Обозрение. Подушки безопасности: Подушка — друг человека

Обозрение. Подушки безопасности: Подушка — друг человека

СТРЕЛЬБА ХОЛОСТЫМИ

На первый взгляд это простой мешок из гладкого, эластичного синтетического материала. Но ткань эйрбега должна быть очень тонкой и прочной, а сшить его нужно так, чтобы при аварии даже самые мелкие стежки не оказались в зоне контакта с лицом и телом человека. Чтобы подушка не превратилась в батут, необходимо стравить давление газа, поэтому швы при ударе расходятся. Кстати, многие производители вообще перестали сшивать подушки — теперь их «ткут» как единое целое; принимая человека, ткань рвется, выпуская газ. При укладке мешок присыпают тальком для лучшей сохранности.

Боковые подушки появились сравнительно недавно, но уже заработали хорошую репутацию. Не стоит перечеркивать старания конструкторов, надевая на сиденья чехлы.
Боковые подушки появились сравнительно недавно, но уже заработали хорошую репутацию. Не стоит перечеркивать старания конструкторов, надевая на сиденья чехлы.

Безопасности много не бывает — надувные шторки соседствуют с подушками в спинках, не мешая работе фронтальных мешков.
Безопасности много не бывает — надувные шторки соседствуют с подушками в спинках, не мешая работе фронтальных мешков.

Мало изготовить правильный мешок, нужно разработать алгоритм его раскрытия. За срабатывание подушек отвечают датчики направленных перегрузок, которые обычно устанавливают перед колесными арками. Они активизируются, только когда автомобиль разгоняется до 20–25 км/ч, тем самым исключается срабатывание при «контактной» парковке и мелких неопасных ДТП. Внутри каждого датчика небольшой маятник, настроенный на предельно допустимое ускорение (чаще всего около 15 g, что соответствует удару о кирпичную стену на скорости 15–20 км/ч). Если порог превышен, анкерный узел поворачивается и замыкает электроцепь. Ранние образцы датчиков досаждали частыми ложными срабатываниями, что вызывало немало нареканий. В современных автомобилях устанавливают не один и не два, а порой до десятка датчиков, связанных воедино электронным мозгом — блоком управления.

Разобравшись с риском повреждений головы и туловища, разработчики занялись защитой ног. Отдельная небольшая подушка предохраняет колени и голени от контакта с передней панелью.
Разобравшись с риском повреждений головы и туловища, разработчики занялись защитой ног. Отдельная небольшая подушка предохраняет колени и голени от контакта с передней панелью.

Компания «Сименс» предложила заменить маятниковые датчики… акустическими! Им дали соответствующее название: CISS (Crash Impact Sound Sensing — датчик звука столкновения). Степень тяжести аварии они определяют, улавливая звуковые волны, расходящиеся от поврежденных деталей автомобиля. Фирма утверждает, что такая система срабатывает вдвое быстрее традиционной (маятниковые устройства реагируют за 25–30 мс) да и обходится дешевле.

Непосредственно накачиванием подушки заведует твердотопливный газогенератор — пиропатрон — на основе азида натрия NaN 3 (в результате реакции с азотнокислым калием KNO он заполняет мешок азотом). Правда, до недавних пор применяли и другую схему: под панелью прятали баллончик со сжатым газом, мембрану которого просто прокалывает детонатор.

КРУГОВАЯ ПОРУКА

Количество встраиваемых подушек безопасности растет как на дрожжах. Недавно даже второй эйрбег считали шиком, а сейчас уже и десяток не удивит. Хотя все мешки работают по одному принципу, есть и немало различий. Скажем, объем водительской подушки колеблется от 60 до 80 л, а на долю пассажира приходится куда большая порция —­ 130–160 л. Нынче набирает популярность разработанная компанией «Аутолив» зонтичная конструкция мешка, которая сменила грибовидную. Суть нововведения: при несильных ударах газом заполняется лишь внешняя кольцевая часть, а в случае тяжелой аварии подушка надувается целиком.

Пассажирская подушка в среднем вдвое больше водительской — учитывается большее расстояние до передней панели.
Пассажирская подушка в среднем вдвое больше водительской — учитывается большее расстояние до передней панели.

Боковые удары зачастую не менее опасны и коварны, чем лобовые. Естественно, производители не могли оставить это без внимания — за последние 10 лет многие машины обзавелись боковыми подушками. Они гораздо «стройнее» фронтальных, объем колеблется от 15 до 25 литров. А вот формы бывают разные: наравне с «грибом», выстреливающим сбоку спинки сиденья, распространены длинные валики в плечевой зоне и надувные шторки, надежно оберегающие голову не только водителя, но и заднего пассажира.

Чтобы подушка полностью набрала объем, требуется в среднем 25–50 мс (для сравнения: на то, чтобы просто моргнуть, у человека уходит примерно 100 мс). Скорость раскрытия достигает 320 км/ч.
Чтобы подушка полностью набрала объем, требуется в среднем 25–50 мс (для сравнения: на то, чтобы просто моргнуть, у человека уходит примерно 100 мс). Скорость раскрытия достигает 320 км/ч.

Есть и экзотика. Например, компания «Рено» устанавливает небольшой мешок в переднюю часть водительского сиденья, чтобы предотвратить подныривание под лямку ремня. Все чаще можно встретить подушку под передней панелью или в полу — ноги водителя и пассажира тоже нужно оберегать. Ну а самые молодые разновидности пока числят в разряде концептуальных. К ним относят, например, подушки для защиты… пешеходов, которые испытывает японская компания «Тойода Госей» (не путать с «Тойотой»!): два валика, выстреливающие из-под радиаторной решетки и из щели между капотом и ветровым стеклом, призваны минимизировать повреждения при наезде как на взрослого пешехода, так и на ребенка.

На серийные мотоциклы подушки безопасности пока не устанавливают. На опытных образцах специалисты оценивают, целесо­образно ли это.
На серийные мотоциклы подушки безопасности пока не устанавливают. На опытных образцах специалисты оценивают, целесо­образно ли это.

Гостьей из будущего выглядит пока подушка для мотоциклов и скутеров — прототипы таких устройств уже существуют; возможно, скоро и они получат широкое распространение.

Казалось бы, называть неодушевленный предмет другом неправильно. Но если вспомнить, что друг познается в беде, такой комплимент устройству, помогающему в самых тяжелых ситуациях, не выглядит преувеличением.  

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

При аварии на скорости около 50 км/ч подушки не раскрылись. Почему?

Не стоит думать, что подушки раскроются при любом столкновении. Их работа зависит от множества факторов — каковы скорость движения, сила и угол удара, пристегнут ли ремень безопасности и исправен ли датчик нагрузки на сиденье.

Правда ли, что при срабатывании подушки серьезную травму может получить человек в очках?

Многолетние тесты и статистика показали, что очки успевают слететь с лица еще до полного раскрытия подушки. То же самое происходит с сигаретой или трубкой. Тем не менее не стоит размещать между собой и подушкой лишние предметы (например, на панели перед пассажиром).

Насколько зависит эффективность подушки от роста водителя или пассажира?

Американские ученые-медики из Орегонского университета недавно опубликовали результаты исследования 65 тыс. аварий за последние 11 лет. Специалисты пришли к выводу: максимальную защиту подушки обеспечивают людям среднего роста (от 160 до 180 см). Для остальных риск травм выше.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии