Металлоискатели

МЕТАЛЛОИСКАТЕЛИ

]

Авторынок — Мекка для автомобилиста. Ассортимент как в большом магазине, а цены куда ниже. Почему же супермаркеты продолжают процветать, а количество мелких точек сокращается?

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ

До 1991 года автозапчасти были в дефиците, а работники автосервисов считались очень «нужными» людьми. Еще бы — от их благосклонности целиком зависели здоровье и продолжительность жизни вашего железного друга.

С приходом рынка все изменилось. Неудовлетворенный спрос сулил неплохие барыши, хотя конкурировать с официальными производителями автокомплектующих было сложно. Кроме них, мало кто располагал полным комплектом спецоборудования и отлаженной технологией. Соискатели занялись реставрацией. Делали все по старинке, на совесть. Восстановленные «по науке» шаровые опоры, полуоси, рулевые механизмы, маятниковые рычаги и т. д. служили почти как новые. Более того, государство эту деятельность поощряло, освободив «старьевщиков» от налога.

Вскоре к сладкому пирогу потянулись кооперативы. У большинства из них предрассудков по части качества не было, и в продаже появились опасные для жизни изделия. Например, опоры с точеными, а не коваными пальцами. Мелочь? Не скажите: по норме палец обязан выдержать шеститонное усилие на разрыв! Мы уже не говорим о других, менее «массивных» требованиях, вроде легкости качания, ударной стойкости и прочее.

Кое-кто даже не тратился на металл. Старую деталь мыли, пескоструили, в лучшем случае прожимали на прессе, кадмировали и... продавали как новую! Автобазары заполонил откровенный брак. Именно тогда рынок приобрел репутацию криминальной помойки. Но спрос на запчасти не исчез.

В середине девяностых выпуском новых деталей занялись непрофильные заводы. Спеша заработать на дефиците, они тоже не очень заботились о качестве, благо, сертификат с них никто не требовал. Конкуренция и здесь сыграла свою роль — определились лидеры, и сегодня многие из них предлагают отличный товар, по цене ниже вазовской.

Перестраивается и ВАЗ. Большая часть его смежных производств обрела самостоятельность, а с ней и собственный товарный знак. Разобраться в этом изобилии неискушенному покупателю непросто. Да и жулики ведь никуда не делись. Они расширили дело и гонят подделки с чужими логотипами. Легко ли уберечься от обмана?

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

Рынок (в смысле места торговли) за последние годы сильно изменился. Убогих столиков под открытым небом, по крайней мере в Москве, практически не встретишь. Даже модные еще недавно контейнеры почти вышли из употребления. На их месте — большие и светлые павильоны, нарезанные на секции. У каждого арендатора — своя специализация. Кто предлагает подшипники, кто — агрегаты, кто — резинотехнику. Так проще работать с поставщиками, да и денег на закупки уходит меньше — однотипный товар можно взять крупным оптом, получив соответствующие скидки. Мелкий частник экономит на всем — содержать настоящий магазин ему не под силу, а завлечь покупателя в свой ларек можно только низкой ценой. Большинству это удается. В целом, рынки на 15–20% дешевле. Атрибут цивилизации, кассовый аппарат, есть, похоже, теперь у всех. Но, дабы не провоцировать покупателя, хранят его не на виду, а в подсобке. Те, кому нужен чек, все равно спросят, остальные — обойдутся и так.

Хозяева побогаче владеют двумя-тремя отсеками и держат наемных продавцов. Остальные торгуют сами. Малая торговая точка отличается высокой гибкостью и способна оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру. Вот пример. В Москве рынки почти повсеместно соседствуют с крупными магазинами. Частник четко отслеживает, что хранится на складе у конкурента (информация эта есть в любой кассе супермаркета). Допустим, в магазине заканчивается ходовой товар — капоты на «классику». Коробейник скупает остаток оптом и, едва завладев монополией на дефицит, взвинчивает цену. Покупателю деться некуда — приходится платить.

Но не все попадает на рынок из магазинов. Многое закупают на других рынках — оптовых, что-то на базах, что-то — у ранее неизвестных изготовителей. Но в любом случае с полным комплектом бумаг — накладных, сертификатов и прочее. Знать бы, что они настоящие... Обмануть покупателя проще простого: кто из нас сможет отличить подлинную печать от липовой?

Впрочем, некоторые даже предъявлением документов себя не утруждают: «Ты пришел дешевый деталь брать или бумажку глядеть?» Иные, чувствуя подвох, тут же ретируются, но большинство, глядя на упаковки с названиями именитых фирм, лезет за кошельком. Между тем ни глазам, ни ушам доверять не стоит. Товар надо пробовать на зуб.

ПОЧТИ ТАКИЕ ЖЕ

Внимательный покупатель может заметить много интересного. Вот, например, неотапливаемый склад-контейнер, под завязку набитый автохимией. Цены — божеские, только стоит ли тратить кровные, если на упаковке надпись: «Не допускать замерзания!».

Владельцам автомагнитол при покупке вручают талон с номером. Это сертификат на приобретение (в случае чего) новой съемной панели — настоящие в свободную продажу не поступают. Где и как сделаны те, что навалом лежат на прилавках?

Датчик массового расхода воздуха хоть и съемный, продается, как правило, вместе с корпусом. На последнем нанесен даже номер, определяющий назначение изделия. Очевидно, по отдельности можно купить или брак, или некондицию. Еще одно. На редукторах ведущих мостов обязательно есть следы прикаточной пасты (такова заводская технология), если нет — перед вами классический самосбор.

Присмотревшись как следует к точкам крепления и рабочим поверхностям, легко обнаружить хоженую деталь. Но есть и то, что невозможно увидеть. По некоторым оценкам, до 50% товаров — самозванцы. Отличить их от подлинника нелегко даже профессионалу. Налицо все необходимые реквизиты! Продают их открыто и в рыночном масштабе. Откуда? При каждом легальном заводе есть теневое подполье. Украл-собрал-продал. Качество не волнует, был бы навар. Гонят подделки на заводах России, ближнего и, особенно... дальнего зарубежья. Прежде подлог можно было вычислить по цене — фальшивка дешевле. Но когда стало ясно, что умный покупатель на дешевизну не клюет, вилка цен постепенно сузилась.

Воровской бизнес процветает. Ныне копируют уже не только узлы, но и целые агрегаты. Между тем ни один подпольный завод (в отличие от тех, где делают паленую водку) пока не закрыли. Достается и «иностранцам». Зарубежные запчасти, как правило, дороги и использовать их брэнд особо выгодно. Надо только подождать, пока он обретет у нас популярность. Этим, видимо, объясняется тот факт, что сцепление «Закс», «Валео» и «ЛуК» — по большей мере имитации, а, допустим, нераскрученный «Крафт» чаще встречается в подлиннике.

Продавцы, разумеется, про это ничего не знают и знать не хотят. Только почему-то при всякой проверке 90% точек закрываются на учет.

НА ЧУЖИХ ПЛЕЧАХ

Получается, что поход на рынок сродни прогулке по пастбищу. Зазевался — обязательно вляпаешься. Четких правил, как этого избежать, нет, можно лишь дать несколько общих советов. Не умеете выбирать товар — покупайте в магазине. По возможности в том, где есть консультанты. Они объяснят и помогут.

На рынке поищите продавца с большим выбором аналогичного товара. Те, кто торгует всем подряд, обычно неразборчивы в связях. Брать у них последний (и единственный!) амортизатор просто опасно.

Не гонитесь за дешевизной. Нижний уровень цен — зона криминальной торговли. Хотите сэкономить — покупайте детали комплектом. Например, четыре шаровые опоры, четыре стойки подвески и т. д. Скидка обеспечена, ведь опт нередко начинается с трех единиц.

Проследите, чтобы в товарном чеке указали номер секции. Покрутившись на рынке, немудрено позабыть, где что покупал. Страшно? Тогда прибегайте к радикальному средству — самому запчасти не покупать. Пусть этим занимаются профессионалы из автосервисов. Им-то копии ни к чему — ведь самим потом переделывать. Вариант не самый дешевый, но весьма перспективный. И процесс пошел — за прошедший год розничная торговля автозапчастями похудела аж на 20%. Все ушло в мелкий опт. Видимо, постепенно магазины превратятся в оптовые базы, где будут отовариваться СТО. И паленый товар уйдет в прошлое — специалиста ведь на мякине не проведешь! А рукодельному частнику оставят аксессуары и мелочевку, неспособную повлиять на надежность и безопасность автомобиля. Хотелось бы, чтобы к тому времени это стало всем по карману!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии