Рожки без ножек

Рожки без ножек

НА ПРОВОДЕ!

С виду — обыкновенный «Ситроен-С5», разве что на борту крупно: «By wire» (по проводам). Но открыв дверь, сразу видишь нечто: вместо баранки — штурвал, похожий на самолетный, педалей — нет!

Будем разбираться. Акселератором управляют рычаги в середине штурвала, тормозами — кнопки на его тыльной стороне. На концах «рогов» — рычажки стеклоочистителей, света и тех самых указателей поворота.

Помимо бросающихся в глаза отличий под серийным кузовом «Ситроена-С5» скрыты не менее интересные детали. Здесь нет рулевой колонки. Вместо нее — датчики, электромоторы, дополнительные аккумуляторы. Таких двигателей и источников питания — по паре: принцип дублирования заимствовали из самолетостроения. Между штурвалом и рулевой рейкой нет механической связи, как нет ни тяг, ни тросиков от педалей газа и тормоза. Это и называют — «управление по проводам».

Зачем? В первую очередь, ради пассивной безопасности. И колонка, и педальный узел опасны при аварии. Не случайно конструкторы тратят немало сил и средств, чтобы сделать их «ломкими». Без жестких связей руль вместе с панелью приборов (в тестовом «Ситроене» она пока стандартная) легко установить слева или справа, да хоть посредине. И наконец, современная электроника долговечней и надежней механики.

Надежней-то надежней, но за более чем вековую историю автомобиля конструкторы научили их неплохо слушаться водителя. А как по проводам?

Несколько компаний экспериментирует с подобными машинами не первый год. «Ситроен» — с 2001-го. Первым был концепт «С-Кроссер» (ЗР, 2002, № 4), затем создали прототип «С-Эйрдрим» (ЗР, 2003, № 1). По утверждению французских испытателей, нынешний С5 ездит намного лучше предшественников. Но…

Привыкнуть к ручному газу и тормозу сумел быстро, хотя останавливаться без клевка удается все же с большим трудом. Гораздо сложнее с рулем, вернее, штурвалом. Если поворачивать его не торопясь, автомобиль откликается довольно четко. Но за резким движением устройство явно не поспевает. «Це-пятый» сначала задумывается, а затем, подобно машинке в компьютерной игре, буквально прыгает в сторону — особенно если угол поворота велик. Неприятное ощущение усугубляет «вскрик» шин.

В общем, случись выехать на том «Ситроене» на дорогу общего пользования, я двигался бы медленно и плавно — в троллейбусном режиме. Правда, такой задачи ни автомобилю, ни водителям пока никто не ставит. Кроме проблем доводки машины и обучения шоферов (возможно, тем, кто впервые садится за руль… извините, штурвал, привыкнуть будет вовсе не сложно), есть и производственные: управление по проводам выгодней компоновать уже на новых платформах. Разработчики признают, что устройство пойдет в серию не раньше чем через десять лет.

ТОЛЬКО БЕЗ РУК!

Второй номер программы — «Ситроен-С3 City Park», то есть с устройством, облегчающим парковку.

Еду вдоль заставленного машинами тротуара. Скорость — не более 25 км/ч, правый указатель поворота включен (обязательно!). Нажав кнопку Р на приборной панели, сообщаю машине: ищу, где бы приткнуться. Вот автомобиль обнаружил достойное его размеров место и оповестил об этом голосом «металлической барышни» и сигналом на большом дисплее в середине приборной панели. Следуя указаниям, торможу, встав параллельно машине, за которую надо заехать и нажимаю кнопку «auto park». Дальше — самое интересное. Убираю руки с руля и продолжаю слушать команды «железной леди» и поглядывать на дисплей. Ошалеть, баранка крутится сама собой: вправо, теперь влево! Я лишь включаю первую и заднюю передачи да работаю педалями. С «автоматом» процесс еще проще.

Выглядит это, мягко говоря, необычно! Наверное, похожие чувства испытывали современники первых автомобилей: лошади нет, а «оно» едет! Коллега с телевидения в азарте даже завязал глаза. И правда, маневрировать можно лишь по голосу. Между прочим, машина заметит и пешехода. Но вообще-то ездить с закрытыми глазами запрещено. Разработчики подчеркивают: ответственность за парковку несет водитель, а «сити парк» лишь помогает ему.

Конечно, и у этой системы пока есть «заморочки»: иной раз устройство почему-то пропускает вполне подходящее для «Ситроена-С3» место. Приходится сдавать назад и вновь проезжать вперед. Уверяю, сделать это на парижских улицах немногим проще, чем на московских. Желание остановиться слева, скажем, на односторонней улице «сити парк» тоже понимает с трудом. Но ведь этот автомобиль лишь прототип.

Хотя коллега-острослов и съязвил: «Блондинки будут в восторге!», устройство, думаю, выручит не только героинь анекдотов. Бывалые, конечно, улыбнутся. Но, согласитесь, если даже начинающий в городской тесноте и суматохе припаркует машину грамотно и быстро, польза будет всем. Вопрос в стоимости, а ее узнаем лет через пять. Столько понадобится разработчикам, чтобы довести систему до ума и разумной цены.

…ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

Наверняка многие, читая о концепт-карах, принимают их за игру (пусть подчас и очень увлекательную) раскованного воображения конструкторов. Всем этим «приколам» не суждено воплотиться в жизнь. Не скрою, подготовив в журнале десятки материалов рубрики «Концепт-кар», я порой рассуждал примерно так же.

Но вот фирма «Ситроен», которая, кстати, всегда умела удивлять техническими изюминками, уже предложила журналистам (а не только своим испытателям) покататься на машинах с диковинными, «фантастическими» устройствами. Да так ли они фантастичны и далеки от жизни? Вспомните мобильные телефоны размером с небольшой чемодан и ценой с автомобиль — с тех пор минуло лишь около десяти лет…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые