Новые пошлины подорвут автомобильный рынок в России

Новые пошлины подорвут автомобильный рынок в России

Даже хитрая логистика не поможет сбыть все авто, задержавшиеся на складах. Дилеры готовы демпинговать.
Даже хитрая логистика не поможет сбыть все авто, задержавшиеся на складах. Дилеры готовы демпинговать.

Поддержка производителя

Кризис... Салоны пустуют.
Кризис... Салоны пустуют.

Последний, кстати, как и предполагало правительство, выигрывает в сложившейся ситуации больше всего. Общая доля того же «АвтоВАЗа» на рынке новых автомобилей в России в последние годы значительно сократилась — уже в этом году новых «ВАЗов» было продано меньше, чем новых иномарок. И теперь, на фоне кризиса, тольяттинцы получают неплохую поддержку правительства.

Повышение ставки таможенных пошлин на новые иномарки составит 5% — 30 вместо 25. Что из этого получится? Те производители, которые успели в свое время «влезть» на территорию РФ благодаря знаменитому «116-му пункту», смогут еще повысить продажи своей продукции, изготовленной на российских заводах. То есть те же Toyota Camry, Nissan Teana, VW Passat, Ford Focus и Mondeo практически останутся без конкурентов. Цены на аналогичные зарубежные модели поползут вверх, и прибавка в итоге составит не 5 процентов, а больше, поскольку тот же самый НДС рассчитывается с уже «растаможенного» автомобиля.

Ford Focus

Ford Focus

Если взглянуть на таблицу самых популярных моделей иностранного происхождения (по данным АЕВ — Ассоциации Европейского Бизнеса), из 25 моделей всего 8 производятся на территории России. Позиции Mazda, не имеющей своих производственных мощностей в России, могут пострадать — цены неизбежно вырастут, и никакой хитрой логистикой разницу не покроешь. При повышении пошлин любая модель автомобиля станет процентов на 8–10 дороже, вследствие чего неизбежно перестанет пользоваться таким ажиотажным спросом. В связи со сменой администрации США плану по организации производства в Шушарах нового Cruze под вопросом — на это у GM будут средства, только если сенат одобрит план поддержки «Большой Тройки», а пока крупнейшему в мире автопроизводителю грозит банкротство. Даже бестселлер Lanos уже не получит российскую «прописку»: планы организации производства этой бюджетной модели в России, похоже, сорвались.

Также новый законопроект предусматривает повышение ставки на подержанные авто. Причем должна измениться и дифференциация по годам: если раньше подержанные иномарки разделялись на сегменты до 3 лет и от 3 до 7, то новые правила снижают т.н. «заградительный» порог до 5 лет. Если ранее ставки ввозной таможенной пошлины для иномарок старше 7 лет устанавливалась из расчета: для автомобилей с объемом двигателя до 2,5 тыс. кубических сантиметров — 2 евро за 1 см 3, с объемом двигателя более 2,5 тыс. см 3 — 3 евро за «кубик», от 0 до 3 лет — 25 процентов от стоимости машины, а для автомобилей возрастом от 3 до 7 лет с объемом двигателя до 2,5 тыс. см 3 — 0,85 евро за 1 см 3, более 2,5 тыс. см 3 — 1,4 евро за 1 см 3, теперь картина меняется. На новые авто и возрастом до 5 лет ставки повысятся на те же 5%, а вот на авто постарше — в зависимости от рабочего объема двигателя, пошлины возрастут до 2,5–5,7 евро за см 3. Приморье, где подавляющее большинство автопарка составляют праворульные «японки», уже отреагировало на инициативу «верхов» акцией протеста.

Врешь, не возьмешь?

В итоге картина складывается такая: подорожание большинства новых иномарок, резкий скачок цен на подержанные авто из-за рубежа, плюс общий спад продаж, вызванный кризисом. Последствия кризиса и новой таможенной политики для продавцов еще менее предсказуемы: аналитики сходятся во мнении, что основные изменения в российском автобизнесе еще впереди — мелкие поставщики исчезнут, произойдет передел рынка между крупными компаниями, имеющими в своих «портфолио» по нескольку брендов, а там недалеко и до монополизации всего рынка. Следы финансового бедствия рано или поздно сойдут на нет, и тогда спрос снова превысит предложение. Россияне будут выстраиваться в многомесячные очереди за наиболее востребованными моделями заграничного «происхождения», а новинки мирового автопрома приобретут более престижный статус.

Роман Гуляев
Роман Гуляев

Некоторые эксперты считают, что больше всего выигрывают в сложившейся ситуации иностранные бренды. Роман Гуляев, главный редактор журнала «Авто Бизнес Ревю»: «В российский автопром иностранными производителями за последние годы было инвестировано около 2 миллиардов долларов. Вполне естественно, что они хотят защитить свои инвестиции. Так что эта мера направлена на поддержку именно таких производителей, а не только „АвтоВАЗа“, как об этом кричат на всех углах. Возможно, имея такую поддержку в виде пошлин, иностранные компании будут расширять модельный ряд производимых здесь автомобилей. Пример „Фольксвагена“, который начал производство сразу пяти моделей, очень показателен — и VW, и Skoda в этом году на коне».

Андрей Матвеев
Андрей Матвеев

А как на новые условия отреагируют китайские производители, пока не имеющие в России полноценных производственных мощностей? Андрей Матвеев, руководитель отдела общественных связей компании «ИРИТО», крупнейшего поставщика китайской техники в Россию, прокомментировал ситуацию так: «Разумеется, новые таможенные правила сильно повлияли на бизнес ИРИТО. Прежде всего, потому, что прекратилась локальная сборка наиболее востребованных вcедорожников Great Wall. Однако мы предвидели эту ситуацию и еще год назад начали готовиться к ней, совершенствуя систему доставки автомобилей из Китая. На сегодняшний день мы имеем возможность поставлять машины в сборе, сохраняя при этом их цену доступной. Так что для покупателей вcедорожников Great Wall в ближайшем будущем ничего не изменится. Кроме того, автомобиль BYD F3, наиболее популярная легковая модель из представляемых ИРИТО, всегда поставлялась без локальной сборки и имела при этом огромное ценовое преимущество перед конкурентами. Думаю, что с введением новых таможенных норм это преимущество только увеличится.

Боюсь, что ближайшие перспективы автомобильного рынка в целом трудно назвать радужными. Наиболее крупные автомобильные компании уже испытывают невероятные затруднения. Как следствие — сокращение персонала, закрытие заводов и т.д. Негативные изменения сегодня наиболее очевидны в США, а это значит, что до России волна докатится, как обычно, с опозданием в полгода, так что российским дилерам международных автомобильных концернов, вероятно, придется туго.

Кризис коснулся и китайских автопроизводителей, хотя и в меньшей степени. Все-таки в КНР есть огромный резерв — собственный рынок, которому еще очень далеко до насыщения. Как ни странно, есть и обратные примеры. Так, например, компания BYD благодаря своевременному выпуску бюджетной модели BYD FØ смогла увеличить свои продажи на 40%, удивив тем самым всех участников рынка. Пожалуй, это знаковое событие, которое доказывает, что из любой ситуации есть выход. Поэтому сейчас мы активно работаем с BYD, с тем чтобы, опираясь на опыт этой компании, обеспечить рост продаж марки и в России".

В конечном итоге пострадают покупатели. Немалая часть планировавших приобрести новый автомобиль либо отложит покупку до лучших времен, либо обратит внимание на более доступные варианты, которых, в свою очередь, станет гораздо меньше, чем год назад. В панике и вторичный рынок: пошлины сильно подорвут продажи. Ситуация же на фондовом рынке такова, что курсы валют могут меняться в любых направлениях — соответственно, значительная доля населения стремится эту валюту во что-нибудь вложить. Станет ли новая иномарка выгодным вложением — вопрос спорный. И ответ станет более или менее ясен не ранее чем через полгода — именно весной кризис, вероятно, пойдет на убыль. А тенденция развития событий такова, что делать прогнозы сейчас особенно неблагодарно. Остается ждать…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые