Кажется, мы все сошли с ума

КАЖЕТСЯ, МЫ ВСЕ СОШЛИ С УМА

После трехлетнего безудержного роста основных показателей аварийности в минувшем году отмечено сокращение числа погибших в ДТП (на 3,1%), некое «замедление темпов прироста количества происшествий (+2,1% против +10,8% в 2003 г.) и числа раненных в них людей» (+3,1% против +13,1%).

Это, конечно, не может не радовать, но только если иметь в виду относительные показатели. Абсолютные же способны неподготовленного человека привести в состояние шока. В прошлом году в стране было зарегистрировано 208 506 ДТП (а сколько еще неучтенных!), погибло 34 506 и ранено 251 386 человек. Если посчитать, то ежедневно на дорогах России обрывается жизнь 95 наших с вами сограждан, а еще 689 становятся калеками. Каждый день! Еще дотошные специалисты подсчитали, что социально-экономический ущерб от ДТП и их последствий составил за год 369 млрд. рублей, а от гибели людей – еще 186, 2 млрд.

По количеству ДТП мы – абсолютные лидеры в Европе и одни из мировых «чемпионов» (впереди только Китай и Индия, где население давно перевалило за миллиард). Опережаем всех мы и по тяжести последствий аварий (12 погибших на 100 пострадавших). Есть у нас и целые регионы-«рекордсмены»: в Эвенкии из 100 пострадавших погибают… все сто (!), в Ингушетии и Дагестане – по 23, в Туве – 22… В целом же у россиянина шансы погибнуть на дороге в 5 раз выше, чем у гражданина Австрии, Великобритании, Германии, США или Швеции.

Причин тому множество, и одна из главных – только 20% пострадавших в ДТП получают помощь на месте или по пути в больницу (по данным минздрава), 70% водителей не имеют понятия, как пользоваться аптечкой, а у половины ее нет вовсе. В результате не доезжает до лечебниц и погибает 30% (а в некоторых регионах и все 90%!) раненых… Много лет уже руководитель Всероссийской службы медицины катастроф Сергей Гончаров призывает увеличить число пунктов медицинской помощи в городах и на самых оживленных трассах (в том числе и на крупных АЗС), хотя бы увеличить количество дорожных указателей, где их найти, но… «Везде есть указатели населенных пунктов, кафе, магазинов, других объектов, но нигде на дорогах не найдешь стрелочки, как проехать к ближайшей больнице», – возмущается С. Гончаров. А еще хорошо бы создать во всех регионах центры медицины катастроф со своими мобильными отрядами, психологическими бригадами, медицинскими учреждениями, но пока это лишь пожелания медиков.

В своем отчете ГИБДД в качестве главных факторов, влияющих на рост ДТП, называет социально-экономические. С каждым годом, например, растет диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и численности автомобилей в стране; состояние многих улиц и дорог оценивается как неудовлетворительное. Средняя скорость движения транспорта в крупнейших городах за последние пять лет снизилась почти на 40%! Другая «уважительная» причина – старение автопарка: больше половины всех транспортных средств у нас старше 10 лет, а около 5 млн. машин ежегодно признают неисправными…

А еще мы на святой Руси очень любим садиться за руль зело выпивши; по этой причине (которую тоже можно отнести к числу социально-экономических) в прошлом году случилось 13% (!) всех ДТП. Причем пьют и водители, и пассажиры, и пешеходы: в 2004-м из-за этого погибли 4790 человек, а свыше 38 тыс. получили ранения. Лучшие друзья «зеленого змия» живут у нас, как оказалось, в Коми-Пермяцком округе (33% всех ДТП), Костромской области (31,5%) и на Алтае (30,3%).

В общем, все это дало основания Главному государственному автоинспектору Российской Федерации В.Кирьянову заявить, что «аварийность на автомобильном транспорте является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем, которая представляет угрозу безопасности на государственном уровне». А в качестве одной из главных мер в борьбе за сокращение ДТП он назвал необходимость внести «целый ряд изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях; особенно это касается грубых и систематических нарушений Правил дорожного движения».

Кто б спорил? Безусловно, все сказанное справедливо; никто, кажется, сегодня не будет возражать против того, что 50 рублей – смешной штраф за такое, к примеру, грубейшее нарушение, как проезд на красный свет. Проекты законов, многократно увеличивающие степень наказаний, уже направлены на рассмотрение в Госдуму и через какое-то время будут приняты. Только вот что изменится от этого на дорогах – вопрос спорный, потому что, как известно, в России строгость законов сосуществует с необязательностью их исполнения. Может быть, главную причину непомерно высокого числа ДТП в стране надо искать и в другом?

Сегодня органы безопасности дорожного движения, их структура, задачи и мотивация сотрудников не соответствуют настоятельным требованиям времени. О чем говорить, если официальная средняя зарплата сотрудника ГИБДД меньше 5 тыс. руб. в месяц при очень нелегких условиях труда – надо нести службу и на морозе, и в жару, при жуткой загазованности… Скажите, положа руку на сердце, много ли найдется в нашей бедной стране настоящих честных рыцарей правопорядка, готовых к такому подвигу? Наверное, имеет смысл подумать, а надо ли держать в стране целую армию (самую большую в Европе!) потенциально нищих инспекторов (их у нас свыше 100 тысяч!), которые к тому же не в состоянии пресечь лавину правонарушений на дорогах. Может, лучше иметь небольшое войско, но высокопрофессиональное, хорошо оснащенное современной техникой? За примерами ходить далеко не надо – Англия, ФРГ, Скандинавия под боком. А «социально-экономические причины»? Что ж, их всегда можно найти для объяснений в вышестоящих структурах – была бы в том нужда…

Подпишитесь на «За рулем» в