Под девизом римлян

ПОД ДЕВИЗОМ РИМЛЯН

]

Недавно мы встретились на презентации альбома художника Александра Захарова. Опираясь на руку жены, в зал вошел немолодой человек. «Шугуров!» — прошелестело из уст в уста. Да, имя крупнейшего автомобильного журналиста-популяризатора здесь знал каждый. Представление альбома своего коллеги Лев Михайлович закончил коронной фразой: «Я сделал все, что мог — и пусть тот, кто сумеет, сделает лучше!».

Эти слова адресовались художнику, но они остаются девизом самого Шугурова на протяжении всей его жизни. Будь то школьные годы, когда, уже влюбленный в автомобили, он старательно зарисовывал их по памяти. (Фотоаппарат — слишком дорогая игрушка для мальчика, который рано лишился отца.) Те альбомы с рисунками Лев хранит по сей день.

Будь то годы студенчества, когда он избрал темой курсового проекта в МВТУ подвеску микроавтомобиля с пластиковым кузовом. Машину демонстрировали на ВДНХ; она сохранилась и ныне обретается в запасниках Политехнического музея. Будь то работа на МЗМА (так раньше назывался столичный АЗЛК), где Лев не только компоновал гоночные машины будущих чемпионов СССР, но еще проектировал и строил двигатель... для советского болида формулы 1! 

А вскоре (точнее, в 1967-м) обосновался в редакции журнала «За рулем», где уже давно сотрудничал. Не сосчитать опубликованных им статей, заметок, брошюр. Больше всего места журнал уделял отечественной технике, причем не только автомобильной, но и мотоциклетной. Популяризацию зарубежных новинок в те годы не очень-то приветствовали. Тем не менее обзоры международных автосалонов стали фирменным блюдом Шугурова: не выезжая из редакции (на какие деньги?), он ухитрялся создавать у читателей иллюзию своего присутствия во Франкфурте и Женеве, давая убедительный анализ новинок.

Штат редакции был еще невелик, нагрузка зав. отделом — немалая. Но действуя в духе все того же девиза, Лев успел собрать материал и написал книгу «Автомобили Страны Советов» — по существу, первый общедоступный труд по истории отечественного автопрома, начиная с дооктябрьской эпохи. Она вышла двумя изданиями, а в 90-е, после переработки, стала солидным трехтомником.

Работая над этими книгами, он скрупулезно собирал свидетельства того, что усилия дореволюционных инженеров и промышленников вовсе не были бесплодными — вопреки официальной точке зрения. Итогом поисков стали не только статьи и выступления, но и объемистая рукопись книги «Погоня за „Руссо-Балтом“ — увы, до сих пор не изданной.

Сегодня трудно представить, как скудны были наши источники информации. Но Шугуров не унывал. Так и вижу: сдав очередную рукопись или верстку, Лева «шерстит» (тоже его любимое словечко) стопку иностранных журналов, приговаривая: «У нас легче выучить незнакомый язык, чем найти книгу на том, который уже знаешь!». Будто в подтверждение этих слов, он в молодости выучил чешский, переводя по просьбе коллеги руководство по... воспитанию фокстерьеров! Острыми высказываниями, своеобразным (нередко черным) юмором он по сей день озадачивает одних и навсегда влюбляет в себя других.

Лев Шугуров покинул редакцию «За рулем» 10 лет назад, в 1994-м. Здесь он состоялся как журналист, стал признанным мастером, чья популярность неотделима от имени журнала. Мечтал воплотить свои замыслы в новом издании, но проекты оказались недолговечными. А тут еще навалились тяжелые недуги. Он быстро терял зрение — и все-таки продолжает работать: написал книгу о «Мерседесе» в России, об автомобилях родного города...

Низкий поклон его жене Татьяне, спасибо многочисленным друзьям за то, что Левины статьи регулярно появляются в прессе, а его голос звучит по радио. Такому жизнелюбию, самоотверженности и творческой активности 70-летнего юбиляра позавидуешь.

Настройка гоночного мотора (МЗМА, 60-е годы).

Студент Шугуров и его курсовой проект (МВТУ, 1957 год).

ФОТО ИЗ АРХИВА ЛЬВА ШУГУРОВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии