Альтернатива

Альтернатива

В июльской задаче автолюбитель маялся в дорожной пробке — там, где многополосный проспект вливается в узкое «горлышко» загородной трассы. Как быть, когда справа и слева лезут нахалы? Пропускать — нескоро доедешь. Не пропускать — рискуешь попасть в ДТП. Можно ли придумать рациональный выход? Однозначного рецепта здесь, скорее всего, нет, но нам был интересен ход мысли читателей.

Иные жизненные вопросы посложней «железных», отвечать на них нелегко, но тут писали охотно: видать, наболело. Диапазон мнений широк: от лаконичных советов «как не дать нахалу опередить тебя» — до глубоких исследований проблемы. Немало и шутников. Например, рекомендуют «законопослушным водителям» связывать машины буксирными тросами — тогда, мол, никто не вклинится. Так ли? Мы живо представили, как водитель грузовика с верхотуры своего КРАЗа не заметил злосчастный трос…

Кстати, а почему автор задачи назвал окружающих нахалами? Почему его оценку подхватили и некоторые читатели? В этом отражается их психология. Нам пишут: «Тому, кто едет к „горлышку“ в своем ряду, не перестраивается, всегда кажется, что другие, слева и справа, — нахалы! Стоит кому-то оказаться шустрей — нашего человека это злит. Между тем у граждан в других рядах не меньше причин спешить из мегаполиса на природу. Конечно, речь не о тех, кто летит по „встречке“ или пылит по обочинам, но даже эти хулиганы не виноваты в том, что пять-шесть рядов сливаются в один! „Благодарить“ за это надо местную и федеральную власть».

При слиянии нескольких потоков в один каждый водитель сдает экзамен на зрелость: быстрота и четкость решений должны сочетаться с осторожностью и умением предвидеть действия других — особенно неловкие или ошибочные. Бытует мнение, что «...если всех пропускать, на дачу попадете в другой жизни. Ведь кто не успел — тот опоздал!» Нет, надо искать золотую середину: кого-то пропускаете вы, а кто-то уступит вам. Тогда меньше риска услышать толчок, скрежет, рев клаксона или брань в свой адрес! Многие подчеркивают, насколько важно настраивать себя на доброжелательный лад. Слово победителю: «Никакими приемами, методами, путями невозможно кого-либо заставить вести себя вежливо на дороге, если ты сам не показываешь уважения и внимания к другим участникам движения». Из его же письма: «Глубоко убежден, что всякое проявление агрессии за рулем недопустимо — и влечет тяжкие последствия…»

Его поддерживают: «Многим водителям пора перестраивать собственную психологию. Мы все любим автомобиль. Но машин все больше, на дорогах все тесней — не пора ли понять, что все чаще мы будем — хотим того или нет! — ездить в колоннах, аккуратно, доброжелательно. Смиримся с невысокими скоростями. Другого просто не дано. Ведь альтернатива — это полный коллапс».

В подтверждение обратимся к цифрам. Если до пробки поток транспорта двигался в пять рядов со средней скоростью хотя бы 30 км/ч, то на входе в «горлышко» скорость вряд ли превысит 6 км/ч. На деле — ниже, так как многие предпочитают здесь не рисковать, едут как на цыпочках. Это реальность, с которой надо спокойно считаться. Лишь после «горлышка» появится шанс ехать живей, но опять-таки — считаясь с другими. Даже там, где движение организовано не в пример лучше, чем в России, пробки на дорогах — явление обыденное, в определенные дни и часы их невозможно избежать. В цивилизованной стране уважают и законы, и друг друга — люди теряют немалое, но все же предсказуемое время. Самое страшное — хаос на дорогах.

Нам понравилась и такая мысль: «Даже видя, как кто-то бесцеремонно потеснил остальных, вклинился в очередь, попробуйте найти в этом элемент юмора, расслабьтесь, улыбнитесь окружающим — легче будет и им, и вам. А начнете ругаться — только себе и соседям нервы потреплете, ведь эта бацилла — заразная. Помните, что вам еще далеко ехать…»

Авторы других писем настроены не столь оптимистично. Не зря же сказано, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Ведь каждый встречал в транспортном потоке не просто нахалов, а настоящих мерзавцев, ожидать от которых не то что доброго отношения, но и просто здравомыслия не приходится. Что же делать? Нам пишут: «Вопрос, куда смотрит милиция, давно стал риторическим. Все мы прекрасно знаем, что если она чем-то и озабочена, то не безопасностью движения!» Злое письмо. И таких немало…

Рассматривают и техническую сторону вопроса: «Если плохо включается передача, если не умеете трогаться на подъеме и глушите мотор, если вентиляция не работает и в запотевшие окна ничего не видно, то вас закономерно обойдут. Надо следить за исправностью машины, шлифовать приемы вождения, да и за рулем не дремать!»

Как не вспомнить о привычке некоторых болтать по мобильнику! Даже на минимальной скорости она может влететь в ту еще копеечку, если, упаси бог, хотя бы поцарапаешь чужой автомобиль…

Итак, спасение утопающих — дело рук самих утопающих: либо мы осознаем необходимость перемен в нас самих, либо придется сдавать машины в металлолом.

Благодарим всех, принявших участие в обсуждении предложенной ситуации. А Сергея Пинаева поздравляем с победой в этом туре конкурса!

Задача № 10

ДВОЙНОЙ ЭКСПРЕСС

Обсуждая недавнюю задачу про скорость мощного автомобиля, мы пришли к новой идее. Представьте: машина, имеющая собственную максимальную скорость 150 км/ч, едет по «бегущей дорожке», лента которой тоже разгоняется до 150 км/ч. В роли дорожки может быть, к примеру, скоростной поезд с вагонами, соединенными настилом. Можно ли разогнаться до 300 км/ч? Наш Вася считает, что можно — но только внутри движущегося поезда. А как поведет себя машина на открытой платформе? Кстати, не забудьте о коробке передач! Впрочем, это уже подсказка…

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 ноября 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д.10 или по e-mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии