Творение Данте

Творение Данте

Год 1937-й ознаменовался для итальянского концерна выпуском новой модели 1100, которая пришла на смену очень удачному, но сильно устаревшему к тому моменту 508 Balilla. Создателем 1100 был молодой конструктор Данте Джакоза, уже спроектировавший до этого малолитражку 500 Topolino, самую массовую машину Европы. Второй удачей Джакозы стал 1100. На момент появления модели ему исполнилось лишь 32 года. Именно эти две модели — маленькая 500 и большая 1100 — и были основной продукцией концерна.

Смещение акцентов

FIAT 1100L
FIAT 1100L

Основой силового каркаса являлась лонжеронная Х-образная рама — классическое решение для того времени. Мотор — рядный 4-цилиндровый, рабочим объемом 1089 см3, отсюда и индекс модели. Мощность от 30 до 32 л.с. Инженеры применили верхнеклапанное газораспределение, что во второй половине 30-х годов было редким явлением, тем более на автомобилях среднего класса. Техническим новшеством являлись и поршни из алюминиевого сплава. Крутящий момент передавался на задние колеса через однодисковое сцепление и 4-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами на третьей и четвертой ступенях. Максимальная скорость составляла 100–105 км/ч, а расход топлива не превышал 8 л на 100 км.

FIAT 1100L
FIAT 1100L

Независимую подвеску передних колес Джакоза построил по схеме Дюбонне с рычагами и заключенными в капсулу пружинами — примерно такую же конструкцию немцы применяли на малолитражке Opel Kadett К38, который после 1945 года стал «Москвичом-400». Задний мост висел на обычных продольных полуэллиптических рессорах — он был неразрезным, а подвеска зависимой. Но рекламные буклеты FIAT 1100 не акцентировали на этом внимание, упирая на достоинства независимой подвески, хотя по-настоящему независимой была только передняя. Поглощать неровности дороги помогали и рычажные гидравлические амортизаторы, а барабанные тормоза на всех колесах снабжались гидроприводом.

Задние двери FIAT 1100L открывались против хода, центральной стойки не было
Задние двери FIAT 1100L открывались против хода, центральной стойки не было

Внешний облик автомобиля диктовали законы аэродинамики. Кузов лишился угловатости, присущей предыдущей модели, — 508-й стал обтекаемым. Салон — шире, а подножки — уже. Облицовка радиатора была покатой, что улучшало обзорность. Все лишнее и выступающее над поверхностью кузова убрали. Расположенные вертикально дверные ручки спрятали в пространство кузова. Точно так же поступили и с указателями поворотов семафорного типа — они располагались или по бокам моторного щита, или на задних стойках. Отдельной крышки багажника у 1100 не было — на этом месте находилось утопленное в нишу запасное колесо, а добраться к поклаже в багажнике можно было через откинутую спинку заднего сиденья. Настоящей роскошью для машины среднего класса стали два стеклоочистителя с электроприводом. Кстати, электрооборудование «итальянцам» поставляла немецкая фирма Bosch — оно было уже современным, 12-вольтовым.

Большой нос

Ручки дверей весьма оригинальны
Ручки дверей весьма оригинальны

Четырехдверные модификации FIAT 1100 могли удивить распашными дверьми без центральной стойки — защелки замков находились сверху и снизу. Кроме того, по заказу ставили скатывающийся в рулон матерчатый люк. Впечатляло разнообразие типов кузова, которые устанавливались на два типа шасси — обычное и длинное (1100L). На базе первого выпускались седаны, купе, кабриолеты и фаэтоны, второго — шестиоконные лимузины с внутренней перегородкой, служившие в такси, а также коммерческие модификации furgoncino и camioncino: «фургончино» был обычным фургоном, а «камиончино» — бортовым пикапом.

Два года спустя после начала производства FIAT 1100 пережил небольшой рестайлинг — получил капот аллигаторного типа и своеобразную облицовку радиатора. Измененная модель получила индекс 1100В и прозвище musone, то есть «большой нос». Еще раньше — в 1938-м — 1100 стали по лицензии выпускать в Германии в Хайльбронне как NSU-FIAT 1100 и во Франции под маркой Simca 8. В том же году итальянский FIAT 1100 начали выпускать в вариантах Coloniale и Militare — так называли открытый автомобиль, приспособленный для нужд армии.

В 1949 году, после очередной модернизации, ему присвоили букву Е в обозначении — основные изменения коснулись мотора, который форсировали до 35 л.с. Как и прежде, автомобиль предлагался в вариантах с длинной и короткой базой, причем длиннобазная модификация по-прежнему обозначалась буквой L. Производство модели прекратилось только в 1953 году, за 16 лет выпустили около 181 000 экземпляров 1100 во всех вариантах, включая примерно 5000 такси.

Особая миссия

В 30-е годы такая светотехника была редкостью
В 30-е годы такая светотехника была редкостью

Модель 1100 хорошо экспортировалась в страны Европы, причем на экспорт шли не только обычные модели, но даже такси. Представленный экземпляр модели 1100L 1947 года выпуска оказался в Венгрии. Откатавшись по улицам Будапешта, он сменил хозяина — им стал сотрудник советского посольства. Когда срок аккредитации истек, автомобиль вслед за новым владельцем отправился в Советский Союз и прописался в городе Жуковске Московской области. Там его и обнаружили несколько лет назад сотрудники Музея экипажей и автомобилей газеты «АвтоРевю». Продавал FIAT уже сын дипломата, причем о наличии у своего отца машины узнал совершенно случайно — после его смерти стали поднимать бумаги о собственности и обнаружили гараж, в котором находился автомобиль. Состояние автомобиля изумило — около 85% оригинальных деталей, никаких серьезных переделок.

Но и это не освободило от необходимости профессиональной реставрации, которую и провели в Музее экипажей и автомобилей. Недостающие детали помогали доставать журналисты, привозя их из заграничных командировок. Так FIAT и восстановили до полностью оригинального состояния, и сейчас он находится в экспозиции музея.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии