Мотовездеходы TGB: Bee-2

Мотовездеходы TGB: Bee-2

Хотя компания производит широкую гамму мототехники с 1978 года, до почти пол-литровых кубатур фирма созрела лишь два года назад. «Утилитарник» TGB Blade 425 («Лезвие») обошел полмира, прежде чем попал на наш рынок. Другая же модель, TGB Target 425, выполненная на той же платформе, — совершенно новая.

Отзывы о «Лезвии» даже от пресыщенных янки скорее похвальные — отмечали высокий технологический уровень модели (кстати, в США она называется Outback 425). А европейцы устраивали пробеги на TGB Blade по дорогам горных районов — ведь машина оборудована всей необходимой светотехникой. В России этот ATV стоит почти на 15000 руб. дороже распространенной китайской модели CF-Moto 500 (которая продается под десятком различных брендов). Но на 90–100 тысяч дешевле, чем «фирменная» техника кубатуры «400». Правда, Arctic Cat 366 4x4 Auto буквально «наступает на пятки» «тайваньцу»: он лишь на 10 000 руб. дороже. Не будем делать поспешных выводов — низкие цены часто становятся следствием стратегии дилеров, и в таком случае они, цены, — вовсе не свидетельство низкого качества продукции...

Но вернемся к «пчелкам». Тем более, что предоставилась возможность провести сравнительный тест двух моделей и узнать, чем они лучше (и лучше ли), чем китайский «Си-Эф» или «Арктический кот»?

Прежде всего о Blade. Дизайн модели — не копия какой-нибудь известной машины, к чему нас приучили китайцы*, а полностью своя разработка. И неплохая, надо сказать.

Линзовые фары, бампер, органично переходящий в защиту мотора и трансмиссии, задняя часть — с интегрированными в нее, как у автомобиля, фонарями. Подобное решение встречается не часто — обычно сзади ограничиваются установкой примитивного комбинированного фонаря посредине. Дополняют необычный «вид сзади» и два выставленных напоказ глушителя.

Двигатель «Лезвия» основательно закапотирован, и рассмотреть его в деталях сложно. Мотор величав! Пусть это и не шедевральный V-твин, а «одностволка», но чувствуется, что конструкторы поработали на славу, а технологи не дали испохабить их разработки. Мотор проектировался именно для ATV — в нем нет мотоциклетных элементов и деталей, и установить его на что-нибудь двухколесное невозможно. Это говорит об уровне конструкции, «специальности» движка. Для всякой ерунды делать сложную, а уж тем более оригинальную разработку никто не стал бы... У силового агрегата скромные габариты, и даже интересно, куда и как инженеры воткнули вариатор, а еще и коробку реверса с «понижайкой»? При этом трансмиссия TGB придает аппарату очень важное свойство — способность тормозить двигателем. Это я понял на первом же крутом спуске — использовать тормоза даже не пришлось.

Рычаг селектора режимов трансмиссии расположен на правой стороне бака, ближе к его центру. Специально проверил, не мешает ли переключению повернутый руль (на одном из «фирменных» аппаратов мешал). Нет, переключать всегда удобно. Еще одна особенность рычага селектора: для него нет «гнезда» парковочного положения («Р»), как, например, у недавно протестированных «Си-Эфов» и «Кан-Амов». На месте квадр фиксирует массивный «ручник» на правой рукоятке руля. А еще с удивлением обнаружил, что тормозных рычагов аж четыре: три — на руле и один — ножной. С последним понятно — он воздействует на задние колеса. Три других рассредоточены по рулю. Справа, как принято на мотоциклах, тормоз «передка» (рычаг — с защелкой, это пригодится на стоянке). Рядом специальный парковочный тормоз с механическим приводом. На левой рукоятке, как у скутеров, тормоз задних колес с гидроприводом. В общем, тормоза на все случаи жизни.

На левой рукоятке TGB Blade много всяких девайсов, в том числе и редкие для мотовездеходов дорожные «примочки» — клавиша «аварийки», переключатель поворотников и кнопка звукового сигнала. Поверьте, для тех, кому приходится выезжать на дорогу (а эта машина для того пригодна), — ценный набор!

Здесь же и рычажок механического подключения переднего моста. Конечно, установи производитель электрический переключатель, было бы круче, но и обычный работает нормально.

Хуже то, что в переднем мосту нет никаких блокировок, на худой конец установили хотя бы вискомуфту. Надо думать, они появятся в следующих поколениях «пчел».

У Blade классическая задняя подвеска — с неразрезной осью. Конструкция проста, надежна и долговечна. Правда, она несколько ограничивает клиренс — у независимой задней подвески он побольше.

На вездеходе установлены щитки для рук — полезный элемент, ему отдашь должное, когда продираешься сквозь плотный кустарник. Передняя подвеска, пыльники и ШРУСы заботливо закрыты щиточками, что, понятно, продлевает срок их жизни. Заметишь такие приятные особенности, как мощные (55 Вт) галогенные лампы фар, штатную защиту деталей переднего привода, проушину для крепления фаркопа — за нее можно тянуть прицеп весом до 600 кг. Предусмотрено место под электрическую лебедку.

Пару слов о приборке (у обеих машин они одинаковы). Жидкокристаллическая панель лаконична, цифры выдает крупные, легко читаемые. Оригинально выполнен тахометр: столбиковая шкала идет с изгибом по периметру — ничего похожего ни у какого другого аппарата лично я не встречал. По бокам панели расположены сигнальные лампы, в том числе дублирующие сполохи поворотников и включение дальнего света: европейская дорожная полиция не придерется.

Модель TGB Target 425 («Мишень») совершенно иная — относится этот ATV к спортивно-развлекательным. Сделана явно с оглядкой на «кан-амовского» «Ренегата», но, надо сказать, тайваньские разработчики проявили даже больше фантазии в деталях, чем коллеги-канадцы. Чего стоят собранные в «один пучок» выхлопные трубы! А секирообразный багажник! Из того, что бросается в глаза, крутейшая внедорожная резина Maxxis Razr 2 — ее устанавливают на серьезные гоночные квадры. Не могу сдержаться — забегу вперед: во время заездов по болоту она еще покажет себя!.. Не знаю, из чего на самом деле изготовлен передний «клюв», но по виду — из модного (и легкого) карбона. В значительной степени формируют облик аппарата четыре линзовые фары (они включаются попарно) с галогенками по 55 Вт.

Трансмиссия у Target 425 такая же, как и у Blade: вариатор с «понижайкой» и подключаемый передний привод, блокировки в дифференциале нет. А вот тормоза, хоть машины во многом унифицированы, разные. Подробно не останавливался на тормозах «утилитарника», — чтобы сделать это сейчас и сравнить. Так вот на нем на задней оси два тормозных диска: один работает от педали, второй — от рычага на руле. Ума не приложу — зачем такое дублирование, а если точнее — нагромождение? Ведь дифференциала все равно нет, так что вполне можно было обойтись одним.

На Target он один, причем здесь тормозной диск не на оси, а на валу трансмиссии. Это так называемый трансмиссионный тормоз, который позволяет использовать диск меньшего диаметра и прятать его в более защищенном месте. Кстати, у TGB Target армированные тормозные шланги.

Подвески его — особая история. Окрашенные в канареечно-желтый цвет, они тем не менее не выглядят ни забавно, ни привлекательно. Это не навороченные «газовые» «каябы», как у канадского Renegete, но вполне работоспособные. Спереди сдвоенные амортизаторы, причем у каждого по две пружины разной жесткости — это придает им энергоемкость и неплохие прогрессивные характеристики. Когда едешь медленно, не трясет, а при наезде на серьезное препятствие их не «пробивает». Из регулировок — лишь настройка преднатяга пружин. Задний амортизатор (их на аппарате два) — с одной «прогрессивной» пружиной, ее преднатяг регулируется, как на спортивных квадрах, — гайкой.

Секирообразный багажник позади седла, если рассмотреть его внимательно, оказался хлипковатым для перевозки «нормальных» грузов. Он из пластика и годится только чтобы пассажир мог опираться о него руками. Впрочем, пассажир, если полагаться на инструкцию, «не предусмотрен». Однако разместить его на Target позволяют «вакантное» пространство позади водителя, а также запас грузоподъемности мотовездехода — 170 кг.

В первые минуты за рулем «Лезвия» и «Мишени» озадачила некоторая вялость мотора. Потом сообразил: следуя законам Европы, его мощность ограничили 15 кВт (20,4 л.с.) — такова плата за допуск машины на дороги континента. Весь потенциал мощности (под три десятка «лошадей») можно извлечь, если снять ограничитель (что, по уверениям механиков, сделать несложно). Кстати, высокая для мотовездеходов «максималка», заявленная производителями (92 км/ч), достигается только в случае, если снять оковы ограничителя.

Поражает удивительно большой угол поворота руля «пчелок». В сочетании с небольшой базой это свойство придает машинам исключительную маневренность! Остается загадкой, как при таких углах ШРУСы не выворачиваются наизнанку...

Великий российский мыслитель Козьма Прутков в свое время предостерегал: «Не ходи по косогору...». То же можно адресовать и водителям наших тайваньских ATV. Почему? Потому что на них легко «сделать уши», то есть перевернуться — и последствия будут тяжелыми. Однако, признаюсь, трудно удержаться от соблазна испытать себя и мотовездеход на крутейшем склоне... Но надо, чтобы обошлось без лиха, предполагать возможности ATV, а они во многом определяются компоновкой узлов и высотой центра тяжести. В этом отношении едва ли не главенствующую роль играет задняя зависимая подвеска. С той, что здесь, хоть и в ущерб клиренсу, ATV устойчивее.

Многие испытали эти чувства: езда на любом квадрике, даже утилитарном, провоцирует на прыжки. В случае с «пчелами» буквально «обломала кайф» задушенность мотора: как ни толкал я курок газа, ну не хотели тайваньские ATV прыгать! Пришлось смириться и перейти к «водным процедурам».

Но и тогда они разочаровали! Не по вине конструкторов, а по другой причине. Болото в облюбованном для тестов овраге подсохло, и машины проезжали его с минимальным сопротивлением, словно и не болото это вовсе. Но думаю так: никакая другая колесная техника здесь не прошла бы, за исключением разве что мотоциклов-каракатов на камерах. Одну особенность машин мы, испытатели, уяснили: если с грязезащитой на «утилитарнике» все в порядке, то на приспортивленной «Мишени» с этим делом неважнецки. Не советую ездить на ней без бот или, на худой конец, сапог: вода и грязь с задних колес летят прямо на ноги.

Несомненно, «пчелатая парочка» интересна. В машинах немало оригинального и много практичного, да и магазинная стоимость «пчел», полагаю, соответствует установившемся представлениям о качестве техники из Тайваня.

ТЕХ­НИ­ЧЕ­СКАЯ ХА­РА­К­ТЕ­РИ­СТИ­КА

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модель TGB Blade 425 / TGB Target 425 

Модельный год 2007 / 2008 

Сухая масса, кг 315 / 280 

Габариты, мм 2155х1170х1205 / 2290х1154х1242 

База, мм 1300 / 1300 

Грузоподъемность, кг 170 / 170 

Высота по седлу, мм 850 / 920 

Клиренс, мм 198 / 170 

Макс. скорость, км/ч 92 / 92 

Объем бензобака, л 18,3 / 15,3 

ДВИГАТЕЛЬ

Тип 4-тактный, 1-цилиндровый

ГРМ ОНС/2 / ОНС/2 

Рабочий объем, см3 403,1 / 403,1 

Размерность, мм 86х69,4 / 86х69,4 

Степень сжатия 9,2 / 9,2 

Макс. мощность, л.с. при об/мин 20,2(28,6)/6500 / 20,2(28,6)/6500 

Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин 25,5/4000 / 25,5/4000 

Система питания карбюратор Mikuni с диффузором Æ 32 мм

Охлаждение жидкостное / жидкостное

ТРАНСМИССИЯ

Тип автоматическая (вариатор), с возможностью торможения двигателем

Состав повышенная, пониженная, «нейтраль», реверс

Привод 2х4/4х4, подключаемый

Блокировка дифференциала отсутствует / отсутствует

Главная передача карданная / карданная

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама пространственная, стальная

Передняя подвеска 2-рычажная / 2-рычажная

Ход передней подвески, мм н.д. / н.д.

Задняя подвеска маятниковая маятниковая

Ход задней подвески, мм н.д. / н.д.

Передний тормоз 2 диска у ступиц / 2 диска у ступиц

Задний тормоз 2 диска у ступиц / 1 диск в трансмиссии

Передняя шина 25х8–12 / 23х7–10 

Задняя шина 25х10–12 / 22х11–10 

Штатная комплектация стоп-сигнал, зв. сигнал, «мигалки», зеркала

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии