Носители заряда

Носители заряда

СВИНЦОВАЯ ТЯЖЕСТЬ

Нынешний год выдался для изготовителей автомобильных аккумуляторов очень тяжелым. Во всем виноват один из самых тяжелых металлов, а вернее — цена на него. Свинец — основа автомобильного аккумулятора. В начале нынешнего года цена на него выросла на мировом рынке с 1500 до 3500 долларов за тонну. К лету, впрочем, на бирже свинец продавали уже по 3100, но последствия скачкообразного роста цены ощущаются до сих пор.

Естественно, рыночные цены на сами батареи не могут вырасти так же стремительно, как стоимость металла. Как следствие — заработал сложный экономический процесс переформирования рынка. Упрощенно его схема такова: в наиболее выгодном положении сейчас оказалось производство, тесно связанное с теми, кто добывает и выплавляет сам свинец. У кого дешевое сырье — тот и на коне.

Отчасти это напоминает ситуацию с бензином — только крупная нефтедобывающая и перерабатывающая компания способна сдерживать рост цен на своих АЗС. Правда, в аккумуляторном деле все много запутаннее, чем в топливной отрасли. Из-за того, что производство аккумуляторов имеет не только потребительское значение, но и оборонное — батареи в большом количестве используют подводный флот и авиация. Не все измеряется простой экономической выгодой, когда речь идет о государственных интересах...

В марте один из крупных игроков на «свинцовом» рынке — компания «Метрополь» (та самая, что приобрела контрольный пакет обанкротившегося «Москвича») продала акции холдинга «Русские аккумуляторы» компании «Пауэр интернешнл». И в стабильном до нынешнего года сообществе производителей батарей для автомобилей наметились серьезные изменения.

НАСЛЕДИЕ СССР

На территории бывшего Союза — десять крупных аккумуляторных заводов. Завод в Талды-Кургане (Казахстан) стал для России иностранным. Остальные же определяли погоду на нашем рынке.

Тюменский аккумуляторный на протяжении нескольких десятков лет остается ведущим в отрасли. Предприятие начало свою историю в декабре 1941 года, когда в город прибыло оборудование, эвакуированное из Подольска. В феврале 1942-го собрали первую партию аккумуляторных батарей. Долгое время это был единственный действующий аккумуляторный завод в стране; и сегодня более 20% батарей, произведенных в России, носят марку Tyumen Battery.

Нижегородский «Тубор» (TUBOR) действует на российском рынке с 2001 года. Проектная мощность завода — 2 млн. батарей в год. Компания выпускает аккумуляторы под маркой «Титан» и «Арктик». В последнее время выпуск увеличивается на 22–24% ежегодно; по итогам прошлого года «Тубор» занимал второе место в отрасли.

На иркутском предприятии «АкТех-Байкал» в 2005–2006 гг. затеяли серьезное техническое перевооружение. Создали необходимую базу для дальнейшего развития, но заплатили дорогую цену — объемы производства за это время сократились на 200 тыс. аккумуляторов в год. До этого «АкТех-Байкал» был ведущим поставщиком аккумуляторных батарей на крупнейшие отечественные автозаводы (АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ). Теперь большую часть заказов перехватил АКОМ (Жигулевск Самарской области) и быстро нарастил выпуск до проектной мощности — 1 млн. батарей в год.

Подольский завод — старейший в советской аккумуляторной промышленности: первые батареи выпущены здесь еще в 1935 году. В 2006-м рост производства составил 17,2%.

Еще один серьезный игрок на рынке — Курский аккумуляторный завод, основанный в 1944 году. Это один из крупнейших изготовителей промышленных источников тока в России: здесь выпускают более 300 типов батарей.

Подольский завод, курский и «Электроисточник» (Саратов), плюс еще два предприятия по выпуску батарей для автомобильной, железнодорожной и авиакосмической техники, а также три института входили в группу «Русские аккумуляторы». После того как в марте ее продали «Пауэр интернешнл», последний вышел в лидеры российского рынка (до этого компания занималась лишь продажами). По разным данным, заводы «Русских аккумуляторов» производят 2–2,5 млн. батарей в год. С сырьем проблем нет, компания еще в 2004 году приобрела серьезные активы: Озерное месторождение цинка и Холодненское месторождение свинца и цинка, Назаровское золото-сульфидно-цинковое, Ермаковское бериллиевое.

Очевидно, теперь и другие российские производители начнут искать возможности для объединения производств. Хотя это будет и непросто: крупнейшими акционерами большинства предприятий сейчас являются их же ведущие менеджеры. А найти общий язык, тем более объединиться с конкурентами не так-то легко…

Надо сказать, что статистика подсчета произведенных батарей грешит неточностями; некоторые компании почему-то не открывают свои данные. В основу одних оценок ложится количество произведенных аккумуляторов, для других применяется понятие «условный аккумулятор» — в пересчете на 50 А.ч. Но мы попытались собрать все данные воедино.

ЧЕГО ЖДУТ ИНОСТРАНЦЫ?

Время от времени на лентах экономических новостей появляются сообщения о предстоящем строительстве в России предприятия той или иной иностранной компании. Недавно о таком намерении сообщила немецкая компания «Бош» — вроде бы она решила построить аккумуляторное производство вблизи Санкт-Петербурга.

Необходимость в современных аккумуляторах западных марок испытывают сегодня прежде всего иностранные производители, собирающие свои машины в России. Ведь согласно закону, они должны локализовать производство. Аккумулятор, изготовленный в России и поставленный на русскую «иномарку» — существенный плюс в деле этой самой локализации. Увы, западных производителей не устраивают планируемые объемы заказов — производство становится рентабельным лишь при выпуске более 500 тыс. батарей в год, а до таких «тиражей» российским производителям иномарок далеко. Кроме того, все опять упирается в цену свинца.

В ближайшей перспективе производство зарубежных аккумуляторов в России возможно, только если какой-либо из отечественных производителей начнет выпускать батареи под иностранным брендом. Подобный опыт сотрудничества с «Вартой» существует у завода АКОМ. Но по оценкам продавцов, рядовой покупатель пока скептически относится к российским «вартам». Богатые выбирают «чисто импортные» батареи, бедных устраивают свои…

ДВЕ БАТАРЕИ ИЗ ТРЕХ — РОССИЙСКИЕ

Если верить прогнозам, к концу десятилетия автопарк России вырастет до 35 млн. автомобилей. Это напрямую отразится на емкости рынка аккумуляторов. По данным компании «Интербат», рост рынка в среднем составляет 2,5–3% в год. В 2006 году было продано почти 11,5 млн. ед. В 2007-м, с учетом динамики роста автопарка, полная емкость рынка батарей составит около 11,7 млн. ед. При этом около 60% спроса покрывается отечественными заводами. Остальная часть «отдана» импортным аккумуляторам.

Их объем продаж по сравнению с 2002 годом увеличился примерно на 10%. Наиболее заметно это проявилось в сегменте дорогих батарей, что связано как с увеличением числа дорогих иномарок, так и с возросшими доходами потребителей. Ежегодно на рынок запчастей поставляется около 4 млн. иностранных аккумуляторов. При этом большая часть — около 30% — принадлежит компании Jonson Control (марки Varta, Bosch, Delfi, Tenax), примерно по 10% — южнокорейской Delcor и турецкой Mutlu и около 5% — компаниям Westa (Украина) и Tab (Словения). Соответственно, самые популярные марки на российском рынке — Varta, Bosch, Mutlu, Tab, Topla, Daewoo, Westa, Ista, Golden Horse, Banner, Tudor и Tenax.

Сегодня многие аккумуляторные заводы намерены поднять цены на свою продукцию. У российских предприятий, выпускающих аккумуляторы, повышение цен, как правило, составляет 5–10%, реже — 3–5%. Максимальный прирост у производителей из стран ближнего зарубежья — до 15–20%. Поставщики импортных аккумуляторов — посередине, подорожание от 3 до 15%.

ДОРОЖЕ БАТАРЕИ?

Тем не менее ситуация на рынке цветных металлов и цена на свинец создали поистине анекдотичную ситуацию. Изготовленный за рубежом аккумулятор, совершив за месяц путь от завода-изготовителя на прилавок российского магазина, становится дешевле… свинца, который для него использован! Так быстро меняется цена на бирже. К середине лета 2007 года сложилась патовая для иностранных производителей ситуация: не везти в Россию товар невозможно — это грозит потерей рынка. А везти — торговать себе в убыток.

Впрочем, российское аккумуляторное сообщество такое положение дел, похоже, устраивает. Тот случай, когда законы экономики защитили отечественного производителя...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии