Как "красные" победили

Как «красные» победили

…Морозным субботним утром 28 января группа столичных автомобилистов собиралась протестовать против изменений в Правилах дорожного движения. Во всяком случае, об этом было объявлено на некоторых сайтах в интернете и в нескольких ежедневных газетах.

Протест касался той части новых Правил, где запрещалась эксплуатация американских и японских авто с красными поворотниками. Акцию как раз и готовили владельцы «некондиционных» иномарок. На место сбора — проспект Сахарова обещали прибыть от 500 до 1000 машин, чтобы потом с лозунгами и российскими флагами двигаться по Садовому кольцу. Но оказалось, что к полудню пустынный обычно в выходные проспект плотно заставлен… десятками машин ГАИ и автобусами с ОМОНом! Сотрудники ГИБДД, до полковника включительно, пресекали любую попытку остановиться, и тем, кто хотел принять участие в акции, оставалось только кататься по городу на своей машине с разноцветными ленточками. По разным данным, в тот день по Москве колесило около 1000 таких авто. Их водители дружелюбно приветствовали друг друга гудками.

Все прошло тихо-мирно, ОМОНу не потребовалось применять спецсредства, тем более что повод для проведения акции формально был исчерпан. За день до того премьер-министр М.Фрадков выступил с заявлением: Правительство России в ближайшее время скорректирует изменения в Правилах дорожного движения (ПДД), вступившие в силу с 1 января.

«Что касается приспособлений для детей, то, скорее всего, мы дадим возможность их приобретать и заказывать в течение всего 2006 года, — сказал М.Фрадков. — Что до световых сигналов, то, скорее всего, эти требования будут распространяться только на автомобили, которые приобретут после 1 января 2007 года».

ОТ ЧЕГО ОТКАЗЫВАЕМСЯ?

Постановление Правительства от 14.12.2005 г., опубликованное только в конце декабря, оказалось «новогодним подарком» многим нашим автомобилистам и их семьям. Помимо ожидаемых новых знаков и обязанности включать за городом ближний свет в любое время суток (см. ЗР, 2006, № 2), оно вводило и ряд других пунктов, поначалу не обративших на себя особого внимания. В частности, появились требования: поворотные сигналы всех автомобилей должны быть желтого цвета (на автомобилях производства США и частично Японии установлены красные), а для перевозки детей до 12 лет обязательно использовать специальные кресла. За нарушения полагались различной тяжести штрафы. И тут-то внезапно выяснилось, что многие автовладельцы в одночасье оказались «вне закона». Реакция последовала незамедлительно.

В печатных и электронных СМИ появились тревожные сообщения. Скажем, специальное импортное кресло для перевозки ребенка до 12 лет (отечественных не делают) стоит от 14 тыс. руб. — сумма неподъемная в одночасье для многих. Или что в стране свыше 3 млн. машин с красными поворотниками, а за переделку просят аж 4 тыс. долларов!

Выяснилось, что в реальной жизни не так все страшно. В Москве, к примеру, детские автомобильные кресла стоят от 1,5 тыс. руб. (для младенцев) и от 3 тыс. для детей старше трех лет. Тех, кто постарше (до 12 лет) можно возить на заднем сиденье, усадив на специальную подставку (от 900 руб.) или просто плотную подушку, конечно пристегнув ремнями. Да и число «незаконных» машин с красными поворотниками, по нашим данным, несравненно меньше, чем называлось. На учете в РФ стоит около 50 тыс. «чистых» «американок» и «японок», привезенных из США, 113 тысяч «двадцать первых» «волг» и «побед», а также неустановленное количество старых «горбатых» «запорожцев» и «москвичей» (неизвестно при этом, сколько из них на ходу). Весьма сложно сказать, какое количество «праворуких японок» из 1,3 млн., зарегистрированных в ГАИ, соответствует новым ПДД. Красные поворотники, как правило, были лишь на моделях выпуска до 1995 года, да и то не всех. Видимо, в масштабах страны речь может идти в лучшем случае о 150–200 тыс. автомобилей, из которых около 50 тысяч «проживают» в столице. Кстати, порядок цен за замену «неправильных» поворотников сильно завышен. В случае, если у «американки» есть европейский аналог, замена обойдется в 2–14 тыс. руб. (по данным компании «Автолайт», официального дилера ряда марок из США); существуют и недорогие варианты переделки светотехники для оригинальных автомобилей. Заметим, однако, что это может и не понадобиться, если, согласно обещанию премьера, новые требования будут касаться только машин, купленных после 2006 года.

Впрочем, куда важнее общего числа «красноглазых» совсем другое. Правительство внезапно, безо всякого предупреждения поставило десятки и сотни тысяч автомобилей своих законопослушных граждан вне закона. В предыдущие годы такие машины совершенно легально привозили из США и Японии, а также продавали в СССР в 50-60-е годы! Их регистрировали, они проходили государственный техосмотр… Причину, почему в ПДД появился такой пункт, в общем можно понять. Всех «достали» наводнившие страну машины с голубыми поворотниками, «габаритами», «писалками» и т.д. В плохую погоду их плохо видно — они создают угрозу безопасности движения. И вот не нашли ничего лучшего, чем «перенести» из ГОСТа в ПДД пункт о цвете внешних приборов (нельзя же было запретить просто «синие», наверняка умельцы тут же обзавелись зелеными!). Все понятно. Но такие изменения ни в коем случае нельзя вводить «с завтрашнего дня». Как минимум необходимо дать возможность владельцам время на то, чтобы поменять те же поворотники… Еще честнее, если говорить о позиции государства, — так называемый «нулевой вариант». А именно: впредь с такого-то числа запрещается регистрация автомобилей, не соответствующих таким-то и таким-то требованиям. Все, что было ввезено и зарегистрировано раньше — извините, трогать не имеем права, подобно тому, как никакой закон не имеет обратной силы.

У нас же новые ПДД, вступившие в силу 1 января, были выпущены большими тиражами лишь… в конце января!

А СУДЬИ НАМ КТО?

В результате ситуация не совсем понятная. Есть законы — ПДД и КоАП. Но как применять их статьи, если автовладельцы о них нигде не могли узнать? Не случайно должностные лица вынуждены были пойти на нарушения. Так, начальник ДОБДД МВД РФ В.Кирьянов обратился к своим сотрудникам с просьбой (!) «временно не наказывать» водителей за такие нарушения. Начальник ГИБДД Московской области С.Сергеев пошел еще дальше — приказал выдавать талоны ТО владельцам технически исправных автомобилей, если даже их светотехника будет «неуставного» цвета. С обращением к премьер-министру приостановить действие новых пунктов Правил дорожного движения обратилась и Государственная дума РФ. По мнению депутатов, эти пункты «требуют технического переоснащения автомобилей, что повлечет за собой дополнительные денежные и временные затраты автовладельцев», а быстрое исполнение этих норм участниками дорожного движения «практически невозможно».

Премьер подумал десять дней — и с мнением депутатов согласился. Правда, пока устно: формально новые Правила у нас продолжают действовать, но, как заявил М.Фрадков: «Мною даны поручения исправить те неточности, которые были допущены… Правительство России в ближайшее время скорректирует изменения в ПДД».

Очень хочется верить, что все мы благополучно пережили и эти «нововведения». Правда, владельцам «американок» можно посоветовать переждать и выезжать на дороги, только когда выйдет новое постановление Правительства и определятся новые «правила игры». А еще лучше — переоборудовать светотехнику своих автомобилей, как того требует ГОСТ, и не ждать следующего неожиданного изменения в ПДД. Ну а всем надо пожелать приобрести для своих детей специальные сиденья (или иные устройства), помня, что безопасность наших детей — превыше всего!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии