ВАЗ-2111. Универсальный рецепт

ВАЗ-2111. Универсальный рецепт

Исключение – весьма дорогие «вагоны» избранных зарубежных фирм, которые могут себе позволить престижную модель с вместительным кузовом и весьма серьезной начинкой.

А если нужен куда более дешевый отечественный универсал, наделенный, однако, незаурядными динамическими показателями? Решение не блещет разнообразием: в большинстве случаев это VAZ 2111, доработанный в тюнинговом ателье.

ПО ВСЕМУ ФРОНТУ

Автомобиль, попавший на тест, – пример рационального подхода. Заказчик четко обозначил требования: машина на каждый день, пригодная для перевозки солидного груза и вместе с тем обладающая внятной управляемостью, хорошей разгонной и тормозной динамикой. Кстати, владелец предпочел универсал с восьмиклапанным мотором: нет необходимости постоянно следить за состоянием ремня газораспределительного механизма – в случае обрыва поршни с клапанами не встретятся.

С двигателя и начнем. Его рабочий объем увеличили до 1,6 литра установкой нового коленчатого вала, который, кстати, не забыли отбалансировать в сборе с маховиком и ведущим диском сцепления. Головка блока не родная: «Спорт 2108» с иным распределительным валом (увеличен подъем клапанов, изменены фазы) и разрезной шестерней. Поршни с молибденовым напылением – естественно, тоже не штатные.

Выражаясь компьютерным языком, с «железом» покончили – чтобы оно заработало должным образом, нужен соответствующий «софт». Под это определение попал оригинальный пластиковый ресивер, разработанный для двигателя объемом 1,6 литра. На рампе установлены топливные форсунки «Бош» увеличенной производительности, работающие вместе с дроссельной заслонкой диаметром 52 мм под управлением контроллера «Январь 5.1.1» с перешитой программой.

Двигатель стал более «моментным», поэтому, несмотря на «скоростную» главную пару (3,7), в коробке появился так называемый 18-й ряд с измененными передаточными отношениями всех пяти ступеней. Причем первая передача здесь «длиннее» на целых 12,9%, а потому служит не только для троганья с места, но и как ходовая. Скорость движения на этой передаче превышает 50 км/ч, а исчезнувший разрыв между первой и второй бережет синхронизаторы и позволяет легко переходить на низшую ступень при торможении двигателем.

При доводке ходовой части и тормоза тоже обошлись без «экстрима». Универсалу сохранили дорожный просвет, а за уверенный контакт с дорогой отвечают амортизаторы «Кони Спорт» и пружины «Айбах Про-Кит». Прогрессивную характеристику им обеспечил переменный шаг витков. Лучшую управляемость машине должны придать оригинальная поперечина передней подвески, растяжка между передними стойками и два стабилизатора поперечной устойчивости.

Широченные низкопрофильные «лапти» универсалу ни к чему, а 14-дюймовых колес вполне достаточно, чтобы разместить за ними цепкие тормозные механизмы. Они дисковые «по кругу»: спереди перфорированные диаметром 260 мм от «Про-Спорт» в объятьях колодок АТЕ, тыл поддерживают механизмы «Авто-СпортТехника». Последние сертифицированы НАМИ и отличаются верхним расположением суппорта и наличием кожуха, что ставит точку в споре о законности и недолговечности такой конструкции.

Перечень переделок исчерпан – не слишком глубоко, но комплексно.

Экстерьер дорабатывать не стали: во-первых, сэкономили средства, во-вторых, найти эстетически приемлемый комплект на «одиннадцатую» непросто, а многие «обвесы», помимо прочего, не на пользу аэродинамике. К слову, среди машин «десятого» семейства универсал обладает хоть и несколько большим Сх, зато может похвастать выгодным распределением подъемной силы между осями и ее отрицательным значением. Иными словами, на высокой скорости «вагон» прижимается к дороге, тогда как серийные седаны и хэтчбеки стремятся оторваться от нее. Так что вазовский универсал вполне достоин внимания не только прагматиков, но и поклонников скорости.

ОТ СОМНЕНИЙ К ИСТИНЕ

Выбранный подход и реализация проекта вызвали бы полное одобрение, если бы не червячок сомнения, зашевелившийся еще до начала пробных заездов. В очередной раз напомним, что всякое вмешательство в конструкцию серийной машины нарушает баланс ее качеств в ту или иную сторону. В данном случае автомобиль дорабатывался всесторонне под лозунгом «сохранить и приумножить» – факт отрадный. Опыт мастеров тоже не дает повода для недоверия… но есть у нас и собственный опыт. При взгляде на модернизированные тормоза сразу вспомнился давний тест «десятки» с аналогичной схемой: тогда при интенсивном торможении ее начало ощутимо «крестить». Конечно, во многом это зависит от настройки регулятора давления, от состояния механизмов, но… Червячок нашел очередное яблоко.

Некоторые сомнения вызвало стремление придать подвескам дополнительную угловую жесткость. В ряде экспериментов на автомобилях «десятого» семейства установка заднего стабилизатора в дополнение к переднему не улучшила, а ухудшила управляемость. Далее: об измененных характеристиках мотора и трансмиссии в быту принято судить по динамике разгона и «максималке». А ведь для серийного автомобиля немаловажен и виброакустический комфорт! Посмотрим, к чему привели благие намерения в этот раз.

Новость первая, хорошая: «одиннадцатая» действительно стала другой, так что эффект от тюнинга есть. Впрочем, оговоримся: мы ждали все-таки большего. Моментный двигатель позволяет без проблем тронуться, а «длинная» первая передача очень удобна, например, при переезде «лежачих полицейских» и, как говорилось, при торможении. Короткоходный механизм переключения заметно приятней, чем расхлябанный стандартный. На руль «одиннадцатая» реагирует весьма живо благодаря доработкам кузова и подвесок и, конечно же, измененным углам установки колес. Последнее оборачивается знакомой стороной медали – значительным усилием на руле. Лечится это установкой усилителя, что вполне обосновано и даже входит в планы владельца машины.

А вторая новость не очень хорошая. Полноценному комплексу испытаний личный автомобиль подвергать не стали, однако экспресс-тест, увы, подтвердил: тормозная система требует очень тщательной настройки. Иначе при экстренном торможении задние механизмы, «хватающие» раньше передних, провоцируют занос.

Настройка подвесок тоже не бесспорна. До предельных режимов автомобиль гуманно не доводили, однако при проезде «змейки» на относительно небольшой скорости универсал стремится вывесить разгруженное заднее колесо. Причина, вероятнее всего, в заднем стабилизаторе.

И, наконец, поездка в городе выявила заметный шум в салоне и резонанс при частоте вращения коленвала около 5000 об/мин – впору подбирать иные опоры силового агрегата и усиливать шумоизоляцию.

Тем не менее владелец доволен поведением тюнингового универсала. И мы в целом тоже довольны. Прежде всего тем, что отношение к тюнингу начало меняться: проект доводки «одиннадцатой» порадовал не только появлением нового «спортвэгона», но и весьма серьезным подходом. Ну а отмеченные недочеты в ближайшее время будут устранены.

ЛАДА-2111

Кузов: универсал, количество дверей – 5, число мест – 5, растяжка опорных чашек передних стоек, усиленная поперечина передней подвески, 6-миллиметровая защита двигателя.

Двигатель: VAZ 2111 увеличенного до 1,6 л рабочего объема, оригинальный коленвал, поршни с молибденовым напылением, головка блока цилиндров «2108 Спорт», распредвал ОКБ «Динамика» № 53, патрубок дроссельной заслонки 52 мм, топливные форсунки Bosch, пластиковый ресивер, фильтр нулевого сопротивления Pro-Sport, контроллер «Январь 5.1.1» с измененной программой управления.

Трансмиссия: коробка передач с «18-м» рядом передаточных чисел, короткоходный механизм переключения.

Подвеска: газовые амортизаторы Koni Sport 2110, пружины с прогрессивной характеристикой Eibach Pro-Kit, верхние опоры стоек SS20, стабилизаторы поперечной устойчивости: передний 21 мм, задний 14 мм, измененные углы установки передних колес.

Тормоза: перфорированные вентилируемые передние диски Pro-Sport, колодки АТЕ, задние дисковые тормоза «АвтоСпортТехника», вакуумный усилитель Iruna 2110.

Колеса: легкосплавные диски «Авиатехнология», шины Continental Premium Contact 185/60R14.

Оборудование: обтянутый кожей руль с выносным блоком управления магнитолой, панель приборов нового образца, кондиционер с электронным блоком управления, маршрутный компьютер.

Цена доработок: 125 000 рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в