УМЗ-4216 – 90 071 км

Журнал «Рейс» совместно с «Группой ГАЗ» продолжает проект, цель которого – оценка качества и ресурса двигателя УМЗ-4216.

Проведя очередной осмотр испытуемых «ГАЗелей» с ульяновскими двигателя нами не было обнаружено каких-либо серьезных изменений в их техническом состоянии. Да и водители говорят, что моторы УМЗ-4216 пока не доставляют особых хлопот, лишь только электромагнитные муфты продолжают портить жизнь владельцам машин.

До рубежа в 100 тысяч километров пробега осталось совсем чуть-чуть

В то время, когда приобретались испытуемые «ГАЗели» (больше года назад) ульяновские двигатели еще не устанавливались на них массово – это скорее были единичные случаи. А потому довольно часто дают о себе знать инженерные просчеты и невысокое качество комплектующих. Но отдадим должное Ульяновскому моторному заводу, который проводит серьезные мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции. В сотрудничестве с Горьковским автозаводом в марте 2009 года запущена комплексная программа улучшения качества двигателей «УМЗ». Она объединила усилия всех заинтересованных сторон – ОКЦ «ГАЗ», дилеров, сервисных служб и эксплуатационников. В результате зафиксировано сокращение дефектности двигателя, что стало основой почти 30-процентного снижения случаев обращения владельцев «ГАЗелей» с претензиями по гарантии двигателя. Совместными усилиями участников проекта были определены наиболее проблемные места моторов, формирующие статистику дефектов. Прежде всего это: генераторы, ведомые и нажимные диски сцепления, электромуфты вентилятора, стартеры, сальники коленвалов и катушки зажигания.

На УМЗ внедрили программу повышения качества выпускаемых двигателей

По инициативе инженеров ГАЗ на УМЗ была оперативно налажена системная работа с поставщиками наиболее проблемных деталей и узлов, организован эффективный входной контроль качества. В результате проведенного совместного аудита на УМЗ были внедрены значительные технологические усовершенствования. Например, установка высокотехнологичных электронных измерительных приборов позволила кардинально решить застарелую проблему сборки двигателя – нестабильность качества обработки и моментов затяжки резьбовых соединений.

Одна из проблем сборки – неравномерность затяжки резьбовых соединений

Сотрудничество ГАЗ и УМЗ в деле повышения качества двигателей для легких коммерческих автомобилей продолжает развиваться. В тесной координации работают дирекции по качеству двух заводов, а также сервисных предприятий и поставщиков комплектующих. В конструкцию двигателя УМЗ-4216 уже вносятся ряд существенных изменений. Среди них: установка дроссельного патрубка с электронным управлением, сдвоенной катушки зажигания с силиконовыми проводами, уменьшение по высоте поршневых колец и повышение точности отливок, а также изменение параметров ГРМ (углы опережения, профили кулачков), модернизация системы вентиляции картера и многое другое.

Владимир Калашников, главный механик ООО «Терра-Карат»

– Объехав несколько сервисных станций, мы все-таки выяснили причину неустойчивой работы и потери мощности двигателя на одной из «ГАЗелей». Виновником стал неисправный электронный блок управления, который к тому же наотрез отказывался коммутироваться с диагностическим оборудованием. Потому вердикт механиков был не из приятных – однозначно замена на новый. Пришлось раскошелиться на 6500 рублей. После установки нового ЭБУ двигатель перестал «троить» и начал адекватно реагировать на педаль газа. На днях сервисная станция, где ремонтировали сгоревшую «ГАЗель», выставила нам счет в размере 120 тысяч рублей! Туда вошла оплата за новую проводку в подкапотном пространстве, новую приборную панель, катушки зажигания, датчики, корпус воздушного фильтра, резиновые патрубки и, конечно, окраска автомобиля. Мало того, что машина простояла без дела больше трех месяцев, так еще за ремонт придется платить баснословную сумму. Притом что причина возгорания, скорее всего, лежит на совести автозавода.

Михаил Гайворонский, директор по качеству ОАО «УМЗ»

– Мы проводим большую работу по повышению надежности наших двигателей, чтобы потребитель, владелец автомобиля «ГАЗель» – не испытывал никаких проблем с нашим мотором. Анализ отчетов сервисных предприятий и проведенные по итогам мероприятия по внедрению полной автоматизации процесса закалки детали позволили снять еще одну известную проблему – дефектность регулировочного винта, приводившую к повышенному износу оси коромысел и разрегулировке клапанов двигателя. Завершается работа по изменению конструкции штангового привода регулировочного винта, что обеспечит более плотную посадку наконечников на штангу, а также изменена конструкция самого винта: теперь он будет цельный и более жесткий, так называемой перевернутой конструкции, предотвращающей излом по проточке и обеспечивающей постоянную смазку в зоне контакта. В ходе проведенных 100- и 400-часовых стендовых испытаний установлено, что эти и другие изменения конструкции дают положительный эффект – зазор остается стабильным, клапаны не стучат.

Штанги теперь проходят закалку в автоматическом режиме

В дальнейших планах производителя – внедрение штанги новой конструкции: пустотелой стальной трубки с приварными наконечниками в виде шариков. С марта по май 2009 года специалисты ГАЗ и УМЗ также осуществили ряд мер по повышению качества на предприятиях, поставляющих катушку зажигания, датчики фазы и аварийного давления масла. В частности внедренные по инициативе ульяновских инженеров конструктивные изменения: повышено качество электросоединений, убраны сварочные швы, часть винтов заменена заклепками. Введен двойной контроль качества – на предприятии изготовителе и при приемке на УМЗ. Это позволило в 7 раз(!) повысить надежность электромагнитной муфты производства ООО «Термокам». Одновременно в течение июля-августа 2009 г. через сервисную сеть «ГАЗ» проведены отзыв и замена партии ненадежных электромуфт на «ГАЗелях», реализованных весной-летом 2009 г. В ближайшей перспективе: улучшение изоляции силового провода муфты на пробой, исключение втулки для улучшения посадки подшипников. Эти меры позволят дополнительно снизить вдвое остающуюся вероятность дефекта.

Изменилась конструкция и термообработка регулировочного винта

Сегодня ведущую позицию по числу дефектов, выявленных при эксплуатации, занимает генератор. В результате конструкторско-технологических изменений дефектность 72-амперных генераторов, производимых ОАО «Завод им. Тарасова», снизилась на 16%. Параллельно этой работе был проведен поиск альтернативных поставщиков, в результате которого уже в апреле 2009 года были собраны первые 200 двигателей с более мощными, 90-амперными белорусскими генераторами ОАО «БАТЭ». В настоящее время изготовлено более 6500 двигателей с такими генераторами.

Подпишитесь на «За рулем» в