Подержанное золото

Подержанное золото

НАЛОГОВЫЕ ВОЙНЫ

Два года назад прежний президент «Форд Мотор Рус» Хенрик Нензен, в то время еще и глава Российского комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (AEB), выступил с инициативой отменить в России двойное налогообложение при повторной продаже автомобилей.

И вот только в начале этого года дилеры и производители, совместными усилиями преодолев все бюрократические барьеры, внесли готовый законопроект на рассмотрение Госдумы, в случае принятия которого будут внесены поправки в ст. 154 Налогового кодекса РФ. При удачном исходе бизнес, известный как трейд-ин, наконец выйдет из тени и станет «белым»: юридическим лицам, то есть дилерам, придется платить НДС не со всей стоимости автомобиля, как сейчас, а лишь с разницы между продажной и покупной стоимостью машины.

Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса, в котором 33 автоконцерна, пристально наблюдает за прохождением законопроекта: речь идет о легализации многомиллиардного бизнеса.

ТАЙНА «СЕРЫХ» СХЕМ

Такого порядка нет ни в одной европейской стране — только у нас дилеры дважды платят 18% налога на добавленную стоимость: когда продают новый автомобиль, и потом, когда продают его же, как подержанный. Именно потому, что эти затраты дилеры перекладывают на покупателей, менять у них старую машину на новую или покупать секонд-хенд невыгодно. Такова основная причина, по которой российский трейд-ин уже много лет находится в зародышевом состоянии, отставая от темпов автомобилизации.

Официальные дилеры уже не скрывают, что при повсеместной рекламе трейд-ин им приходится использовать «серые» схемы оплаты и ухода от налогов. Чаще всего продажу подержанной иномарки оформляют через физических лиц (в этом случае НДС не берется), напрямую стыкуя продавца и покупателя, за оговоренный процент. Или заключают комиссионный договор, по которому продавец после продажи подержанной машины сначала получает за нее наличные деньги, а потом вносит их же в уплату за новое авто. Массовости продаж в этих случаях ожидать не приходится.

ОХОТНИКИ ЗА МИЛЛИАРДАМИ

По неофициальной статистике, сегодня оборот теневого рынка подержанных автомобилей, в котором не участвуют официальные дилеры, составляет более 1 млн. машин в год, в денежном выражении — около 20 млрд. долл. А к 2011 году эта цифра возрастет до 50 млрд. долл.

На первый взгляд парадоксально: отменив налог, государство станет зарабатывать больше, чем с ним. Главное, рынок подержанных иномарок сделается легальным и прозрачным, а значит, сможет приносить в бюджет деньги несравнимо большие, чем сейчас. Даже если после вступления закона в силу через официальных дилеров будет продаваться только половина подержанных автомобилей с нынешнего теневого рынка (чуть больше 500 тыс. машин в возрасте от 3 до 5 лет), то казна уже не останется внакладе. Расчеты, представленные авторами проекта, красноречиво об этом свидетельствуют. Так, сборы НДС на техническое и предпродажное обслуживание подержанных авто — не менее вание подержанных авто — не менее 360 млн. руб. ежегодно, еще 135 млн. руб. принесут в бюджет подоходный и единый социальный налоги с зарплаты обслуживающего персонала, дополнительно нанятого для этой работы.

Да и объем продаж возрастет, потому что подержанная машина может составить хорошую конкуренцию новой, приобретаемой в кредит. Например, в Европе 80% новых авто покупают с возвратом подержанной машины. У нас эта цифра сегодня не достигает и 10%.

Выиграет и покупатель. Во-первых, подержанные автомобили станут дешевле — не на отменяемые 18%, конечно, но все же. Во-вторых, каждая предлагаемая дилером подержанная машина проходит полную предпродажную подготовку, имеет отслеженную юридическую историю и гарантию на послепродажное обслуживание. Короче, все то, чего не могут предложить сегодня дикие автомобильные рынки. Вероятность, что вам продадут «утопленника», восстановленного из нескольких машин перевертыша, или, хуже того, числящуюся в угоне иномарку, в официальном салоне минимальна.

Но все это, при удачном раскладе, дело ближайшего будущего. Пока Правительство РФ поддержало законопроект, дав ему положительное заключение. При первом и втором чтении в проект наверняка внесут множество поправок, и если в этом году закон все-таки примут, то 1 января 2009 года он вступит в силу. Россия снова начнет массово покупать подержанные иномарки. Все новое — хорошо забытое старое.

Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы РФ, один из авторов законопроекта:

— Закон позволит ежегодно пополнять бюджет государства минимум 20 миллиардами рублей — за счет НДС при продаже новых автомобилей с зачетом стоимости подержанных. В конце концов, мы ничем не хуже европейских стран, где такая схема работает давным-давно.

Сергей Петров, основатель и основной акционер группы компаний «Рольф», депутат, член бюджетного комитета Госдумы, один из авторов закона:

— В прошлом году продано больше двух миллионов новых легковых автомобилей. Через три года они появятся на вторичном рынке. А это огромный бизнес, который сейчас находится в нелегальной зоне. То, что у нас называется трейд-ин — это фальшивый, не настоящий трейд-ин: ведь компания не покупает машину, а просто сводит продавца с покупателем, взимая за это процент.

С принятием поправок легализуется огромная часть рынка. Возможно, это нанесет серьезный удар по позициям АВТОВАЗа: очень большое количество относительно новых иностранных машин составят серьезную конкуренцию новым российским автомобилям. А дилерам придется привыкать легально вести бизнес, который сейчас они не могут вести вообще. Потому что сейчас мы продаем 10% трехлетних иномарок, а кто-то другой продает оставшиеся 90. Ни государство, ни дилер в этом не участвуют, а значит, не зарабатывают ни копейки.

На комиссионных авторынках, видимо, станет гораздо меньше машин. Но в основном закон ударит по перекупщикам, которые зачастую сбывают откровенный хлам после косметического ремонта. И по хламу, кстати, это тоже ударит — его просто перестанут покупать. Машины станут ненамного дешевле, но зато будут полностью готовы к эксплуатации. А главное, покупатель поверит в то, что можно без риска вложить деньги в подержанную машину и сэкономить на этом.

Александр Пырко, генеральный директор холдинга «Атлант-М» в России:

— Главная проблема, с которой столкнутся дилеры в случае принятия закона, — отсутствие у сервисных центров оборудованных площадок специально для автомобилей с пробегом. Одно дело парковка, куда машины приехали и уехали, другое дело — территория, на которой постоянно хранятся несколько сотен автомобилей.

А вообще перспективы для дилеров радужные. Если сейчас на 100 новых автомобилей мы продаем только 8–10 подержанных, то с принятием закона эта цифра увеличится минимум вдвое. Безусловно, понадобятся кадры, а ценовая привлекательность и огромный выбор способны в короткое время вывести этот сегмент рынка на лидирующие позиции по обороту.

Вратислав Кулханек, председатель правления компании AAA Auto:

— Главные покупатели наших машин — низкоквалифицированные рабочие, официанты, начинающие менеджеры, клерки низшего звена, строители и даже безработные. Мы продаем трех-пятилетки, в каждую из которых вкладываем по 200–300 евро и обеспечиваем трехмесячную гарантию на эксплуатацию. Кроме того, любой покупатель может обменять купленную машину на другую, доплатив разницу в цене.

Безусловно, частному продавцу гораздо выгоднее продавать машину напрямую. Тем не менее он идет к нам, потому что знает: через полчаса он получит наличные деньги, а главное, через месяц разъяренный покупатель не спросит его: «Что за металлолом ты мне продал, приятель?!»

Если в России все-таки отменят двойной налог, мы поборемся за присутствие на вашем рынке, претендуя на серьезную его долю. На Западе у покупателей уже нет доверия к стихийным авторынкам, потому что очень отлаженно работают компании, предлагающие вместе с подержанными авто еще и сервис, и гарантию, и последующее обслуживание. Мы попробуем то же самое применить в России.

МЫ БУДЕМ БОРОТЬСЯ ЗА РУССКИЙ РЫНОК

Европейский легальный рынок секонд-хенда ежегодно приносит миллиардные прибыли.

Компания AAA Auto со штаб-квартирой в Чехии уже 13 лет работает почти во всех странах бывшего социалистического лагеря и планирует одной из первых укрепиться на российском рынке. Каждый год AAA Auto продает около 70 тысяч подержанных авто. В компании почти 3500 сотрудников, среди которых лучшие менеджеры по продажам (их зарплата вдвое выше, чем у продавцов официальных дилеров), более 200 высокопрофессиональных оценщиков, юристы, механики и кузовщики. Годовой оборот компании превышает 2 млрд. долл., ежегодно открываются до 20 новых филиалов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии