Напрокат

НАПРОКАТ

]

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Эта повсеместно развитая за рубежом услуга снова появилась в России в начале 90-х и на этот раз довольно быстро заявила о себе. Более того, активно завоевывает все новые позиции. Рынок проката растет примерно на 20–30% в год, а общий его объем оценивается от двух до четырех миллионов долларов в месяц. Распространен он пока только в крупных городах, но и при этом автопарк прокатных компаний составляет больше 2000 машин — от маленьких «ок» до представительских «линкольнов».

ПО СЕНЬКЕ И ШАПКА

Первыми клиентами российских прокатных контор стали, естественно, иностранцы: бизнесмены, приезжавшие к нам по делам, туристы, а потому свои представительства прокатчики поначалу открывали только в аэропортах и валютных отелях. Потом подтянулись и россияне. В последние годы они уже преобладают. Условно их можно разделить на представителей среднего класса (клиенты, чей доход, по оценкам экспертов, составляет более 500 долларов в месяц на члена семьи) и массовых потребителей (доход на члена семьи — от 250 долларов).

Поводы для обращения в прокатную контору самые разные. По данным агентства «ИМА-консалтинг», чаще всего это временное отсутствие собственного автомобиля (более 43% клиентов), потребность в средстве передвижения в выходные дни, для отдыха (21%), для деловых поездок (13,4%). Называется и такая недавно совсем еще необычная причина — желание познакомиться с машиной для последующей покупки (2,4%). У каждой категории клиентов свои критерии выбора прокатной компании. Иностранцы чаще всего ориентируются на брэнд и для аренды предпочитают обращаться в известные международные фирмы (Hertz, Avis), при этом многие, как это принято у них, бронируют машины заранее.

Представители нашего «среднего класса» (для них, в отличие от «фирмачей», цена имеет значение) отдают предпочтение российским прокатчикам, предлагающим надежные, но не очень дорогие иномарки, например, «Рольф-Прокат», «Европкар-РУС». Ну а самый массовый отечественный потребитель ориентируется исключительно на цену. Для них компании «Элекс-Полюс», «Инком-Лада» и другие предоставляют в прокат отечественные «лады» и «волги».

Стандартные требования к потенциальному клиенту — это наличие водительского удостоверения, паспорта и кредитной карты, возраст — не менее 21 года, стаж — от двух лет и т. д. Некоторые конторы выдвигают специальные условия. Для питерской компании «Биракс» стаж вождения — не менее года, а вот минимально допустимый возраст арендатора-водителя — 25 лет (правда, за дополнительные 15 евро в день могут быть допущены и лица от 21 года до 25 лет). Многие компании работают только по предварительным заказам — небольшой запас по времени нужен, чтобы сверить паспортные данные кандидата с теми, что в милицейских базах. При малейшем подозрении под благовидным предлогом откажут.

ПРОКАТИМСЯ... ЗА РУБЕЖ

Перед нами стояла задача, еще несколько лет назад казавшаяся совершенно нереальной: взять в аренду автомобиль, чтобы отправиться на нем за рубеж. Между прочим, на собственных машинах ежегодно границу пересекают несколько миллионов наших автолюбителей. Почему бы не попробовать на прокатном авто? Для сравнения решили арендовать машину и за границей...

Итак, большой компанией мы отправились на зимний отдых в соседнюю Финляндию. Это — одно из модных направлений: в прошедшие новогодние праздники его выбрали почти 80 тысяч россиян! Договорились, что часть из нас добирается из Москвы до Санкт-Петербурга поездом (билет в купейном вагоне — около 1000 руб.), арендует там машины и уже на них отправляется в Финляндию. Другие — поездом едут до первой крупной станции на территории Финляндии (Лаппеэнранта, билет от Москвы в один конец в купейном вагоне — 3400 руб.) и берут автомобиль там. Что ж — вперед!

Задание № 1 — первая часть эксперимента. В Санкт-Петербурге прокатом автомобилей занято около 10 компаний. Какие-то предлагают только почасовую аренду (с водителем и без, от 18 долл. в час) и только отечественных или же очень дорогих лимузинов («Авто-Мобиль», «Космос», Hertz). Недорогую иномарку на несколько дней готовы были предоставить две фирмы — «Биракс» и «Рольф-Нева». Первая предлагала «народный» " Рено Символ" вроде бы за приемлемые 24 евро в день (при аренде от 7 дней). Однако выяснилось, что эта сумма без НДС (+18%) и ряда страховок. В итоге неделя проката с нелимитированным пробегом одной машины обошлась бы... в 450 евро! Дороговато за маленький "Символ"... Да еще оставлять залог 1500 евро. Словом, первый блин, как водится, вышел комом. Зато в "Рольф-Нева" с нами обошлись куда дружелюбнее. В интересующей нас категории недорогих автомобилей "А" (по прокатной классификации) предложили на выбор " Мицубиси Каризма", " Мицубиси Лансер" или " Форд Фиеста" (все — с двигателем 1,3 л) за 55 долл. в сутки. Поскольку мы собирались взять три автомобиля, предоставили скидку 10%, но за возможность забрать машины в нерабочее время (в 7 утра) накинули по 18 долл. Все виды налогов и необходимые российские страховки уже включены. По условиям "Рольфа", пробег по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не лимитирован, а за пределами ограничен — 150 км в день (+150 км в виде бонуса). За все, что сверх того, доплата по 0,25 долл. за 1 км.

В назначенный день и час мы были в Санкт-Петербурге, где нас ожидали три заказанных автомобиля — новеньких, с пробегом от 1 до 12 тыс. км, в отличной комплектации (все — с гидроусилителями, АBS, кондиционерами, минимум с двумя подушками безопасности и т. д.). Забегая вперед, скажем: никаких проблем с техникой за все время пути не было, средний расход топлива составил примерно 6,5 л/100 км, общий пробег каждой из машин — около 1600 км (из них по России — всего 350 км). За 7,5 суток аренды с учетом перепробега мы заплатили по 416 долл. (в рублях, конечно). Плюс затраты на бензин — 50 евро и 600 руб. (автомобиль требуют вернуть с полным баком, иначе доплата по 1 долл. за литр!).

Задание № 2. Вторая часть эксперимента — взять автомобиль напрокат в самой Финляндии. Чтобы сэкономить, мы выбрали, естественно, недорогой автомобиль той же категории «А». Сначала, как положено, обратились в офисы известных компаний. И Hertz, и Avis готовы были предоставить нам такой — например, " Опель Корса 1,2" или " Рено Клио 1,4". Правда, в отличие от тех, что предложили в Санкт-Петербурге, в комплектацию входили лишь гидроусилитель, АBS и две подушки безопасности. Да и цена не порадовала: простенький "Опель" на неделю стоил 564 евро (к тому же компания блокирует на счету клиента 300 евро), а за "Рено" и вовсе более 600 евро! Да, дороговато...

Попробуем обратиться еще к одному известному прокатчику — Europcar. Но и тут цены начинаются от 459 евро за неделю проката «Фольксвагена-Поло», да и то при очень лимитированном пробеге! Только в четвертом месте нам повезло — небольшая местная фирма Baltija-rent предложила «голый» двухлетний трехдверный " Форд Фокус" (пробег — 60 тыс. км) всего за 35 евро в день. За неделю вышло 245 евро, не считая 100 евро на бензин. Машина хотя и выглядела не очень (задняя полка багажника, например, держалась на честном слове), но за 1200 км пробега не подвела ни разу и в 20-градусный мороз заводилась легко.

В общем, эксперимент показал: в России сегодня можно взять напрокат современный автомобиль по цене даже меньшей, чем за границей, только перед этим требуется собственный «маркетинг», чтобы выбрать лучшую по соотношению цена — качество компанию.

P. S. Для чистоты эксперимента еще одна машина — новенький " Рено Символ" — отправилась по тому же маршруту прямо из Москвы своим ходом. Конечно, "лишние" 700 км (в один конец) по зимней дороге до Санкт-Петербурга — не подарок (она местами сужается до двухполосной, а тяжелых автопоездов там не счесть), но все 3000 км пробега обошлись хозяину "Символа" в 2000 руб. и 50 евро за бензин, не считая 20 долл. за страховку ("грин-карту", без которой въезд в Европу запрещен). Но тут каждый сам решает — стоит ли ночь в комфортабельном вагоне поезда пары сотен долларов...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии