Шанс исправиться

Шанс исправиться

Автомобиль, конечно, вещь удобная, но уж очень грязная. Чего только из него не вылетает или выливается. И все - во вред окружающей среде. Ну, с токсичностью выхлопных газов бороться более-менее научились, а вот с утилизацией технических жидкостей пока напряженно, особенно в нашей стране. Вот, к примеру, отработка. Куда ее деть?

Большинство автомобилистов самостоятельно пытаются использовать отработанное масло. Кто-то заливает его в скрытые полости своего автомобиля, кто-то красит забор или пропитывает деревянные конструкции (помогает). А кто-то просто сливает в ближайшую канаву. Мол, рассосется.

А между тем в "отработке" полно экологически опасных компонентов: полициклические ароматические углеводороды, полихлордифенилы, серо- и хлорсодержащие присадки, соединения свинца, бария, сурьмы, цинка; нитриты. Углеводороды масел очень плохо разлагаются бактериями и потому понемногу накапливаются в окружающей среде.

Того хуже - сжигать масло. От этого образуются еще более токсичные соединения - диоксины. Например, в США в 1989 году они были обнаружены в воздухе и питьевой воде. Но чаще всего отработанными горюче-смазочными материалами отравляется грунт. И, прежде всего, от маленьких утечек. На них приходится до 85% всех загрязнений, и лишь оставшаяся часть на крупные аварии. А между тем, соединения отработанного масла провоцируют рак, мутации человеческого организма, расстройства иммунной системы, бесплодие.

Откуда столько яда в маслах? В них, помимо своей смазывающей основы, есть целый пакет различных присадок, которые со временем и под действием высокой температуры разлагаются. К ним добавляются антидетонаторы из бензина и продукты износа двигателя. Очень ядовита отработка синтетических масел. Сложные эфиры фосфорной кислоты, которые входят в их состав, могут отрицательно влиять на нервную систему. Не менее опасны тормозная жидкость, антифриз и электролит...

В принципе, все это можно сдать. Но принимают всю отраву в основном в крупных городах, причем каждый тип отходов в отдельное предприятие. Это, естественно, неудобно, а потому автолюбители по старинке все сливают на землю. Да и не только они. Например, земля под автозаводами на десятки метров вглубь пропитана нефтепродуктами. Если сносить здания, то придется нейтрализовывать тысячи кубометров грунта.

Но каким образом все это перерабатывать? Способов немало, но все они достаточно дорогие и малоэффективные. Для масел есть крекинговые котлы, где они под воздействием температур разлагаются на более простые вещества. Эта технология известна еще с 1908 года, но на не очень эффективная и достаточно дорогая. Еще используют центрифуги, но и они не особо превосходят котлы по КПД.

А выход есть. Я придумал аппарат, способный утилизировать любые отходы автохимии. Что важно: он небольшой, недорогой, простой в обращении. Можно соскрести промасленную землю с пола, вперемешку со стружкой, проволокой, тряпками, добавить отработку, электролит, тормозуху, антифриз - аппарат все это без проблем переварит.

Устроен агрегат довольно просто. Закрытый с двух сторон цилиндр, внутри которого - ротор с рабочими элементами, напоминающий жатку зерноуборочного комбайна. С виду устройство похоже на большую мясорубку с электроприводом: в горловину заливается (или закладывается вместе с грязью) отработка, которая размазывается тончайшим слоем на разогретой до высокой температуры внутренней поверхности цилиндра. В результате многокомпонентные вещества разрушаются до безвредно простых. Это, собственно, и есть процесс крекинга. На выходе - сухой остаток и горючий топочный газ (используется для отопления). Можно, к примеру, за лето накопить отработки, а зимой за счет нее греться!

На фото - лабораторная машина. Однако существуют и промышленные варианты, больших размеров. Их взяли на вооружение несколько экологических ассоциаций. Иностранцы тоже активно интересуются...

Моя разработка (официальное название агрегата - "Центробежнослойный роторный аппарат") достаточно универсальна и может использоваться, например, для очистки воды от нефтепродуктов. Как тут не вспомнить недавнюю катастрофу танкера у берегов Испании! Вот им бы такой аппарат... А если заменить ротор, то можно изготавливать удобрения или еще чего... Ну, это уже из другой оперы.

Если наладить промышленный выпуск таких аппаратов, то можно решить множество проблем. Может, наши бюджетники перестанут-таки страдать ерундой и запустят агрегат в производство? Ведь мы уже столько напакостили в природе - того и гляди, хлынет через край...

Профессор кафедры химии и химмотологии Московского государственного агроинженерного университета Юрий Мочалов

Подпишитесь на «За рулем» в