Пленник лощины

Пленник лощины

Напомним: герой задачи увлекся сбором грибов и легкомысленно спустился на машине в лесную лощину. Пошел дождь. Как выехать, если под колесами скользкий мох, листва, корни деревьев? В багажнике лишь капроновый трос, ключи, аптечка, что-то еще — да что толку? Конечно, герой «…сам себя наказал, вломившись в лес, наплевав на экологию», — авторов, радеющих за природу, мы поддержим, — но все же как человеку выбраться?

ПАЛКИ В КОЛЕСА

Однозначного решения у задачи нет. Даже с полным приводом не каждый выберется! Говорят же: «Чем круче джип, тем крепче его засадят! Многое зависит от конкретных обстоятельств, от машины, грунта, подъема дороги, а еще больше от опыта и сообразительности „водилы“. Севший на брюхо танк выручали, привязав к гусеницам бревно. Подвинется на несколько метров — повторяли…» Увы, колеса автомобиля — не гусеницы танка, блокировать их палкой смешно. А без нее напомнит о себе дифференциал: «…он выравнивает крутящие моменты колес. Значит, когда одно „шлифует“ в грязи, то и второе тянет так же слабо — попробуй-ка тронуться!» Разумеется, мы говорим о машине с приводом на одну ось, без хитрых блокировок, «трэкшн-контроля» и иных изысков. Пример: машину весом 1400 кгс на подъеме в 10% тянет назад сила 140 кгс. Значит, тяга ведущих колес должна быть не меньше. Но коэффициент сцепления шин мал — около 0,2–0,3, так что при нагрузке на них 700 кгс можно получить тягу лишь 140–210 кгс. Многие справедливо призывают «не допускать пробуксовки». Но это легко в теории, а когда машина то глохнет, то буксует — попробуй-ка нащупать золотую середину!

Самые хитрые советуют заклинить ломиком буксующее колесо, явно путая это с блокировкой дифференциала, — ведь половина крутящего момента на ломик все равно идет, значит, на другом колесе получим не больше половины нужной тяги. В горку не въехать.

Остается лишь повысить сцепление колес с грунтом. И действовать по-умному: понизить давление в шинах, «…тщательно подготовить перед колесами дорожки: убрать мокрую листву и мох, подсыпать (если найдете) песка, гравия. Живые, скользкие ветки под колеса не класть!» — действительно, тут нужен сухой хворост, о чем рассказал и наш победитель. Может выручить толстая сухая кора старых деревьев. Довольно цепок еловый лапник. Конечно, в отчаянном положении можно пожертвовать резиновыми ковриками, чехлами, корзинками из-под грибов — тут уж каждый решает сам. Андрей Масаев верно написал: «…главное — не спешить, нужно всеми подручными средствами добиться необходимого сцепления ведущих (и желательно — ведомых) колес с грунтом».

ОТ АРХИМЕДА — ПО ЛБУ

Очень много предложений «сделать шины внедорожными, обвязав их через отверстия дисков кусками буксирной веревки с узлами-грунтозацепами». Хорошая идея. Но не без минусов. Сразу веревку не режьте — сначала убедитесь, что она пройдет в зазор между колесным диском и тормозным механизмом (барабаном, суппортом и т.д.). На многих легковых машинах места для веревки там нет. К тому же ее всего по три метра на колесо. Маловато. А кто же возит с собой дополнительный трос?

Другая идея: трос, закрепленный «на подходящем дереве, должен наматываться на ведущее колесо…» Увы, и тут много проблем. Опять-таки трос короток. К тому же надо блокировать другое колесо. И как сделать, чтобы трос не соскальзывал? Некоторые предложили «…снять шину с запаски — и ее диск длинными болтами прикрутить к ведущему колесу — получится лебедка!» Скажите, вы всегда возите с собой такие болты? А если колесо крепится гайками на шпильках?..

Во многих письмах мелькают рычаги — Архимед был бы доволен. Один из вариантов: привязать авто к дереву, сложив трос вдвое, — и «крепкой палкой» скручивать связь, чтобы она, сокращаясь, двигала машину. Увы, это приемлемо на ровном месте. А на подъеме машина скатывается, и если вырвет палку из рук да по лбу — сильно огорчите Архимеда!

Мало надежды и на помощь со стороны. Представьте: оставили вы машину в лесу. Пока где-то в полях искали трактор, сгустились сумерки. А пока толковали с трактористом, темень скрыла не только место, где оставлена машина, но и сам лес. И если в кармане не оказалось GPS-навигатора, как будете выкручиваться?

Итак, универсального решения нет. И не факт, что даже все высказанные идеи, вместе взятые, смогут помочь в любой ситуации. Не зря победитель Андрей Масаев закончил письмо словами: «Прежде чем куда-то заехать, подумай, как оттуда выбраться!»  

Задача № 9

СВЕРХМАКСИМУМ

Говорят, на большой скорости колеса автомобиля теряют связь с дорогой, и тот может стать неуправляемым — например, из-за неудачной аэродинамики: подъемная сила, то да се… А нет ли других причин? Вообразите, что вы собрались разогнать до максималки авто, у которого под капотом несколько тысяч лошадиных сил. Для полноты картины предположим, что автомобиль — с полным приводом, массой 1500 кг, лобовой площадью 1,9 м2 и с коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх = 0,3. Под колесами — ровный и сухой асфальт. Допустим также, что трансмиссия, шины и прочее — с достаточным запасом прочности. Какой же скорости достигнет автомобиль?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10 или

по e-mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии