Минибус для мегаполиса

МИНИБУС ДЛЯ МЕГАПОЛИСА

]

НИКОЛАЙ САФОНОВ,

главный конструктор ОАО «Павловский автобус»

Наше будущее — в обновлении и расширении модельного ряда. Поэтому мы не замыкаемся на производстве автобусов типа ПАЗ-3205. Лучший пример тому — ПАЗ-3237, первый в России низкопольный автобус малого класса. И это — только начало...

Все-таки я ее сфотографирую! Ей-богу, такая жаркая «печка» заслуживает отдельного портрета, — один из авторов, стоя в дверях, изнемогал от жары (хотел проверить, не сквозит ли). За необычно низкими «подоконниками» проплывали патриархальные павловские пейзажи.

Шустрый автобусик! Резво берет с места, не замедляя основной поток. Только стрелка тахометра бегает от 1000 до 2000 и обратно в такт переключению передач. Сидящим впереди мотор почти не слышен. А сзади? Идем на последний ряд — о да, где-то рядом трудится дизель! Шум и дрожь напоминают, что это всего лишь опытный образец — моторный отсек предстоит дополнительно «укутать» изоляцией.

Делясь первыми впечатлениями, прибыли на Сенную. Да-да, площадь с таким названием есть и в Павлове. Впрочем, ПАЗ-3237 логичнее выглядел бы на питерской Сенной или московской площади Трех вокзалов. Автобус сделан специально для больших городов: огромный накопитель, низкий пол, невеликие размеры... Вас смущает последнее? Напрасно! ПАЗ-3237 может заменить собой и полупустые громады троллейбусов, ползущие вчетвером по столичной Якиманке, и переполненные «газели„-маршрутки. И еще немаловажное обстоятельство — один из потенциальных заказчиков специально оговорил соответствие нормам Евро III. Вот бы это оказалась Москва...

А пока на павловской Сенной пассажиры обычных «пазиков» застревают в узких дверях, рассматривая новинку. Чего глазеть, лучше попробуйте: всего один шаг, и вы в теплом просторном салоне с удобными, толково «расставленными» креслами. Пробуйте, пока есть возможность: на домашний маршрут ПАЗ-3237 в ближайшем будущем не выйдет — небольшим городам он не по карману. Причем это недостаток отнюдь не автобуса...

Машина наверняка понравится не только пассажирам, но и водителю. Маневренность прямо-таки восхищает: руль до упора, малый газ... кажется, сейчас догонишь собственную корму. Петляя по горбатым улочкам, всякий раз удивлялись, как уверенно автобус берет крутой подъем, трогается на укатанном снегу. Установленный в корме двигатель обеспечивает достаточную загрузку задних колес. «Камминс» демонстрирует отменную тяговитость; кстати, в моторный отсек поместится практически любая рядная «четверка».

Очередной подъем, и вот они, заводские ворота, через которые время от времени проезжает единственный пока экземпляр ПАЗ-3237. Он еще не сертифицирован, тем более рано говорить о портфеле заказов. Но над ветровым стеклом светится надпись «Москва-Павлово». Надеемся, это не случайно?

...А «печку» так и не сфотографировали. Но в знак особых заслуг даем словесный портрет подогревателя: это 30-киловаттный Webasto DBW 300.

РЕЦЕПТ ОМОЛОЖЕНИЯ

Автобусы семейства 3205 во многих городах используют в качестве маршрутных такси. Машина дешевая, хорошо известная, в меру надежная, но... Среда обитания «пазика» — не улицы мегаполисов, а линии село-город, во всяком случае, таким его создавали. Несколько лет назад попытались сделать на основе ПАЗ-3205 маршрутку — с двойными широкими дверями и иной планировкой. Все бы хорошо, но главный недостаток устранить не удалось — пол, как и на серийной машине, был вознесен на целых 850 мм от земли.

Развитие концепции маршрутки — ПАЗ-32052. В средней части пол понизили на 250 мм, ликвидировав одну ступеньку. Низкопрофильные шины приблизили пол к земле еще на 20 мм. В передней части салона — непривычно маленький кожух двигателя. Сделав оригинальную, с двумя «изломами» балку переднего моста, белорусский дизель опустили и сместили назад, а радиатор поставили перед ним. Освободившееся место в правом переднем углу салона отдали под пассажирское кресло. Как и все нынешние «пазики», автобус оснащен пневматическими тормозами и АBS. На линии может выйти, по словам заводчан, «хоть завтра» — были бы заказы.

ФОТО: АНТОН ЧУЙКИН

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии