Пять секунд, пять секунд…

ПЯТЬ СЕКУНД, ПЯТЬ СЕКУНД…

АВТОКЛУБ

ДИАГНОСТИКА: БЕНЗОНАСОС «ВОЛГИ»

ПЯТЬ СЕКУНД, ПЯТЬ СЕКУНД…

ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН

«Волга» – традиционно уважаемый в России автомобиль. Впрысковые двигатели ЗМЗ еще больше укрепили его авторитет. Впрочем, неплохо они вписались и в подкапотное пространство «газелей». Тем не менее, есть у мотора причуды: бывает, заводится, когда вроде бы не должен. В памяти контроллера фиксируются даже такие ошибки, как неисправность датчика положения коленвала, обрыв цепей четырех форсунок, а двигатель вопреки логике работает! Мы же рассмотрим другой случай: мотор не завелся и придется искать причину.

Вооружимся пробником, любым четырехконтактным реле и перемычкой (фото 1). Наш пробник – с батарейкой, с ним легко найти «минус» в электрической цепи, а это понадобится, поскольку управление многими ее элементами происходит как раз по «минусу».

Итак, зажигание включено, а жужжания бензонасоса не слыхать. Тогда вначале проверим предохранители. Расположены они удобно – под декоративной планкой справа на панели приборов. Сдвинем шильдик с надписью «Волга» и, поддев планку, снимем ее. Седьмой слева предохранитель (20 А) и пятый справа (15 А) отвечают за работу бензонасоса и систему управления двигателем (фото 2). Иногда они перегорают от каких-то случайностей – заменив их, пускаем мотор. Если же и новые сгорят, причина – в коротких замыканиях, устранить которые порой непросто, с этим лучше обратиться к специалисту-электрику. Предохранители целы? Тогда стоит их вынуть и вновь вставить – иногда этого довольно, чтобы восстановить контакт.

Положим, не помогло: насос все равно молчит. Проверим реле бензонасоса и главное реле. Вместе с диагностическим разъемом они закреплены в моторном отсеке на щите передка (фото 3). Главное реле в этом кадре справа. Начнем (см. рис.) с него: если там не все в порядке, реле бензонасоса не получит с главного реле управляющий сигнал и лампа диагностики («проверь двигатель») гореть не будет. Отключаем разъем главного реле. На контактах 85 и 87 его колодки даже при выключенном зажигании должно быть напряжение +12 В (фото 4). Чтобы не путаться в расположении контактов, сориентируемся по припасенному для этого случая реле (см. фото 1).

Включим зажигание. Теперь на контакте 86 колодки главного реле должен появиться «минус». Как это проверить? Щупом пробника коснемся контакта 86, а его зажим («крокодил») соединим с кронштейном. Если загорелся зеленый светодиод (фото 5), внешняя цепь главного реле исправна. Значит, займемся им самим. Соединив его разъем, отсоединим разъем реле бензонасоса и включим зажигание. На упомянутом уже контакте 85 должно появиться напряжение +12 В. Есть? Выходит, главное реле исправно, питание на реле бензонасоса обеспечено, лампа диагностики горит. Нет? Заменим главное реле и снова включим зажигание. Появилось напряжение на контакте 85 колодки – порядок!

Теперь разберемся с цепями реле бензонасоса. Нелишне знать, что после включения зажигания блок управления подает на реле бензонасоса сигнал продолжительностью пять секунд. Если за это время двигатель не пустить, реле будет вновь отключено. Управление, как уже было сказано, здесь по «минусу». Поэтому контакт 86 колодки реле бензонасоса соединим пробником с «массой» и включим зажигание. Пять секунд должен гореть зеленый светодиод. Не получается? Плохо – обрыв в проводе либо (того хуже!) неисправен блок управления.

Положим, пятисекундный сигнал есть, а насос все-таки не действует. Тогда сымитируем работу реле бензонасоса: соединим его контакты 30 и 87 перемычкой (фото 6). Заработал насос? Значит, реле неисправно. Меняем его. Если и после этого насос молчит, продолжим поиск.

Расположен насос неудобно, снизу днища кузова (фото 7). Снова поставим перемычку между контактами 30 и 87 реле бензонасоса – и посмотрим, появился ли «плюс» на том его выводе, к которому подходит белый провод. Есть? Значит, плюсовый провод цел. А минусовый? Один вывод пробника подсоединим к «плюсу», другой – к «минусу» насоса. Горит индикатор? Следовательно, вся внешняя цепь насоса в порядке, а проблема в нем самом, например, в его механике. Не горит? Ищем обрыв в «минусовом» проводе, который придется восстановить.

Закончим важным напоминанием. Довольно часто бензонасос не работает при неполадках в охранной сигнализации, из-за чего в его системе управления возникают те или иные «обрывы». Вот почему весьма полезно иметь хотя бы общее представление об особенностях своей противоугонки, ее компонентах – реле, скрытых выключателях, худ-локах с размыкателями и т. п. Иначе с запуском вашей «Волги» действительно быстрей справится угонщик!

Подпишитесь на «За рулем» в