие фирмы, поначалу ориентируясь на американскую стилистику, прошли путь от «аэрокосмического» стиля (заостренные линии крыльев, козырьки над фарами, обилие хрома) через более спокойные и технологичные формы до нынешней «новой грани» (new edge).

СКРУГЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЛОМАТЬ

Сегодня стиль «нью эдж», родоначальником которого считают " Форд Фокус" (отчетливые переходы, даже переломы плоскостей кузова, подчеркнуто "граненые" фары и бамперы), стал очень распространенным. Однако и так называемый биодизайн, родившийся во второй половине 1980-х, до сих пор не сдал позиции. Мягкие, скругленные линии, широко открытые овальные "глазки"-фары и вздернутые «носики» решеток радиаторов по-прежнему нередки на небольших машинах. Дизайнеры небезосновательно считают: агрессивная собачонка вызывает раздражение, а добродушная с наивно-детским взглядом — симпатию.

«Новая грань» и «био» вполне жизнестойки, если не доводить идею до абсолюта. У «экстремально-граненого» «Рено-Авантайм» поклонников нашлось маловато. Попытки делать «плюшевые» просторные седаны (например, " Форд Скорпио" второго поколения) и вседорожники тоже не принесли лавров дизайнерам.

«Новая грань» как нельзя лучше подошла многим концепт-карам последних лет, особенно тем, в которых стилисты попытались совместить несколько подчас противоречивых «жанров». Именно по граням сподручней «ломать» многофункциональный кузов, превращая его из универсала в пикап или кабриолет. Но время серийных трансформеров пока не наступило (чересчур сложны и дороги), а аналогичных концептов, похоже, проходит. На выставочных подиумах все чаще красуются не менее эффектные, но более узкие по назначению машины. Неудивительно: многие покупатели готовы приобрести не единственный (пусть и максимально универсальный), а пару разных автомобилей. Один, например, в дедушкином стиле.

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ?

Когда в 1998-м под громкую рекламную кампанию дебютировал «Фольксваген-Нью Битл», многим казалось, что он — лишь причуда руководителей разбогатевшего концерна. Но вторя режиссерам и продюсерам, не на шутку увлекшимся созданием ремейков популярных некогда спектаклей, фильмов, песен, дизайнеры в последние пять лет стали все чаще обращаться к стилю ретро.

Иногда такие машины действительно ремейки — вариации на тему знаменитых в прошлом моделей. Таковы, помимо нового «Жука», серийный «Мини» и пока концептуальные " Форд Мустанг" (ЗР, 2003, № 3), "Лянча-Фульвия" (ЗР, 2003, № 10). Весной итальянцы грозят показать "перепетый" ФИАТ-500, знаменитый в 1950-1960-х гг. Вспомним и "Волгу" GAZ 3111, чьи элементы стилистики перекликались с дизайном любимого у нас ГАЗ-21.

Но параллельно с автомобилями — воспоминаниями о вполне конкретных знаменитостях все больше ретроновинок, не копирующих определенную модель, а несущих собирательный образ машин той или иной эпохи. Первым в этом ряду называют «Крайслер-РТ Крузер», представленный в 1999-м, однако еще раньше авто в стиле ретро стали выпускать японские фирмы для избалованного изобилием и разнообразием внутреннего рынка.

Стилизованные под старину машины популярны не только и не столько у тех, кто помнит оригиналы. Машины-ремейки часто покупают совсем молодые люди. Но наибольшего успеха добиваются именно те модели, прототипы которых заслужили любовь еще у дедушек.

Вечные ценности не стареют, если они... действительно ценности. Режиссеров ведь тоже вдохновляют отнюдь не все старые сюжеты.

ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО! А ВСЕ ПРОСТОЕ?

Параллельно с другими стилями, подчас перекликаясь с ними, иногда забирая далеко в сторону, развивалось направление, которое в последние годы называли «техно». Его истоки уходят в далекие 1920-е. Создавая облик «Адлера-Стандарт 8», Вальтер Гроппиус придерживался максимально простых, «циркульно-линейных» форм. Архитектор исходил из того, что автомобили, как и жилище, тем более предметы домашнего обихода, должны быть строго функциональны, а их форма — лаконичной, без украшений и излишеств.

Примеры стиля «техно» (в архитектурном языке самый близкий термин — конструктивизм) — «Фольксваген-Жук» (но не «Нью Битл», который демонстративно отошел от современных представлений о функциональности), «Ситроен-Де шво», «Мини» первого поколения. Среди моделей нашего времени к «техно» близки " Ауди ТТ", классические "квадратные" вседорожники (например, "Мерседес-Бенц Гелендеваген") и японские "кубики", которых с каждым годом все больше.

Дизайнеры высоких угловатых универсалов руководствуются, видимо, постулатом: в автомобиле главное — вместимость и комфорт. Аэродинамика для машин, редко выезжающих из мегаполиса, вторична. А для наслаждения изяществом линий и утонченностью декора существуют родстеры, купе или представительские седаны. Все они, кстати, заметно проигрывают «кубикам» в практичности.

Функциональность, доведенная до абсолюта, нередко оборачивается стилистическим примитивизмом. Но определенная логика в таком подходе есть: мы ведь спокойно воспринимаем «примитивную» форму телевизора, а от коробки, в которую упаковываем вещи при переезде, требуем вместительности и прочности, а не изящества.

НОВЫЕ ПЛАТЬЯ КОРОЛЕЙ И ПРИДВОРНЫХ

Поголовье оригинальных, но узких по назначению машин — кабриолетов и родстеров, купе и по-спортивному динамичных компактов — растет от салона к салону. Такие относительно малотиражные модели — благодатный материал для стилистических изысков вроде дружелюбной «мордочки» «Дайхатсу-Копен», энергичной агрессивности «Фольксвагена-Концепт R» или технократичного примитивизма «Ниссана-Куб3».

Биодизайн наверняка и дальше будет востребован покупателями маленьких машин. Маркетологи справедливо считают, что среди них немало женщин, которым особенно близок «плюшевый» стиль.

Очевидно, в ближайшие годы появятся и очередные ретроновинки, ведь запас знаменитых машин прошлого не исчерпан. На волне успеха автомобилей-воспоминаний о легендарных моделях обязательно родятся и очередные собирательные образы. Некоторые, как «Крайслер-PT Крузер» или " Лянча Тезис", — тонко выверенные, иные — вычурно-эклектичные. Какие удачнее, решат покупатели.

Чистота стиля — удел машин, которые в семье станут вторыми, а то и третьими. Массовые универсальные (но не всегда универсалы) автомобили должны нравиться миллионам, а значит, обречены быть немного эклектичными. Делать упор на «мягкость» или «граненость» рискованно. Хотя порой рыночного успеха добиваются изделия отнюдь не с самым выразительным дизайном. По одежке ведь только встречают...

От аэрокосмического дизайна к «новой грани». Эволюция кузовов европейских «фордов»

«Таунус» 1959 г.

Модель 20М 1968 г.

«Таунус» («Кортина») 1973 г.

«Сьерра» («Меркур») 1985 г.

«Мондео» 2003 г.

«Визос» — концепт-кар 2003 г.

Эклектичный, зато заметный! По такому пути часто идут дизайнеры массовых машин; его выбрали и для концепта КИА-KCV III.

«Дайхатсу-Копен»: биодизайн не сдает

позиций.

Конечно, «Пежо-4002», фантазия на тему «402-й» модели 1930-х, не станет серийным. Но по мотивам концепта, возможно, построят очередной автомобиль в стиле ретро.

Ярчайший представитель экстремального «техно» — «Ниссан-Куб3».

Городская «вагонетка» будущего должна быть просторной, с огромной площадью остекления, без ярко выраженного стиля, считают создатели прототипа «Мицубиси-SE-RO».

Стиль «Фольксвагена-Концепт R» близок к «новой грани».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии