Против лома — нет приема!

Против лома — нет приема!

О необходимости хоть как-то соответствовать европейским экологическим нормам журнал пишет на протяжении лет десяти-пятнадцати. Мы выражаем мнение многих и многих сограждан. Проблему защиты окружающей среды многократно пытались решать в правительстве, регулярно назначали сроки введения очередных норм... чтобы потом их перенести. Но вот в апреле 2006 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 609 «Об утверждении специального технического регламента „О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ“, по которому запрещено производить и ввозить на территорию страны автотехнику с выхлопом грязнее, чем допускает Евро II.

Окончательный отказ от пресловутого карбюратора в пользу электронного впрыска с каталитическим нейтрализатором — несомненно, большая победа прогресса над косностью. Правда, тем более впечатляющая, что большинство отечественных заводов перешло на Евро II раньше, чем того потребовало постановление. Но на самом деле в нем же припрятаны некие (секретные!) исключения из общих правил. Скажем, какую-то часть грузовиков для армии продолжат выпускать со старыми системами. Возможно, есть и другие исключения — в нашей стране возможно все. Поэтому спустя почти полтора года после тотального перехода на Евро II мы принялись обзванивать дилерские станции и автосалоны.

...Между нами, я не очень понимал смысл этой затеи: зачем искать то, чего уже нет в природе? Разве что на далеком, якобы бывшем военном складе или в ограниченной «экспериментальной» партии найдется-таки микроавтобус УАЗ или «Ода», выпущенная пару лет назад, — что-то в этом духе. Но большинство телефонных переговоров с дилерами сводилось к классическому ответу: «Вегетарьянского не держим-с!».

НЕ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ!

Итак, нам не удалось разыскать в продаже ни продукции АВТОВАЗа, ни УАЗа, ни «ИжАвто», которая не соответствовала бы современным экологическим требованиям. Оставался Серпуховский завод.

— Но у «Оки» теперь китайский мотор и коробка... — начал было коллега.

— Однако на официальном сайте завода все еще числится модель СеАЗ-11113!

— Что же — ищите! — и я в очередной раз принялся нажимать кнопки телефона.

Быстро дозвонился до заводского торгового дома с просьбой продать карбюраторную «Оку».

— Завод такую сейчас не производит! — был ответ.

— И что же, из ранее выпущенных машин совсем ничего не осталось? — не сдавался я. 

— Попробуйте у дилеров поискать; может, где еще есть остатки. У нас точно нет! — еще раз заверили в Серпухове.

Да, похоже, и тут «прокол»... Что же, отрицательный результат — тоже результат; так и напишем — постановление правительства выполнено, новые автомобили, не соответствующие нормам, в продаже не обнаружены! Но для очистки совести звоню в первый попавшийся дилерский центр по продаже «Оки» в Москве.

— Здравствуйте! Мне бы очень хотелось купить «Оку», но только с карбюратором.

— Есть, но только в одном цвете.

Чуть не крикнув в трубку: «Заверните!» — я тут же выехал на место. Действительно, на площадке перед салоном стояла целая стайка ярко раскрашенных машинок, причем, как оказалось, в двух вариантах — китайском и отечественном. Хочешь — выбирай «почти иномарку» (от 140 тыс. руб.), хочешь — вариант с «родным» двигателем и карбюратором (123 тыс.). Причем второй вариант — совершенно легальный; на идентификационной табличке «карбюраторной» «Оки» красуется значок РОСТЕСТа (РОСС RU МТО2.Е 04305), так что — не подкопаешься!

Вот те на! Глазам своим не верю: это еще продается?

— И правильно, что не верите! Эта машина уже продана, — отвечает менеджер салона.

— А еще такие будут?

— Не волнуйтесь, завтра партия как раз придет.

— Поступления часто бывают?

— Не очень; машины, кстати, быстро раскупают.

Продолжаю оглядывать «Оку», пока менеджер нахваливает ее достоинства:

— Обычно такую покупают люди постарше, ведь про нее все известно — как ремонтировать, где и т.д. Есть только одно «но»...

— Какое? — в свой вопрос вкладываю максимум заинтересованности потенциального покупателя.

— Если вы будете ее эксплуатировать в сельской местности, не ставьте, пожалуйста, летом на травку! Там снизу катализатор, он раскаляется, так что вы лучше машину оставляйте на бетонной или асфальтовой площадке…

— Что там накаляется?!

— Катализатор, да вы загляните сами...

Действительно, под днищем и без того невысокой «Оки» свисает здоровенный серебристый набалдашник на выпускной системе — катализатор!

— Елки-палки, да как же этот «кентавр» ездит-то?

Менеджер с довольной улыбкой отца, разъясняющего неразумному сыну, что «спички детям — не игрушки», продолжил наставления: «Да вы не беспокойтесь! Как техосмотр пройдете, надо ломиком по катализатору — бац! — и поедете как надо». Именно к этому варианту «тюнинга», видимо, надо склониться еще и потому, что с каталитическим нейтрализатором машина, по словам продавца, «воняет, как нестиранные носки».

Я, честно говоря, не понял, каким образом уважаемый завод, мягко говоря, обошел кабинет министров и его постановление. Но, перед тем как уйти из автосалона «за деньгами», поинтересовался: не будет ли препятствий при постановке на учет новой карбюраторной «Оки»? И получил вполне ожидаемый ответ: «Нам машины ни разу не возвращали. Раз завод выпускает, а в ГИБДД ставят на учет — значит, они между собой договорились!»

«Я СЕБЕ ЕЩЕ НАРИСУЮ»...

...Говорил кавалерист Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке», расплачиваясь за самогон и тряпки лично нарисованными карбованцами. Нет ничего невозможного в нашей стране! Вспоминаю рассказ ветеранов АЗЛК, как для сертификационных испытаний было специально изготовлено несколько «москвичей», «заточенных» на 100-процентное прохождение сертификата по каждому направлению. Один замечательно тормозил, другой «укладывался», причем с запасом, в требования экологии и т.д. В результате они получили сертификат — как один автомобиль... Ведь главное — обзавестись нужной бумагой! И тогда замухрышка превратится в Золушку, причем не на пару часов — на годы.

И не надо тут искать «проплаченный наезд» на отечественную микролитражку. И оправдывать появление сего уродца бедностью нашего населения, которое не может себе позволить «дорогой» инжектор. Это все разговоры! Ежегодно у нас в стране продается (и покупается) больше 2 млн. автомобилей. Из них всего несколько сотен — «приспособленных» под современные требования ВАЗ-11113. Понятно, что погоды на рынке они не сделают. Да, помогут заводу избавиться от некоторого количества залежавшихся двигателей. Но психологический эффект от этого какой! Значит — у нас все позволено? Против лома — нет приема...

P.S. На момент проведения рейда машину, аналогичную «моей», можно было приобрести не только в Москве, но и в Белгороде, Уфе, Тольятти и Нижнем Новгороде. Причем в салонах подчеркивают, что речь об автомобилях именно 2007 года выпуска. Что-то не очень похоже на «остатки», о которых мне рассказали на заводе. И только один из дилеров «Оки» — в Тольятти — признался, что «карбюраторные» машины у них есть, но 2006 года.

С КАРБЮРАТОРОМ — НЕВОЗМОЖНО!

Комментарий заведующего отделением экологии транспортных средств ФГУП НИЦИАМТ, к.т.н. Марка Вайсблюма

На автомобиле с карбюраторной системой питания выполнить требования Евро II нереально. Хотя, если карбюратор дооснащен электронной системой коррекции топливоподачи, нормы Евро II в принципе достижимы, но — только в конкретный момент, на отдельно взятом автомобиле; обеспечить выполнение этих требований в производстве и тем более в эксплуатации практически невозможно. Это связано с тем, что карбюратор, как механическая система, не может обеспечить требуемой стабильности параметров топливоподачи. Не стоит забывать и о том, что требования Евро II нормируют не только выбросы вредных веществ с отработавшими газами, но также уровень испарений топлива из системы питания. Как следствие — автомобили, которые проходят сертификацию на соответствие нормам токсичности Евро II, должны быть в обязательном порядке оснащены системой улавливания топливных испарений.

«Вы не беспокойтесь! Как техосмотр пройдете, ломиком по катализатору — бац! — и поедете как надо».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии