В тени звезд

В ТЕНИ ЗВЕЗД

]

Рациональная Европа давно предпочитает компактные автомобили. Навстречу покупателям идут и конструкторы: «Мерседес» создал А-класс, «Ауди» — «двойку», а БМВ готовит к выпуску «единичку». Пока же приверженцы баварских автомобилей в умеренных габаритах выбирают 3-ю серию (экстравагантная Z3 не в счет). Последнее, четвертое поколение «трешек» носит заводской индекс Е46 и выпускается с 1998 года. В гамме — седан, универсал, купе, кабриолет и компактный хэтчбек. Но демократичны эти авто только по размеру: цены даже на подержанные экземпляры остаются высокими — в Москве от 15 тыс. долларов. Зато по энерговооруженности, управляемости и комфорту эти машины практически не уступают «пятеркам» и «семеркам», а в эксплуатации зачастую выгоднее старших братьев.

ЖЕРТВЫ ЗАСТОЯ

Выбирая подержанный автомобиль, в первую очередь присмотритесь к тем, что оснащены рядными «шестерками» (см. Историю модели). Они в целом надежнее, лучше переносят перепады температур, рваную городскую езду с частыми пусками и томлением в пробках. Эти двигатели — с чугунными гильзами, поэтому допускают расточку цилиндров и избавлены от проблем с никасилевым покрытием (ЗР, 2003, № 11, с. 208). И хотя пробег подавляющего большинства новых «трешек» пока не превысил 150 тыс. км, опыт эксплуатации этих двигателей на других моделях позволяет утверждать, что 300 тыс. км они прослужат.

Каких-то явных огрехов за четырехцилиндровыми моторами не замечено, но тем, кто использует машину лишь для экскурсий выходного дня, эти движки могут подложить о-очень большую свинью. Дело в том, что при небольших (менее 10 тыс. км) годовых пробегах масло теряет свои свойства — в основном, из-за постоянного присутствия конденсата, который скапливается при длительной стоянке. Назвать маслом эту смесь можно с большой натяжкой, и если вовремя не заменить ее, то вместо первого ТО придется менять... двигатель. В первую очередь от плохой смазки страдают балансирные валы, а продукты их износа ускоряют процесс: разрушаются вкладыши, задираются поршни, а там и до клина недалеко. Вспыхнувшая лампочка аварийного давления масла на фоне стуков из-под капота лишь констатирует факт необратимого разрушения (канал масляного датчика на машинах 1998–1999 гг. порой забивается продуктами износа, из-за чего он срабатывает с опозданием). Поэтому не паникуйте, а потихоньку добирайтесь до дома или до сервиса: мотор все равно менять.

«Бережливые» владельцы обычно и не подозревают об этой мине, доверяясь бортовому компьютеру (пробег до очередного ТО высвечивается при включении зажигания). Между тем в инструкции сказано: заменять масло минимум раз в два года независимо от пробега. Еще лучше делать это ежегодно — тогда до 200 тыс. км про износ можно забыть. А не нарваться на проблемный двигатель при покупке поможет диагностика с использованием эндоскопа — сравнительно недорогая дилерская услуга.

НЕ ПОДМАЖЕШЬ — НЕ ПОЕДЕШЬ

БМВ не относятся к автомобилям с «нулевым» расходом масла. То, что за межсервисный пробег его придется подливать и, возможно, не один раз, вполне нормально. Завод допускает расход 0,7 л/1000 км, а между метками max и min на щупе умещается 1–1,5 л. На двигателях M43TU с 1998 года устанавливались композитные маслосъемные кольца, такие же поставляются в ремкомплект. По внешнему виду их трудно отличить от металлических, да и надежность не ниже, но они требуют приработки к цилиндру. Поэтому до 10 тыс. км угар масла бывает несколько завышен. Если двигатель перегревали, может открыться течь через задний сальник коленвала — от повышенной температуры он дубеет. На рядных «шестерках» пониженный уровень масла грозит в первую очередь износом гидрокомпенсаторов зазоров клапанов и натяжителя цепи ГРМ — воздуха в системе они не любят.

Бытует мнение, что в моторы с развитым масляным аппетитом лучше заливать «мазь» погуще, типа 20W60. Действительно, расход масла уменьшится — но вместе с ресурсом двигателя. Завод недаром настаивает на маловязких маслах 0W30 или 5W40 серии Long Life (маркировка LL 98): селективная сборка предусматривает минимальные зазоры в сопряжениях, куда вязкое масло просто не проникнет. Поэтому при повышенном его расходе дешевле перебрать двигатель с заменой поршневых колец, чем вскоре менять поршни, валы и вкладыши. По той же причине (повышенные требования к качеству масла) не рекомендуется промывать систему смазки, ведь немалая часть «коктейля» останется в картере.

ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ

Общая болячка «четверок» M43TU и «шестерок» M52TU — поломка цапфы, удерживающей термостат. Из-за этого двигатель недогревается, что становится заметнее с ростом скорости. А вот разбалтывание контактов в колодках моторного жгута встречается только на «шестерках». Припарки — подгибание и смазка контактов — оживляют электрику ненадолго. Кардинальное средство — замена жгута. Симптомы болезни — плохой запуск, неустойчивую работу, горящую лампу неисправности двигателя — часто ошибочно относят на счет узла дроссельной заслонки и впустую меняют вполне исправную деталь. Впрочем, порой отказывает и датчик положения заслонки; правильный диагноз поставить не так просто.

Со временем от воды, содержащейся в бензине, разрушаются дорожки реостата датчиков уровня топлива (в каждой половине бака — свой датчик). Признаки неисправности могут быть различными — от неверных показаний до отключения прибора (все зависит от того, сочтет ли электроника показания датчиков достоверными). Первое зачастую опаснее — есть риск встать с пустым баком на пустынном шоссе. Поэтому при первых признаках вранья меняйте датчики. Зато баку и бензопроводам коррозия не страшна — они пластмассовые. Да и при касании ледяных торосов бак просто «отыгрывает», не повреждаясь. В целом к топливной системе претензий нет, лишь форсунки желательно промывать при каждом ТО.

Сравнительно редко отпаиваются элементы в блоке управления мотора M52TU. Дилер не станет возиться с паяльником — заменит блок. Кто-то предлагает ремонт. Соглашаясь, многие не подозревают, что, заполучив «мозги», иные «специалисты» не только восстановят контакт, но и поработают с иммобилайзером — и однажды машина исчезнет без следа.

Прикуривать инструкция разрешает в обе стороны. Только предупреждает: подсоединять клеммы — при выключенном зажигании, а давать нагрузку — при заведенном двигателе, причем только от вывода в моторном отсеке (напомним: батарея у этих машин в багажнике). При отключении аккумулятора сбрасываются лишь коды ошибок контроллера — поэтому не стоит этого делать перед поездкой на диагностику; магнитола же сама вспомнит свой код. Отсоединяя клеммы, сначала снимите «минус», иначе может сработать пиропатрон, призванный отстрелить клемму при аварии, — дорогая хлопушка.

МЕХАНИКА ПРОИГРЫВАЕТ АВТОМАТУ

Несмотря на имидж автомобиля для активного водителя, большинство московских «трешек» — с автоматической коробкой передач. Шестицилиндровые двигатели комплектовались «Стептрониками» (ЗР, 1999, № 11, с. 48). Нареканий на «автоматы» нет. А вот с «механикой» на машинах выпуска 1998 и первой половины 1999 года порой проблемы: трудно включается и вылетает первая передача. Коробку заменяют. На новую действует годовая гарантия производителя и — дополнительно — годовая дилерская.

Сцепление — с автоподводом, служит практически столько же, сколько двигатель. Проблемы обычно бывают у тюнингованных машин, где вместе со сцеплением нередко приходится менять и дорогой двухмассовый маховик. Что ж, сверхплановые лошади бесплатно не даются.

Трансмиссия ведет себя безупречно. Лишь на полноприводных версиях со временем появляется небольшой люфт в шлицах на выходе из «раздатки» и у валов внутренних шарниров. Это не является неисправностью и вмешательства не требует. Нет нареканий и на подшипники ступиц.

РУЛЕВОГО — В РАСХОД

В передней подвеске чаще всего придется заниматься стойками стабилизатора поперечной устойчивости (каждые 20–30 тыс. км) и сайлент-блоками рычагов (60 тыс. км). Перепрессовывать сайлент-блок в алюминиевом кронштейне допускается только раз, закернив край. После чего меняют оба рычага с кронштейнами (левый и правый).

При покупке машины стоит проверить, на месте ли усилитель подвески. Отдельные умельцы нет-нет да и забудут прикрутить лишнюю деталь, видимо, не найдя места невзрачной стальной распорке среди алюминиевых рычагов и кронштейнов. А без нее подвеска и кузов долго не проживут.

На фоне почти не требующей внимания и затрат подвески досадным проколом выглядит люфт в зацеплении рулевой рейки. Он появляется уже к 20–60 тыс. км и в дальнейшем прогрессирует. Фирма БМВ не предусматривает регулировку зазора, поэтому дилер просто меняет узел. Кто-то подтягивает гайку — на свой страх и риск. В случае неравномерного износа зубьев возможно подклинивание механизма. Дело тонкое! Зато наконечники тяг переживут не одну рейку.

Тормоза — информативные и надежные, дисковые на всех колесах. Суппорты служат, не закисая, по 300 тыс. км. Колодки изнашиваются к 25–30 тыс. км пробега (с «автоматом» — к 18–25 тысячам), диски выдерживают два комплекта колодок. Регламентная замена резиновых шлангов не предусмотрена, да и претензий к ним нет.

ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМ

На оцинкованный кузов «трешки» производитель дает шестилетнюю гарантию от сквозной коррозии. Но лишь при условии, что клиент регулярно проходит профилактический осмотр и за свой счет устраняет повреждения лакокрасочного покрытия. Мало кто соглашается финансировать гарантию из своего кармана. Впрочем, небитые, эти машины и так держат марку.

Правда, есть особые места — например, планка подсветки заднего номерного знака на автомобилях выпуска с сентября 2001 года. Из-за ее коррозии отказывает микровыключатель кнопки багажника под резиновой мембраной. Тогда замок открывается только ключом.

В кузовном ремонте свои подводные камни. Один из них — подбор оттенка серебристого металлика фирменной водорастворимой эмали: колер уходит то в розовый, то в голубой. Покупая такой автомобиль или принимая его из малярки, смотрите внимательнее. С другими цветами сложностей нет.

Другой нюанс касается восстановления передка после аварии. Компоновка моторного отсека плотная, поэтому важен каждый миллиметр. Особое внимание — крыльчатке вентилятора радиатора системы охлаждения. Если передок «недотянут», она может касаться радиатора при резких разгонах и торможениях двигателем.

«Ксенон» — безусловный плюс не только в плане освещенности дороги. С ним пластиковое стекло фары избавлено от перегрева. С обычными лампами (особенно повышенной мощности или когда в фары установлены линзы) на пластике нередко появляются глубокие трещины, не устраняемые полировкой.

Наконец, если есть возможность, лучше выбрать автомобиль с «восточным пакетом» (он предусмотрен только для седанов). В него входят более жесткие и длинные (плюс полвитка) пружины, увеличивающие клиренс на 22 мм, утолщенные на 1 мм передний и задний стабилизаторы и более жесткие амортизаторы. Кроме того, последние заправлены низкозамерзающей жидкостью, рассчитанной на работу до —40°С. Это же относится и к усилителю руля. Программа управления двигателем адаптирована к запускам в сильные морозы и не учитывает сигнал лямбда-зонда на выходе нейтрализатора, а силовой агрегат снизу защищен стальным листом.

«ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА»

Не секрет, что профессионалы криминального мира давно научились скручивать электронные спидометры. Баварские инженеры разработали свою систему защиты: информация о пробеге содержится в разных блоках, которые обмениваются данными. Как только обнаружится расхождение (а изменить данные синхронно практически невозможно), зажигается светодиод — красная точка на дисплее одометра, правее надписи km. Горит — значит машина побывала в «предпродажке». Также информация о пробеге зашита в ключе зажигания. У дилера есть специальный прибор (key reader), который позволяет считать эти данные. К каждому автомобилю прилагается четыре ключа, они подробно описаны в материале о БМВ 5-й серии (ЗР, 2003, № 11, с. 208).

На полноприводных версиях или с двигателем N42 поиск номера двигателя — операция не только долгая, но и дорогая. В первом случае его закрывают опора двигателя и полуоси (4 нормочаса и 200 евро), во втором — генератор.

VIN автомобиля выбит на чашке правой передней арки на обработанном специальным грунтом поле (по виду похоже на голый металл) и заламинирован прозрачной пленкой. Эта пленка должна быть наклеена ровно и плотно, без отстающих уголков и складок. Ни в коем случае не сдирайте ее, как защитную полоску с экрана телефона, иначе наживете большие проблемы с постановкой на учет и техосмотром. Да и на дороге машину могут задержать — сотрудники ДПС в курсе особенностей маркировки.

ИСТОРИЯ МОДЕЛИ

1998 год. В марте на Женевском автосалоне представлена «трешка» четвертого поколения. Кузова — купе (Ci) и седан (i). В первом варианте устанавливались самые мощные бензиновые двигатели — 24-клапанные рядные «шестерки» M52TU* объемом 2,5 и 2,8 л и мощностью 125 кВт/170 л. с. и 142 кВт/193 л. с. соответственно (323Ci и 328Ci). В конце года появился «бюджетный» седан 316i с восьмиклапанной рядной «четверкой» M43TU 1,9 л, 77 кВт/105 л. с. Коробки передач — автоматические четырех- и пятиступенчатые или механические пятиступенчатые. Отделка салона — от 5-й серии.

1999 год. Модели 318i с двигателем M43TU 1,9 л, 87 кВт/118 л. с., 320i с M52TU 2,0 л, 110 кВт/ 150 л. с. и 320d — с турбодизелем с непосредственным впрыском М47 (четырехцилиндровый шестнадцатиклапанный) 2,0 л, 100 кВт/136 л. с. (последний в России не сертифицирован).

2000 год. Кабриолет и М3 (342 л. с.) на базе Е46 предлагают с механической или секвентальной автоматической коробкой передач второго поколения SMG II.

2001 год. Новая гамма бензиновых двигателей. «Четверки» с системой Valvetronic (ЗР, 2003, № 5, с. 26): N40 (на хэтчбеке 316i, в Россию официально не поставлялись) и N42; 1,8 л развивает 85 кВт/115 л. с., 2,0 л — 105 кВт/143 л. с. «Шестерки» М54*: 2,2 л, 125 кВт/170 л. с.; 2,5 л, 142 кВт/ 193 л. с.; 3,0 л, 170 кВт/231 л. с. (модели 320i, 325i и 330i соответственно). Универсал на базе Е46. Рестайлинг седана: изменились передние крылья, передняя и задняя оптика, капот.

2003 год. Рестайлинг купе и кабриолета. Появилось купе 330Cd с шестицилиндровым двигателем 3,0 л, 150 кВт/204 л. с., развивающее максимальную скорость 242 км/ч.

*Оснащены системой DOUBLE VANOS, позволяющей изменять фазу открытия впускных и выпускных клапанов (ЗР, 1998, № 11, с. 56–57).

Слабое место передка — рулевая рейка.

Сайлент-блок рычага передней подвески (в кружке) допускает лишь однократную перепрессовку. Кронштейны меняются в сборе с рычагами, причем на автомобиле должны быть либо оба «ажурных» (новых) рычага, либо оба сплошных (старых), но не разные. Проследите также, чтобы растяжки усилителя (показаны стрелками) были на месте.

Задняя подвеска не требует внимания годами. При сильных ударах обычно страдают лишь амортизаторы.

Топливный бак — пластмассовый, коррозия ему не страшна. В каждом его отделении — свой датчик уровня топлива.

Передняя оптика до...

...и после рестайлинга.

Салон от 5-й серии — стильный и комфортный.

Пластиковые топливопроводы и стальные тормозные трубки защищены лонжеронами.

Если здесь горит красный огонек, значит, автомобиль побывал в «предпродажке»: электронный одометр скручивали.

VIN защищен прозрачной пленкой. Без нее криминалистической экспертизы не избежать.

Благодарим дилерский сервисный центр «АВТОДОМ» за помощь в подготовке материала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о BMW 3-й серии

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии