От магнита до сертификата

От магнита до сертификата

НАНОТЕХНОЛОГИИ И ВПК

Древние анекдоты подчас легко осовременить: сменил одну фамилию на другую — народ снова хихикает. По тем же законам живет и лохотрон — поделки, известные еще полвека назад, несложно обозвать разработками ВПК, к месту помянув нанотехнологии и сертификаты соответствия. Главное, чтобы потенциальный покупатель перестал думать, а начал верить и надеяться, получив классный стимул: десятикратный ресурс, снижение расхода топлива на 20–40%, керосин вместо бензина и т.д.

Честный обыватель возразит: мол, на защите прав потребителя стоят известные общественные организации и законы, где прописаны вполне реальные штрафы и даже сроки за обман! Да, это так — особенно на Западе, где схлопотать тюремный срок и похоронить раз навсегда свой «бизнес» ничего не стоит. А что происходит у нас?

СЕРТИФИКЦИЯ

Прием номер один — ссылка на сертификацию товара. А что, собственно, сие значит?

Сертификация — подтверждение некоторых свойств товара независимым органом, который стоит между производителем и покупателем. В советские времена нормировалось практически все. Но вот пришла свобода — ненужные бумажки в большинстве своем отменили, заменив добровольной сертификацией. Обязаловка осталась только для определенных немногочисленных групп товаров — топлив, масел, лекарств, ядов и т.п. Все остальное сертифицируется добровольно, по желанию клиента.

Чем это обернулось на практике? Да тем, что, в отличие от обязательной сертификации с ее строгой, заранее прописанной процедурой, добровольная проводится ПО СОГЛАСОВАННЫМ с клиентом правилам. Иными словами, «я скажу, что и как надо проверять — а вы так и проверяйте»! И если производитель пишет, что изготовленное им НЕЧТО должно быть круглым и желтым, а оно на поверку именно такое — значит, ему следует выдать сертификат соответствия.

С обязательной сертификацией тоже не все просто. Типичный пример — устройство АСК. Потребителю обещано все: прирост мощности, снижение расхода, сумасшедший ресурс — тройной! «Зарулевская» экспертиза, правда, ничего такого не обнаружила, но остался неприятный осадок в виде ссылки на сертификат чуть ли не из НАМИ. Выше — только горы: как же так? Выяснилось, что НАМИ сертификатов вообще не выдает: этим занимается организация «НАМИ-Фонд». Связались и с ней —ответ на запрос приводим ниже.

«Сертификат соответствия на устройство АСК подтверждает, что, будучи установленным в системе питания автомобиля, АСК не оказывает отрицательного влияния на содержание в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов на минимальных и повышенных частотах вращения коленчатого вала двигателя». Зам. руководителя ОСАИ «НАМИ-Фонд» И.И. Малашков

Это честный ответ грамотного инженера — без ссылок на экономию, керосин и тройной ресурс. Сертификация подобной продукции фактически просто подтверждает ее безопасность для жизни, здоровья и т.п. А уж как на этой основе составят текст рекламы — дело совести продавца, а не института. Но в голове у запутанного потребителя в итоге, как правило, застревает только одно: сертификат выдан —значит, все обещанное — правда!

Еще один прием, частенько используемый в рекламе, — обтекаемые формулировки. Испытывали мы как-то хитрые свечи с дырявыми электродами. Не получили ровным счетом ничего, но обиженные изобретатели тут же показали результаты замеров, полученные в весьма авторитетном учреждении. Так вот — в одной точке многочисленных графиков удельный расход на «дырявой» свече оказался процентов на 15 ниже, чем на базовом образце! Правда, на всех других режимах все «болталось» относительно штатной кривой вверх-вниз, но тем не менее родилась ключевая фраза: «эксперимент показал снижение расхода топлива ДО 15%». Чуете волшебность предлога ДО? Ведь ноль — он тоже «до 15»!

ПОДИ ПРОВЕРЬ!

Следующий прием построен на том, что большинство заявляемых в рекламе классных эффектов простому пользователю не проверить. Как, не имея мощностного стенда, оценить увеличение мощности мотора? Или снижение расхода топлива? Правда, некоторые деятели приводят «инструкцию» по замеру экономичности — мол, залейте полный бак, прокатитесь и удивитесь! А ведь даже в таксопарках на стендах наглядной агитации до сих пор перечисляются все факторы, ведущие к перерасходу топлива! Здесь и давление в шинах, и стиль езды, и климатические условия, и состояние подвески — да еще очень много чего. Смысл простой: фактор случайности в таком замере является преобладающим. А потому положительный результат зачтем, а отрицательный — выкинем как недостоверный.

Особенно интересны утверждения о резком, многократном увеличении ресурса в результате использования присадки Х или устройства Y. Как, спрашивается, подтвердить или опровергнуть заявление об увеличении ресурса в десять раз? Для этого самый рядовой «жигуль» надо заставить проехать миллиона полтора километров. Кузов сгниет, подвеска развалится…

Но откуда такие цифры? Как правило —с модельных испытаний одной из присадок. Берут две детальки и катают их на специальной установке, называемой машиной трения: сначала в исходном состоянии, потом обработанные присадкой. Определяют износ, декларируют этот самый десятикратный эффект — все честно! Вот только какое отношение этот эксперимент имеет к реальным условиям работы и износа мотора? Да никакого… Но как звучит!

КАША ИЗ ТОПОРА И ДЫРОЧНЫЙ ПОТОК

Следующий прием — инструкция по применению. В ней самое место вспомнить русскую сказочку про хитрого солдата и жадную хозяйку. Мол, сварю тебе кашу из топора, только добавь туда крупы, маслица, соли — ну и так далее. Так и с мотором — установи на него мое изделие, но сначала — отрегулируй зажигание, смени свечи, провода, масло и фильтры. В общем, организуй нормальное ТО! После этого любой мотор почувствует себя лучше. Но эффект, естественно, следует записать в актив чудо-прибамбаса.

Кроме того, в некоторых инструкциях предупреждают, что эффекта следует ждать долго — скажем, десять тысяч километров. Кто вспомнит, а как оно было в начале сезона, до установки «чуда»? Особенно это любят разработчики всяких магнитных систем обработки топлива — да и присадочники от них не отстают.

Был у нас один неглупый коллега-электронщик… Когда начальники в НИИ сильно его допекали, он делал умное лицо и ехидно спрашивал, к примеру: «А чем я, по-вашему, должен компенсировать инвариантность неосновного дырочного потока на этих подуровнях?» Начальники тут же отставали — больно умный, сволочь… А «умный» давился со смеху, благо сам про эту инвариантность ничего не знал.

Рецепт действует безотказно. В описаниях никчемных устройств упоминаются «новая теория относительности», ранее неизвестные поля и элементарные частицы — красиво, непонятно, умно. И это позволяет сварить очередную кастрюлю рекламной лапши. А мы — киваем головой и покупаем, стесняясь признаться в серости и необразованности…

Впрочем, довольно часто мы остаемся всем довольны! Ведь никто не отменял чисто психологический фактор —эдакий эффект плацебо. Суть его в том, что когда тебе настойчиво обещают много радости, а ты за это еще и денег заплатил, то волей-неволей начинаешь эту радость искать. И частенько находишь — мол, машина шустрее стала! Обидно признаться самому себе, а другим и подавно, что кому-то так легко удалось тебя надуть.

ИТОГО

Двигатель внутреннего сгорания живет около полутора веков. Над его усовершенствованием работают десятки тысяч специалистов, тратятся при этом миллиарды долларов. Да если бы кому-то удалось простым мановением руки действительно решить все те проблемы, которые стоят перед мировым двигателестроением, его имя было бы где-то рядом с Ньютоном или Лобачевским.

И еще — между нами… Если хоть одно из испытанных нами чудо-устройств давало бы на практике хоть пару процентов экономии чего-нибудь, то почему же редакции не купить такое хотя бы для собственных нужд? Но, судя по реакции обиженных производителей подобных изделий, именно этого-то она и не делает! Догадываетесь, почему?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии