Новинки

НОВИНКИ

Курс — на похудение

Настоящее и будущее свечей зажигания
Настоящее и будущее свечей зажигания

На фирме NGK решили, что в XXI веке их свечи зажигания должны стать такими же стройными и длинноногими, как модели на подиуме. И решительно уменьшили диаметр резьбовой части до 10 мм, увеличив ее длину до 26 мм. На самом деле, если посмотреть на тенденции в развитии конструкции искровых свечей, все к этому и шло. Например, свечи от древнего ГАЗ-51 имели резьбу М18х1,5 длиной 12 мм, но уже в ГАЗ-53 диаметр съежился до 14 мм, а знакомые всем свечи «Жигулей», действительно, стали «длинноногими» с резьбовой частью 19 мм.

Вот что дает изменение геометрии резьбовой части. Обратите внимание на канал системы охлаждения и диаметр тарелки клапана.
Вот что дает изменение геометрии резьбовой части. Обратите внимание на канал системы охлаждения и диаметр тарелки клапана.

Дальнейший прогресс был связан с появлением четырехклапанных двигателей (4 клапана на цилиндр), в которых из-за недостатка места шестигранник похудел сразу с 21 до 16 мм. И вот очередной курс похудения вызвал к жизни свечи резьбой М12 длиной 26,5 мм и шестигранником S14. Причем это — не конец истории: в портфеле NGK упомянутая вначале «десятимиллиметровая» свеча, где вместо шестигранника аж двенадцатигранник под 12-миллиметровый ключ!

Спрашивается, зачем все эти новшества? Ответ неожидан и прост: бензин дорожает! И теперь, в погоне за экономичностью, мотористы пошли на радикальное уменьшение рабочего объема своих двигателей и широкое применение турбонаддува. Стало быть, температурный режим стал тяжелее — потребовалось увеличить сечение каналов для охлаждающей жидкости в головке блока цилиндров. При этом, ради хорошего их наполнения топливной смесью, диаметр всех четырех клапанов желательно сделать максимально большим. Вот и пришлось свечам стать стройнее. Попутно это привело к необходимости использовать тонкий центральный электрод с иридиевым острием, что пошло только на пользу: в новом двигателе 2,3 л для «Форда-Мондео» срок службы «модных» свечей NGK ILTR5A-13G установлен в 120 000 км! На хорошем бензине, разумеется.

А вот сервисменам пора уже отвыкать от вредной привычки затягивать свечи «на глаз». Тонкостенную трубку с резьбой (притом еще и длинную) очень легко сорвать. Так что, читайте инструкцию и следите за ньютон-метрами, господа!

Педаль бензин бережет

График расхода топлива при экологичном и агрессивном стиле езды.
График расхода топлива при экологичном и агрессивном стиле езды.

Фирма «Ниссан» представила свою новую разработку — «Экопедаль». Но не нужно бояться, что в автомобиле появится четвертая педаль — и с тремя-то не все в ладах. Речь идет об акселераторе, который наделен функцией, помогающей водителю сберечь драгоценные капли топлива. Специальный контроллер следит за манерой вождения и, если сочтет, что вы слишком активно давите на газ, выдаст команду на специальную лампочку в окне шкалы тахометра и толкнет педаль назад. Не сильно, но ощутимо. Водитель, конечно, может по желанию отключить систему, но посмотрите на график! Тогда ваша линия — пунктирная и она идет ощутимо выше. Для непонятливых: чем выше кривая, тем быстрее пустеет кошелек. Так что, может, не стоит спорить с компьютером, старающимся сберечь ваши деньги? Заодно, кстати, ваша езда будет плавнее и безопаснее. А еще — реже придется менять тормозные колодки. Мы уже не говорим о выбросах СО2 — это пока для российского водителя неактуально. А вот снижение аппетита на 5 — 10%, обещанных разработчиками системы, поди плохо?

Экспериментальный «Опель-Корса».
Экспериментальный «Опель-Корса».

«Изитроник» станет проще

На самом деле автоматизированная коробка передач «Изитроник» не так проста, как на это намекает ее название. До сих пор переключение передач и управление сцеплением осуществлялось разными приводами (актуаторами). Это усложняло конструкцию и, самое главное, удорожало ее. А ведь цена для автомобилей малого класса (где как раз и находят применение автоматизированные коробки передач) — один из важнейших параметров.

Коробка передач еАМТ с новым актуатором (слева) и сам он в разрезе (справа).
Коробка передач еАМТ с новым актуатором (слева) и сам он в разрезе (справа).

Разработчикам фирмы «Рикардо» удалось изобрести (получен ряд патентов) так называемый линейный электромагнитный актуатор, способный и выжимать сцепление, и переключать передачи. Более того, его электронные «мозги», благодаря мультиплексной технологии, также управляют и коробкой, и сцеплением из одного блока. При этом разрыв потока мощности при переключении длится всего 0,35 с, а развиваемое актуатором усилие достигает 800 Н в кратковременном и 350 Н в длительном режиме.

Новый привод рассчитан и на работу с новейшими коробками с двойным сцеплением DCT (в этом случае он называется eDCT), а для целей демонстрации на «Рикардо» установили актуатор на автомобиль «Опель-Корса» с двигателем 1,2 л. В этом случае система получила наименование еАМТ и, судя по параметрам, годится даже для грузовиков.

Игра в кубики

Задняя часть автобуса с батареей аккумуляторов (слева) и дизель-гибридной силовой установкой (справа).
Задняя часть автобуса с батареей аккумуляторов (слева) и дизель-гибридной силовой установкой (справа).

Никого уже не удивляет, что под капотом одного и того же автомобиля может оказаться чуть ли не любой двигатель: бензиновый или дизельный, а может, и гибридный агрегат, притом с количеством цилиндров от четырех до двенадцати. Но вот замена одного мотора другим вне заводских условий — процедура дорогая и долгая.

Разработчики фирмы «Евро инжиниринг» из Ульма решили подойти к делу по-новому и создали концепцию сменных силовых модулей для автобусов и грузовых автомобилей. Главная идея — силовая установка не должна быть механически связана с колесами: пусть их крутят встроенные электромоторы. Тогда силовой агрегат превращается, по сути, в электростанцию, генератор которой может вращать, например, дизель. А можно и вовсе обойтись без генератора, заменив его модулем с топливными элементами. Так же просто реализуется и гибридный принцип: ведь мотор-колеса изначально спроектированы с возможностью генерировать ток при торможении.

Часто в автобусах двигательная установка расположена сзади, и, коль она теперь связана с остальной начинкой лишь проводами, достаточно открыть заднюю стенку, разъединить разъемы, освободить зажимы и… подогнать автопогрузчик. Несколько минут, и вместо дизельного агрегата у вас стоит, например, водородный. Или — чисто электрический привод на аккумуляторных батареях. В металле такой экспериментальный автобус уже может похвастать дизельным агрегатом с запасом хода в 800 км, электрическим с пробегом до 50 км без подзарядки и водородным, проходящим около 76 км между заправками. Немного, но это ведь только концепт…

Вообще-то, в этой ситуации пешехода надо пропустить.
Вообще-то, в этой ситуации пешехода надо пропустить.

А я говорю — рычи!

Инженеры фирмы «Лотос инжиниринг» озаботились безопасностью пешеходов, которые могут ступить на проезжую часть, предварительно не оглядевшись. Может быть, просто задумались, а может (и так бывает) — они слепые. Обычно приближающийся автомобиль обращает на себя внимание еще и звуком, но в том-то и дело, что современные гибриды могут подкрасться на электротяге вообще бесшумно. И вот вам ДТП с летальным исходом!

Расположение элементов системы Safe & Sound.
Расположение элементов системы Safe & Sound.

Итак, согласно изобретению «Сейф энд Саунд», на такой автомобиль устанавливают синтезатор звука ДВС, усилитель и мощный (300 Вт), не боящийся воды динамик — все за радиаторной решеткой. Устройство активируется, только когда бензиновый двигатель выключен, причем тон и громкость звука зависят от реальной скорости движения. В общем, все, как на обычном автомобиле. Одно отличие: водитель этого звука не слышит, он предназначен только для пешеходов.

Изобретатели прочат своему рычащему детищу большое будущее. Особенно в свете прогресса гибридо- и электромобилей и требований времени — кардинально уменьшить количество смертей на дорогах.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии