Умная педаль

УМНАЯ ПЕДАЛЬ

А что же сцепление? Это ведь самая проблемная педаль для новичков – именно на ее «дрессировку» уходит больше всего времени, пока автомобиль не начнет трогаться и разгоняться плавно, без рывков.

Фирма FTE Automotive решила положить этому конец: там придумали универсальный электрогидравлический актюатор (исполнительный механизм) СР1. Расшифровывается название просто: Controlled Piston – управляемый поршень.

Небольшой узел массой около 2,5 кг содержит главный цилиндр, поршень с винтовым штоком и бесщеточный электромотор постоянного тока. Кроме этого, где-то в недрах спрятаны управляющая электроника и датчик положения поршня либо давления в цилиндре. Чтобы уменьшить трение, гайка (она же ротор электромотора) заполнена внутри шариками, обкатывающими «резьбу» на штоке. В общем, все просто: водитель нажал на педаль и связанный с ней реостат дал сигнал управляющей электронике, которая запускает электромотор. Поршень движется вперед и через гидропривод выключает сцепление. Усилие на педали при этом минимально, нога не устает.

А теперь – самое интересное. Совершенно очевидно, что такая система способна выжать сцепление автоматически, когда электронные мозги сочтут это необходимым, или, наоборот, не дать слишком резко его включить. В результате автомобиль не будет дергаться даже у начинающего, мотор никогда не заглохнет, а при работе ABS сцепление выключится автоматически! Но… как быть, если электрика-электроника откажет? На этот случай придумана схема посложнее. С педалью соединен дополнительный гидравлический цилиндр, жидкость из которого поступает за поршень главного цилиндра. Шток же имеет поперечный разрез. (Он нужен, чтобы автоматика могла сама в любой момент вмешаться.) Зато, если даже весь автомобиль обесточится, сцепление выжмет нога водителя, хотя на это потребуется несколько большее усилие.

Добавим: узел СР1 настолько универсален, что его предлагают использовать и для автоматического управления роботизированной коробкой передач – уже безо всякой педали.

Подпишитесь на «За рулем» в