Формула 1: Куда дунет регламент

Восхищаясь гонщиками-победителями, не забывайте помянуть добрым словом тех, кто создал их автомобили. Техника всему голова в чемпионате мира, считает Максим Вольнов.

Abu Dhabi GP Yas Island Marina Circuit United Arab Emirates Yas Island Hotel

Abu Dhabi GP Yas Island Marina Circuit United Arab Emirates Yas Island Hotel

Ни в одном виде спорта правила не меняются так часто, как в формуле 1. Размер и вес футбольного мяча, например, все те же с 1937-го. А в автогонках каждый год что-то переиначивают, подчас радикально, иногда абсурдно — шины с канавками, квалификация с полными баками… Понятно, начиная с середины 90-х ФИА пытается спровоцировать сюжет пооригинальнее: слишком затянувшееся противостояние двух великих старожилов — «Феррари» и «Мак-Ларена» — на пользу чемпионату как шоу не идет.

Grand Prix of Abu Dhabi 2009

Grand Prix of Abu Dhabi 2009Возможно, добиться большего «Ред Буллу» помешал именно мотор «Рено» — он уступает в мощности лучшим образцам.
Возможно, добиться большего «Ред Буллу» помешал именно мотор «Рено» — он уступает в мощности лучшим образцам.

С одной стороны, все честно, правила ведь одинаковы для всех, с другой — действия ФИА весьма противоречивы: ратуя за снижение расходов, постоянными изменениями регламента федерация вынуждает команды увеличивать траты на разработку машин. Количество тестовых дней и километров сведено к минимуму, но оттого все больше становится «инженерочасов» в лабораториях и за компьютерами. А как иначе совершенствовать аэродинамику машин, если пребывание в аэродинамической трубе лимитировано? Ту же систему KERS, чья польза по-прежнему неочевидна, лишь две команды использовали постоянно. В большинстве своем участники, уже потратившись на создание и испытания KERS, решили энергию торможений не рекуперировать.

Регламент, написанный для сезона-2009, обманул прежде всего главных фаворитов и обернулся для них провалом сезона. Третье и четвертое места да еще более чем двукратное отставание по очкам — совсем не то, чего ожидали «Феррари» и «Мак-Ларен». Успеха добились совсем молодые команды: «Ред Булл» в чемпионате мира всего пятый год, «Браун GP» вообще дебютант! И легко установить, что мощность двигателей в современной формуле 1 практически не играет роли: «Браун» использовал такие же моторы, как и «Мак-Ларен», а «Ред Булл» одержал шесть побед с моторами «Рено». При этом сама команда «Рено», мягко говоря, не блистала. Ключи к успеху — наивысшая прижимная сила в поворотах (заслуга продуманной аэродинамики) и удачно подобранный общий баланс автомобиля.

Formula 1: World Championship 2009, GP of Abu Dhabi, Yas Marina circuit, 01 Lewis Hamilton

Formula 1: World Championship 2009, GP of Abu Dhabi, Yas Marina circuit, 01 Lewis HamiltonВо второй половине прошедшего чемпионата «Мак-Ларен» ощутимо прибавил: пять подиумов, две победы. Но было слишком поздно.
Во второй половине прошедшего чемпионата «Мак-Ларен» ощутимо прибавил: пять подиумов, две победы. Но было слишком поздно.

Волей-неволей вспомнишь, кто создал две самые быстрые машины минувшего чемпионата. К «браунам» руки приложил бывший технический директор «Феррари» Росс Браун, построивший все чемпионские машины Михаэлю Шумахеру, «ред буллы» настроил на победы бывший шеф-конструктор «Мак-Ларена», признанный специалист по аэродинамике Эдриан Ньюи, которому двумя титулами обязан Мика Хаккинен.

2009 Abu Dhabi Grand Prix

2009 Abu Dhabi Grand PrixОдна из последних дозаправок в исполнении «Рено». В будущем году этих шлангов мы не увидим. И такой толкучки на пит-лайне — тоже.
Одна из последних дозаправок в исполнении «Рено». В будущем году этих шлангов мы не увидим. И такой толкучки на пит-лайне — тоже.

Благодаря новому регламенту публика получила уникальный чемпионат: на подиуме побывали представители восьми команд! Трудно припомнить, когда случалось нечто подобное. Да и случалось ли вообще? Однако победы одержали лишь четыре команды — вполне в традициях формулы 1, а новоиспеченный чемпион мира провел сезон далеко не в полную силу. Не скажешь, что до Гран-при Германии победы давались Дженсону Баттону ценой нечеловеческих усилий, — настолько превосходна была машина. Начиная же с этого Гран-при британец в ходе гонок старался исключить всякий риск и полностью отдал инициативу партнеру по команде Рубенсу Баррикелло. Турнирная ситуация позволяла: перевес в 30 очков над ближайшим соперником из другой команды. Лишь в концовке Дженсон перестал сачковать и выдал две убедительные гонки: его обгоны в Бразилии и атака на Марка Уэббера на последнем круге в Абу-Даби запомнились! А если бы Баттон так ехал везде?

Grand Prix of Abu Dhabi 2009

Grand Prix of Abu Dhabi 2009У Себастьяна Феттеля еще один сезон в запасе, чтобы реализовать возможность стать самым молодым чемпионом мира. Пока им остается Льюис Хамильтон.
У Себастьяна Феттеля еще один сезон в запасе, чтобы реализовать возможность стать самым молодым чемпионом мира. Пока им остается Льюис Хамильтон.

Винить Дженсона не в чем — он провел сезон почти идеально: 16 финишей в очковой зоне, ни одной поломки и лишь один сход из-за аварии на стартовом круге в Бельгии. Виноваты, видимо, сами правила чемпионата мира. Вряд ли кто-то из пилотов хотя бы одну гонку от старта до финиша проехал в полную силу — в том сейчас просто нет нужды. Медленная машина все равно не опередит быструю (да и наоборот — далеко не всегда), а большинство обгонов происходит в зоне пит-стопов. В этом, наверное, главный обман современной формулы 1: по итогам каждого сезона мы узнаем не лучшего гонщика, а гонщика, ехавшего на лучшей машине. Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо лучше или хуже Дженсона Баттона? Только не пытайтесь судить по таблице очков — испанец не настолько безнадежен! Есть лишь один способ узнать истину — посадить всех пилотов на одинаковые машины. Но тогда это будет уже не формула 1. А построить разные и при этом примерно равные машины не удавалось ни при одном регламенте, даже в самые консервативные времена.

Сумеет ли Баттон в будущем году защитить титул? Это опять-таки вопрос к регламенту сезона-2010, в котором вновь немало значимых изменений. Чего стоит один только отказ от дозаправок в ходе гонки! Впрочем, детали анализировать рановато. Не исключено, что до весны регламент существенно отредактируют: Макса Мосли, одного из его авторов, на посту президента ФИА два месяца назад сменил Жан Тодт — бывший спортивный директор… «Феррари».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии