Подтвердите права!

ПОДТВЕРДИТЕ ПРАВА!

ЧЕМУ УЧАТ В НЕМЕЦКИХ АВТОШКОЛАХ

С тех пор немало воды утекло. Многолетняя езда по московским улицам, как мне казалось, сделала из меня аса. Однако в Германии, куда я переселился, пришлось не только укротить свои шоферские амбиции, но и отчасти забыть прежний опыт.

ПРОВЕРКА

Надо отдать должное терпению немецких властей. Полиция долго мирилась с тем, как ездят наши соотечественники (а их приехало в ФРГ за последние 10–12 лет более двух миллионов) – не обращая внимания на знаки и нарушая все писаные правила. С тех пор как я держал водительские экзамены, на родине мало что в этом смысле изменилось. Разве что появились новые пластиковые права, внешне напоминающие европейские. Кстати, на этот счет не стоит заблуждаться: хоть они и выглядят современно, доверия к ним от этого ничуть не больше. По российским «корочкам» порой трудно даже взять машину напрокат. Видимо, здорово наши здесь «почудили».

Еще несколько лет назад российские права можно было просто обменять на немецкие. (Кстати, такая практика существует в Бельгии и Франции, правда, при одном условии… наличии вида на жительство). Затем с ними разрешили ездить только в течение года. Теперь – шесть месяцев, после чего вы не имеете права сесть за руль, иначе рискуете навсегда лишиться возможности водить автомобиль в Германии. Если вы на три года затянули подтверждение российских прав, придется начинать с нуля. А это стоит немало. В среднем полный курс обучения вместе с экзаменами может обойтись более чем в 1,5 тысячи евро! Обо всем этом вам сообщат в специальной службе городской администрации, которая занимается водительскими удостоверениями для новичков и заверением иностранных прав.

Сюда я пришел со справками от окулиста, об окончании курсов по оказанию первой неотложной помощи и двумя фотографиями. На них, по совету фотографа, я приветливо улыбался. От нарколога и психиатра справок не потребовалось.

Все это было сдано чиновнику вместе с российскими правами и договором с одной из автошкол, которая бралась за мое переобучение. На то, чтобы заверить российские документы, уходит минимум две недели. У меня это заняло месяц: мне объяснили, что столько времени заняли запрос в Россию и подтверждение легальности моих «бумаг». Теперь можно было договариваться с автошколой о сроках теоретического экзамена.

СЧИТАЙТЕСЬ

В любой автошколе за 30 евро продают экзаменационные билеты на многих языках – немецком, турецком, итальянском, английском, французском, португальском, польском, греческом, румынском, испанском и русском. Всего 59 билетов по 30 вопросов в каждом. Время подготовки не ограничено – как только почувствуешь себя уверенно, можешь записаться на предварительное тестирование. На каждый вопрос – варианты ответа, как и у нас. Вот несколько примеров, весьма характерных для немецкой менталь-

ности.

Как можно узнать хорошего водителя?

1. Он использует любую возможность для обгона, чтобы оторваться от других и показать свое превосходство, даже если его манера вождения сопряжена с риском.

2. Он ведет себя дружелюбно, едет спокойно и не настаивает на том, чтобы показать свое превосходство.

3. Он движется очень быстро, чтобы доказать свое умение.

Участие в дорожном движении требует считаться друг с другом и постоянной осторожности. Что это для вас означает?

1. Принимать в расчет ошибочные действия других.

2. В любом случае настаивать на своем праве преимущественного проезда.

3. Двигаться предусмотрительно.

По отношению к каким участникам дорожного движения вы должны держаться особенно осторожно?

1. По отношению к пешеходам-инвалидам, пешеходам, нуждающимся в помощи, и пожилым.

2. По отношению к детям.

3. По отношению к велосипедистам, которые обращают на себя внимание неуверенной манерой езды.

Попробуйте ответить сами (правильными могут быть несколько ответов).

Подобных вопросов в билетах довольно много. Но основные все же связаны непосредственно с безопасностью движения – правилами проезда перекрестков, скоростным режимом, дорожными знаками и др. На экзаменах вам дают билеты на русском: тридцать вопросов при максимум трех допускаемых неправильных ответах. Теоретический экзамен на иностранном языке стоит 48 евро! Если не сдали его с первого раза, можете повторять бесконечно (естественно, каждый раз за плату). Практический экзамен еще дороже – 90 евро.

НАДО ЧАЩЕ ВЕРТЕТЬ ГОЛОВОЙ!

Один мой знакомый, переехавший в Германию из Саратова, где он почти 20 лет работал инструктором вождения, сдавал практический экзамен, пока у него не закончились деньги. Он так и не смог управлять машиной обеими руками – все время держал одной рычаг переключения передач. Кроме того, не научился оглядываться и вертеть головой при перестроении из ряда в ряд и поворотах, что считается здесь серьезной ошибкой. Когда я поинтересовался, будет ли он еще пытаться сдать экзамен, он совершенно неожиданно ответил: «Знаешь, надоели мне эти немцы. Все им не так. Обойдусь и без машины».

Проблема, получается, в нас самих – нашей культуре, нашей ментальности. Когда приступаешь к практическим занятиям, то понимаешь: тебя не просто учат крутить баранку, а в первую очередь формируют манеру вождения, где главная составляющая – дружелюбие, взаимная вежливость, предупредительность по отношению ко всем участникам движения, среди которых немало и новичков, и пожилых людей. Именно в этом разница между европейским и российским стилями езды. В последнем очень многие просто демонстрируют свое превосходство и видят в этом доблесть. Более того, отучиться от этого некоторым соотечественникам оказалось труднее, чем правильно держать руль.

Чтобы подготовиться к сдаче экзамена по вождению, мне понадобилось 10 часовых уроков (30 евро за час) – это обязательный минимум для каждого претендента. Если недостаточно, будете тренироваться дольше. Лишнего инструктор не возьмет, но и «полуфабрикат» на экзамен не выпустит. После первого же урока моя водительская спесь улетучилась. Инструктор нашел 12 ошибок, которые мне предстояло исправить: при поворотах и перестроении оглядываться по сторонам, а не только смотреть в зеркала; держать руль обеими руками; обязательно притормаживать перед пешеходным переходом (даже если там никого нет); строго соблюдать скоростной режим и т. д. Этому я и посвятил все остальные занятия. Зато когда после первой же попытки сдал экзамен и получил немецкие права, то испытал необычайно приятное чувство. Наверное, от приобщения к европейской культуре…

Потом возникла новая проблема: если приезжаю в Москву, не могу заставить себя сесть за руль. Куда-то подевалась моя прежняя самоуверенность. Я просто теряюсь в этом шумном и хаотичном потоке машин! Надо ли говорить, что никаких сравнений с комфортной ездой по европейским дорогам даже не возникает…

ФОТО: DVR

Подпишитесь на «За рулем» в