Рейд. Проверим тормоза: Отвратительная влажность

Рейд. Проверим тормоза: Отвратительная влажность

О «ЛОШАДЯХ» И ЛОШАДКАХ

Проверять работоспособность тормозной жидкости в автомобилях наших граждан мы решили в обычном российском городе. Выбор пал на Дзержинск, некогда столицу советской химической промышленности. Воздух здесь, кстати, немного сладковатый, так что промышленность эта и сегодня успешно работает. Договорились с одним из пунктов прохождения гостехосмотра и организовали «дополнительный пост», где проверяли именно жидкость.

Ваша тормозуха пропала! Открыв банку, нужно сразу же использовать жидкость, иначе она быстро впитает влагу.
Ваша тормозуха пропала! Открыв банку, нужно сразу же использовать жидкость, иначе она быстро впитает влагу.

Автопроизводители рекомендуют менять жидкость в гидроприводе тормозов каждые два года либо через 40 тыс. км пробега. К этому времени ее характеристики существенно изменяются. Так, температура кипения DOT-4 из-за гигроскопичности, то есть способности впитывать влагу из воздуха, понижается с 250 до 155 °С, что соответствует 3,5% содержания влаги. Эта величина согласно техническим условиям заводов-изготовителей жидкости принята за критическую отметку.

«Тойота» прошла проверку. Свидетельство тому — зеленый огонек: влаги менее 1%.
«Тойота» прошла проверку. Свидетельство тому — зеленый огонек: влаги менее 1%.

Искали влагу мы при помощи оригинального портативного тестера. Первой на прохождение ГТО в бокс заехала «Нива» 28 лет от роду. Спрашиваем у владельца, пожилого мужчины, можно ли проверить тормозную жидкость его машины.

— Это что, новые правила такие, да? — хозяин с любопытством посмотрел на тестер. — Просто я волнуюсь, а вдруг скажут: всё, дед, переходи с машины на лошадь.

«Волга» тест по влаге не прошла, а вот талон ГТО получит. Такие у нас правила.
«Волга» тест по влаге не прошла, а вот талон ГТО получит. Такие у нас правила.

— Нет, это в порядке эксперимента, — отвечаем мы.

«Нивовод» повздыхал, явно не веря нашим словам, и продолжил чуть громче, чтобы слышали работники станции:

— Нам-то в деревне никак нельзя без машины! А лошадь, ее ж кормить. Да и где взять-то сейчас лошадь?..

Эксперимент под угрозой! Меня больше не интересуют тормоза «Лансера»!
Эксперимент под угрозой! Меня больше не интересуют тормоза «Лансера»!

Меж тем приборчик загорелся красным огоньком: в тормозухе этой «Нивы» влаги явно больше допустимых 3,5%. Цветом она напоминала желудевый кофе советских времен. Дедок по-ленински сжимал в руках кепку, незлобиво причитал про свою деревню и лошадь, но ГТО прошел. На стенде его «Нива» тормозила в пределах нормы. То, что в системе воды больше, чем допустимо, его не смутило: «А я потихоньку, полегоньку, нам в деревне-то куда спешить?» С тем и уехал, одарив всех работников станции яблоками из своего сада.

…Автопарк Дзержинска — Россия в миниатюре: «фольксвагены» времен падения Берлинской стены, бэушные «американцы», новые японские вседорожники с нормальным рулем и неновые — с правым и превеликое множество «жигулей», «волг» и «москвичей». Как раз один из таких, системы «пирожок», въезжал в ворота диагностического бокса.

— Здравствуйте. Можно проверить вашу тормозную жидкость?

— Уровень, что ли? Так я доливал вчера…

В ходе короткой беседы узнаем, что Георгий Александрович, хозяин «пирожка», намотал на нем не один «круг», но за интересующей нас жидкостью особо не следил:

— Я сейчас езжу немного, надеюсь, «москвичонок» меня не подведет!

Может быть. Хотя и здесь уровень влаги намного выше нормы. Такая же картина и в бачке сцепления.

— Георгий Александрович, как же вы зимой, в мороз тормозить будете?

— Так осторожно и буду, — с отеческой улыбкой ответствовал владелец машины.

Кстати, ГТО «Москвич» не прошел: проблемы со светом фар, неравномерным тормозным усилием и еще много с чем. Следующие три машины («Волга», «Тойота-Эхо», ВАЗ-2114) уложились в норму — до 1,5% влаги, а вот очередная, «Лада-112» четырех лет от роду, тест не прошла. Автомобиль был приобретен новым, но хозяин не проходил ТО на фирменном сервисе, а все регламентные работы выполнял сам. Как водится, до смены тормозной жидкости руки не доходили. Кстати, самая распространенная отговорка: «Да она (тормозуха. — Авт.) по цвету нормальная же!» Еще один автовладелец долго убеждал нас, что хотя и не меняет жидкость регулярно, зато все время подливает в бачок новую. Что у него с тормозами, остается догадываться. Представитель малого бизнеса на «Газели», тормозная система которой за все 126 тыс. км пробега вообще не знала смены жидкости, заявил: «Главное — стартануть!»

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ

На пункте инструментального контроля мы провели почти целый день. Через наш прибор прошло 28 автомобилей. И почти у всех тормозная жидкость была таковой лишь по названию, но никак не по сути, вне зависимости от марки/модели и года выпуска. Барышня на «Мицубиси-Лансер» только от нас узнала, что жидкость эту надо менять («Ой, как интересно, а что еще здесь меняется?»). Другая энергичная дама, услышав, что мы абсолютно бесплатно «предсказываем будущее» тормозной жидкости, вызвонила своего сына для экспресс-анализа: «Дима, срочно ко мне, тут люди из журнала „За рулем“ бесплатно что-то нужное для машины делают!» Если серьезно, то очень многие из автомобилистов так и не поняли, ради чего мы затеяли сыр-бор. Водитель семилетнего «Пассата» убеждал, что раз у него иномарка, значит, там все надежно. Его автомобиль, кстати, тоже провалил тест на влагу: прибор отреагировал на него красным индикатором.

И правда, зачем мы это все затеяли? Специалисты уверяют: если жидкость в тормозной системе не меняли более двух лет, то проверять ее совсем не обязательно, поскольку влаги в ней уже набралось сверх допустимого. Это не повод для паники, но и затягивать с заменой нежелательно. В обычных неспешных торможениях разогреть «влажную» жидкость до температуры кипения вряд ли получится. Но в жаркую погоду, на горной дороге, при интенсивном и частом сбросе скорости риск остаться без тормозов резко увеличивается (подробнее — в комментарии отдела испытаний).

Кроме этого, тормозуха с повышенным содержанием влаги — друг коррозии. Под ее воздействием повреждаются соединительные трубки, подклинивают поршни в цилиндрах и, как следствие, нарушается баланс тормозных сил. А это может привести к заносу, выезду из своего ряда… Зимой появляются и другие проблемы — повышается вязкость. Влага хорошо растворяется в рабочей жидкости, и при отрицательной температуре последняя тем гуще, чем больший процент воды содержит. Так что «продавить» тормозную педаль будет все труднее. Если же в систему залита «левая» жидкость, то не исключено, что она вообще попросту замерзнет.

Отметим, что цена вопроса, то есть спокойствия и уверенности в собственных тормозах, ничтожна: 120 рублей за литр высококачественной жидкости. Заменить ее в условиях СТО обойдется еще в 700–1000 рублей.

Хорошо, если у вас новый автомобиль, тогда забота о тормозах — это обязанность дилера (замена прописана в регламенте). Но если он старый да еще обслуживается от случая к случаю? Вот и ездят наши сограждане, как показал эксперимент, уповая на извечно российское «авось». А ведь с тормозами шутки плохи. Да и зима скоро…

ОТКУДА DOT?

В России нет единого государственного стандарта, регламентирующего качество тормозных жидкостей. Все отечественные производители ориентируются на стандарты, принятые в США и странах Западной Европы. По стандарту DOT (США) все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5. По своему составу они подразделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые. Смешивать их друг с другом нельзя. Важным показателем качества является допуск от производителей автомобилей на право первой заливки на конвейере. Срок хранения (в герметичной упаковке) — пять лет.

Из 28 проверенных автомобилей у двух десятков было превышено предельно допустимое содержание влаги в тормозной жидкости. Следите за тормозами!

С водой в тормозной системе вы сумеете остановить автомобиль — и раз, и другой, и третий. Но каждое следующее торможение будет не похоже на предыдущее.

КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ИСПЫТАНИЙ

Вода в тормозной жидкости… Точнее, всего-то несколько процентов, накопившихся в гигроскопичном растворе за несколько лет эксплуатации. Все знают, что это плохо, что тормозуху надо менять хотя бы время от времени. А почему надо? Опыт ставит Сергей Воскресенский.

Гидравлическому приводу тормозов в первую очередь нужна жидкость, а уж какая — дело второе; в принципе, чтобы разочек тормознуть от души, достаточно простой воды. Но мы, проверяя теорию практикой, взяли нормальную тормозную жидкость, а также образцы с повышенным — 3,5 и 7% — содержанием воды.

50; 49; 48; 48,7; 50... — цифры пулеметной лентой мелькают на экране измерительного прибора. Результаты накапливаются: изменяется не только величина тормозного пути, но и усилие на педали и даже ее ход. Только подобрался к стабильным величинам — и вот опять пора заканчивать очередной цикл, «студить» тормоза и начинать все заново. Потом смена жидкости, полная прокачка системы и новая череда очень похожих результатов.

Да, поначалу автомобиль на всех трех испытуемых составах показывает примерно одинаковый результат. Водитель, конечно, отмечает, что тормозной привод в целом «чувствует» состав жидкости, а при 7-процентной «влажности» заметно увеличивается ход педали и усилие (примерно на треть) на ней. Но человек корректирует поведение «Калины» и она более или менее уверенно останавливается в обозначенном 48-метровом коридоре. Даже проверка на термонагруженность (несколько жесточайших торможений «в пол» подряд) не вызывает катастрофического ухудшения тормозных возможностей. Дым столбом, педаль колом, но восемь (с 7%) и одиннадцать (с 3,5%) циклов резкого уменьшения скорости со 100 км/ч до полной остановки «Калина» все же выдерживает.

Наконец картина проясняется. От качества жидкости зависит прежде всего стабильность результатов. То есть из 10–12 торможений подряд четко уложиться в норму удается только на эталонном варианте. В остальных случаях тормозной путь «плывет», заставляя каждый раз подбирать нужное усилие на педали, а это достаточно сложно. Да, вы сумеете остановить автомобиль в аварийной ситуации даже с 7-процентным содержанием воды в тормозной жидкости. Но каждый следующий раз не будет похож на предыдущий. А главное качество надежного автомобиля — это все-таки предсказуемость его поведения.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии