Квадрик Can-Am: Заморский "Витязь"

В конце 70-х годов в СССР создали полноприводные гусеничные двухзвенные транспортеры-амфибии «Витязь». Уникальность этих огромных машин, которым до сих пор нет замены, — в их проходимости: вода, снег, рвы, болота — всё им нипочём. А тяга такова, что ими из болот вытаскивают застрявшие танки. Герой нашего теста тоже претендует на лавры детища отечественного ВПК — в своей категории.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 Limited H.O. EFI 4X4

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 Limited H.O. EFI 4X4BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 Limited H.O. EFI 4X4, утилитарный ATV 2009 800cм3  64л.с. 321кг 725000 руб.
BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 Limited H.O. EFI 4X4, утилитарный ATV 2009 800cм3  64л.с. 321кг 725000 руб.

Шуточное сравнение квадроцикла и болотохода возникло само собой — достаточно окинуть взглядом Outlander, чтобы понять: он создан для того, чтобы без остатка переваривать самое тяжелое бездорожье.

Интересная особенность удивительно роднит ишимбайского «слона» и канадского «муравья» — положительная плавучесть. И квадроцикл, и болотоход при внешней грузности не тонут в воде: катки «Витязя» и колеса Can-Am работают как поплавки.

2

2вав
вав

Оба оснащены V-образными двигателями: у болотохода 12-цилиндровый дизель мощностью 780 л.с., у ATV цилиндров вшестеро меньше, а мощность ниже в двенадцать раз, но и тащить австрийскому мотору Rotax не 28 тонн (столько весит «Витязь»), а килограмм четыреста (если сплюсовать вес Outlander«а, бензина и пилота среднего откорма).

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

Но у нас всё-таки не «боевой листок», поэтому сконцентрируемся на гражданской технике.

У квадра поток мощности фильтруется вариатором с уже привычной функцией торможения двигателем, затем, через «раздатку», валами передается на «мосты». Тут канадские инженеры покуражились от души — распределением крутящего момента занимается хитрая система Visco-Lok, которая в режиме полного привода автоматически подключает передние колеса, когда это необходимо, а еще заставляет работать передний дифференциал как вискомуфту: чем больше разница в скоростях вращения передних колес, тем больший крутящий момент приходится на «медленное» колесо.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTDЛевый рулевой пульт, кажется, перегружен кнопками. Но это только кажется.
Левый рулевой пульт, кажется, перегружен кнопками. Но это только кажется.

От трансмиссии неотделимы и тормоза: передние диски расположены около редуктора, а не у колес. Зачем? Во-первых, ниже неподрессоренная масса, во-вторых, тормозные механизмы меньше подвержены воздействию воды и грязи. А сзади одного диска на оба колеса хватает — дифференциала нет. К работе системы распределения тормозных усилий привыкаешь не сразу: на правой рукоятке руля кроме рычажка газа ничего нет! Гидравлические контуры совмещены, и на какой орган управления воздействовать — все равно: при нажатии и на педаль, и на рычаг тормоза под левой рукой тормозят все колеса. Возможно, любители поотжигать глумливо сморщат носы, но погодите, господа, большой объем двигателя и «умная» трансмиссия ни разу не записывают Outlander в стан спортивных машин. Так что по утилитарным меркам такую компоновку тормозов можно считать оптимальной.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTDНа правой рукоятке нет привычного рычага тормоза. Честно — неудобно ни разу.
На правой рукоятке нет привычного рычага тормоза. Честно — неудобно ни разу.

Подвеска проста и совершенна: задняя независимая TTI на двух диагональных торсионах (почти как у «Витязя» — у того торсионы прямые) и передняя на двойных А-образных рычагах. Если передняя — оплот аутентичности, то главное достоинство задней — простота: два колеса, два рычага и два шарнира, да и те наверху у рамы. Класс! Только «но» опять назойливо лезет из партера на сцену. «Но» заключается в том, что при привычной схеме задней подвески тяжелых ATV на А-образных рычагах полуось, ШРУСы и пыльники со всех сторон защищены рычагами от пней и веток. Здесь же они открыты всем корягам и кочкам. Да, инженеры BRP сделали пыльники ШРУСов из эластичного полипропилена, а не из резины. Да, здорово, так прочнее, но поверьте, еловому пеньку что резину рвать, что пластик. Хорошо, что можно установить тюнинговый комплект алюминиевых щитков (вместо штатных пластиковых) на пыльники и «брюхо» квадрацикла. Хотя, честно говоря, на машине подобного уровня с прайсом в 25 килобаксов не грех было бы лицезреть их в базовой комплектации.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTDПриборка очень информативна и, что немаловажно, хорошо защищена от воды, пыли и ударов.
Приборка очень информативна и, что немаловажно, хорошо защищена от воды, пыли и ударов.

Что меня всегда настораживало в квадроциклах, снегоходах и прочих покорителях бездорожья, так это контраст между изощренными техническими решениями основных узлов и агрегатов, вроде впрысковых двигателей, заумных трансмиссий, подвесок со всеми мыслимыми и немыслимыми регулировками, ЖК-приборок, наконец, и примитивными замками зажигания. Совсем игрушечные ключики работают в паре с хилыми замочками, которые ворам лузгать проще, чем семечки. Но здесь я спокоен за нервы и кошельки будущих владельцев — дохлый с виду ключик кроет в себе чип электронной противоугонки D.E.S.S. (Digital Electronic Security System — цифровая электронная система безопасности), без которого при всём желании «мозги» не позволят запустить двигатель.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTDИ выглядит и тянет монументально. Хотя чего еще ждать от 800-кубового V-twin’а?
И выглядит и тянет монументально. Хотя чего еще ждать от 800-кубового V-twin’а?

И раз уж заговорили об электрике, то стоит упомянуть крепление с питанием для GPS-навигатора, мощные фары, информативную, но компактную ЖК-приборку и могучую лебедку с двойным управлением (кнопка на руле и дистанционный пульт на трехметровом проводе).

На ходу квадр оказался вовсе не тупым утилитарным «валенком», как я ожидал, а вполне резвой и управляемой машиной. Но грань между экстримом и беспределом он не размывает и не искажает — это не дает забыться. Но, поверьте, и от тяжелого утилитарника удовольствия можно получить не меньше, чем от легкой спортивной 450-ки. И удовольствие это вовсе не драйвово-адреналиновое, нет, кайф от подобных машин в том, что они позволяют с комфортом ездить там, где черт ногу сломит. Не гонять, а ездить, а еще возить пассажира и (или) кучу всяких полезностей на багажниках и в прицепе.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTDЗадняя подвеска проста, как мясорубка, но оставляет пыльники ШРУСов практически беззащитными.
Задняя подвеска проста, как мясорубка, но оставляет пыльники ШРУСов практически беззащитными.

Динамика по меркам утилитарных машин — на высшем уровне, двигатель идет за рычажком газа не отставая, моментально реагируя на движение большого пальца. Но в какой-то момент мне показалось, что потенциал мотора используется не полностью: силовой агрегат, обладающий отличной тягой на малых оборотах, постоянно перекручивается — в вариатор просятся грузики чуточку тяжелее, они позволят полноценнее использовать паровозный момент V-twin«а. А это уменьшит и расход бензина. Проиграем в тяге? Возможно. А на что тогда»понижайка«?

Тормозная динамика не хуже разгонной, порой даже и не надо нажимать на тормоз — вариатор «держит» связь коленвала и колес.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800 LTD

Управляемость на скорости просто отличная. Даже учитывая то, что стабилизаторов поперечной устойчивости нет, крены в поворотах не вызывают и намека на дискомфорт. А вот стоя на месте руль поворачивать тяжеловато. Не говоря уже о том, каково это в тот момент, когда пытаешься вырулить из колеи или бурелома. Я могу подтянуться 12 раз и не ношу в кармане гирьку, чтобы ветром не сдуло, но, однажды вкусив прелести электроусилителя руля на Yamaha Grizzly, не могу его забыть. Такой девайс и на Can-Аm пришелся бы ой как к месту.

Как уже говорил, квадрик не тонет. Нет, его, конечно, глупо использовать вместо спасжилета, но сам по себе без боя он болоту не сдастся, главное не затопить воздухозаборник, и если заглушите мотор, выпуск. Но трудно придумать такую топь, которую «канадец» не одолеет, — даже сев на брюхо и тщетно крутя колесами, он, как Мюнхгаузен, вытащит себя из засады — не за волосы, правда, а за трос могучей лебедки.

Я люблю тяжелые машины за их непоколебимость, а иными словами за силу инерции покоя, которая заставляет подвески выкладываться на полную, да и «тушку» наделяет плавностью хода и отсутствием рывков и сильной тряски. Слаженная работа всех агрегатов, узлов, материалов, молекул, атомов, электронов и кварков ATV не заставляет особо напрягаться при езде — всё происходит легко и непринужденно, как в большом внедорожнике с автоматической трансмиссией и кучей стабилизационных систем. Ездишь и получаешь удовольствие от уверенной плавности и от восторгов пассажирки, не хочется ни гнать, ни прыгать, ни залезать в болото по уши (хотя интереса ради пару раз залез — свинья грязи найдет). Если проводить аналогии с мотоциклами — Сan-Am похож на большой круизер. Плавный, но быстрый, тяжелый, но относительно легкий в управлении. Позволяющий расслабиться, поглазеть по сторонам и прокатиться в лес с подружкой. Жаль, что удовольствия от езды на отечественном «Витязе» намного меньше.

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800

BRP Can-Am Outlander MAX XT 800

Технику на тест предоставила компания «Росан», испытания прошли при поддержке Сергея Кулишева.

1

1
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии