Авторынок: Подержанные автомобили

Авторынок: Подержанные автомобили

Под знаком «Голубой Рыбы» РОЛЬФ замахнулся на вторичный автомобильный рынок обеих российских столиц.
Под знаком «Голубой Рыбы» РОЛЬФ замахнулся на вторичный автомобильный рынок обеих российских столиц.

НЕ СОВСЕМ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

По оценкам компании PricewaterhouseCoopers, одного из ведущих мировых аудиторов, в России за этот год будет продано 2,3 млн. машин — на 25% меньше, чем в 2008-м. И это оптимистичный прогноз. А если сбудется пессимистичный, продажи упадут почти в два раза — до 1,6 млн. Такую ситуацию эксперты объясняют несколькими факторами: девальвацией рубля, сокращением заработной платы и увеличением безработицы. Внесет свой вклад и нежелание банков давать автокредиты, ставки по которым уже достигли 25–30% годовых и, говорят, продолжат расти. В сложившихся обстоятельствах граждане, которые все же захотят обзавестись средством передвижения, волей-неволей обратятся на вторичный рынок — парк подержанных иномарок в стране, по прогнозам, вырастет с 1,4 до 2,3 млн. штук в год. При этом из-за недостатка средств продавцы подержанных машин станут жаднее, а покупатели — разборчивее.

Состав рынка подержанных автомобилей (импорт/внутренний рынок). Динамика за 2001–2008 гг.
Состав рынка подержанных автомобилей (импорт/внутренний рынок). Динамика за 2001–2008 гг.

Сегодня вторичный рынок — это больше 4 млн. автомобилей в возрасте до 7 лет, спрос на которые может реально конкурировать со спросом на новые машины. Речь идет в первую очередь о подержанных машинах в хорошем техническом состоянии и по вменяемой цене. Такие не редкость: за последние два месяца в продаже появились двух-трехлетние иномарки с нулями на одометре. Это наследство разорившихся дилеров, которые так и не смогли продать некогда новые машины 2007 и даже 2006 года выпуска. Нашествие варягов спровоцировало 15-20-процентное падение цен на авто с пробегом. Кроме того, с начала года рынок вторички начали пополнять и автомобили в возрасте до полугора лет: хозяева избавляются от них, не имея средств расплатиться с банком за кредит.

Однако помолодение и удешевление вторичных машин — дело временное. Ведь цены на них зависят от стоимости новых авто (в этом году они уже несколько раз дорожали). А та, в свою очередь, привязана к доллару и евро, причем обе эти валюты вот уже несколько месяцев беспрерывно растут. Поэтому с точки зрения банальной экономии покупать подержанное авто лучше всего сейчас, когда вторичный рынок практически встал.

Состав рынка подержанных автомобилей: доли по возрасту (%). Динамика за 2001–2008 гг.
Состав рынка подержанных автомобилей: доли по возрасту (%). Динамика за 2001–2008 гг.

Причем вовсе не обязательно обращаться к предприимчивым частникам — можно пойти официальным путем. Тем более что и здесь произошли значительные перемены. По понятным причинам автоперегонщики закончили свою карьеру и либо уже ушли со стихийных рынков, либо переквалифицировались в перекупщиков. Однако соперничать с дилерами, всерьез взявшимися за вторичный рынок, продавцы-одиночки все равно не в состоянии, потому что у официалов гораздо больше оборотных средств, подкрепленных специалистами сервиса и технической базой. Именно на это сделали ставку салоны, выделившие вторичку в отдельное направление.

Так, группа компаний «РОЛЬФ» открыла сразу 17 площадок в Москве и Санкт-Петербурге, организовав под вывеской «БлюФиш» выкуп и продажу автомобилей с пробегом. Это около тысячи машин ежедневно, которые можно выбрать в онлайн-режиме по цене, пробегу и возрасту. Несколько больших площадок для б/у машин оборудовала за МКАД компания «Мэйджор». «Фаворит Моторс» пошел еще дальше, организовав вместе с японцами первый общероссийский автомобильный интернет-аукцион YOSHIDA. Кроме того, летом в России открывает свои филиалы крупнейший в восточной Европе игрок на вторичном автомобильном рынке — компания «ААА Авто», имеющая на своих площадках парк в 11 тыс. единиц. Кроме машин, эти фирмы предлагают сервис, юридическую прозрачность истории автомобилей, предпродажную подготовку и гарантию на срок до одного года. Причем за те же 10–12 процентов, которые накручивают рыночные перекупщики.

ЛОЖКА МЕДА

Что касается выхода России из автомобильного кризиса, то аналитики ожидают его к концу 2012 года. Именно тогда продажи новых машин в стране достигнут уровня 2008-го. А пока рынок откатится на уровень 2006 года, когда было продано 2 млн. легковых авто. Зато к 2017-му у нас ежегодно станут находить сбыт больше 4 млн. машин. А к 2025 году на каждую тысячу жителей России будет приходиться 400 легковых машин. Таков, кстати, нынешний европейский показатель (в Америке — 750 автомобилей на тысячу человек). Ожидается, что к этому времени у нас на законодательном уровне будет принято решение об утилизации б/у авто и Россия станет третьим рынком в мире после США и Китая. Словом, пройдет каких-то 16 лет — и все наладится...

ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ

По данным «Автостата» на январь 2009 года, 50% владельцев подержанных автомобилей в связи с кризисом отказались от намерения продать авто и ждут, как будет меняться ситуация с ценами. В это же время 8% планируют купить второй автомобиль на вторичном рынке. Срочно собираются продавать свою машину 20% владельцев, аргументируя свое решение тем, что автомобиль каждый день теряет в цене. И 22% намерены продать свой автомобиль, чтобы приобрести другой.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

ВЛАДИМИР ПОПОВ,

президент компании «Фаворит Моторс»

Не секрет, что сегодня некоторые дилеры разоряются, лишаются дилерства или находятся в предбанкротном состоянии. Например, у обанкротившегося «Инком-Авто», чьи долги составляют почти 600 млн. долл., арестовано 7500 машин без пробега. После вынесения судебного решения они появятся на рынке. Но это машины 2008-го, а то и 2007 года выпуска. Вопрос: могут ли они стоить столько же, сколько новые?!

И еще вопрос: какая цена должна быть у товара, на который совсем нет спроса? Сколько могут стоить, скажем, элитные швейцарские часы, которые никто не покупает — ни за 10, ни за 5 тыс. долл.? Ответив на эти вопросы, каждый сможет понять, как обстоят дела на автомобильном рынке вообще и на вторичном рынке в частности.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

РОМАН ХАПАЕВ,

главный исполнительный директор ООО «БЛЮФИШ» (ГК «РОЛЬФ»)

В ближайшие пару месяцев покупатели и продавцы будут с выжиданием смотреть друг на друга, ничего не предпринимая. Рынок оживет лишь к маю, причем за ценовой ориентир будут взяты новые автомобили (с учетом пересмотренных цен). Мы прогнозируем подорожание автомобилей с пробегом на 5–15% и увеличение спроса на них примерно на 20%.

Покупатель уже стал более требовательным к состоянию и характеристикам подержанных авто, поэтому мы сразу исключили для себя работу с отечественными брендами. Среди остальных машин, имеющихся в наличии, самый массовый сегмент (оптимальное соотношение цены, пробега, состояния и возраста) — это иномарки 2004–2005 гг. выпуска, купленные у официальных дилеров.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые