Те, что без понтов

ТЕ, ЧТО БЕЗ ПОНТОВ

ПРИЗНАКИ КЛАССА

Большинство утилитарных снегоходов оснащают моторами 450–600 смз. Это многоцелевые машины с повышенными проходимостью и грузоподъемностью, нацеленные, в первую очередь, на работу. Но их с успехом используют и охотники, рыбаки и путешественники. У таких снегоходов расширена база лыж и весьма широкая гусеница — чтобы машина не проваливалась в глубокий снег. «Утилитарники» оснащаются простыми (обычно 2-тактными) двигателями и трансмиссией с понижающей передачей — для буксировки саней с тяжелым грузом или подъема на крутые горки.

Иногда фирмы включают в класс утилитарных снегоходов навороченные машины с моторами 800 и более «кубов». Но это все равно, что «Хаммеры» называть техникой для обслуживания коровников, а «Роллс-Ройсы» — автомобилями для такси.

СНЕЖНЫЕ КИТЫ И КОТЫ

Сегодня абсолютное большинство снегоходов производят четыре компании: Arctic Cat, Bombardier, Polaris и Yamaha. Все они представлены на рынке России. Канадская Bombardier, или BRP, выпускает сноумобили под двумя торговыми марками: Ski-Doo и Lynx (последние собирают в Финляндии). Американская Polaris лидирует по количеству моделей в разных классах. Снегоходы Yamaha обладают столь же высокой репутацией одних из лучших в мире, как и мотоциклы и ATV компании. Еще один американский кит (а можно сказать и «кот» — по названию фирмы) — Arctic Cat считается производителем самых стильных машин, но ничуть не уступающих другим в отношении технических достоинств. Российские «Буран», «Тайга» и «Рысь» также пользуются устойчивым спросом, в первую очередь, из-за весьма впечатляющей дешевизны в сравнении с «фирменными» машинами. К сожалению, за счет более низкого технического уровня и качества изготовления. В нынешнем сезоне появились и китайские. Первые восточные ласточки — снегоходы от компании Е-Мото, до этого поставлявшей скутеры и ATV.

ТЕХПРОГРЕСС ПОДОЖДЕТ

Изначально снегоходы создавались как сугубо рабочие машины, но со временем их потеснили «развлекательно-адреналиновые» аппараты. Сегодня в производственных программах «снегоходной четверки» от силы лишь каждая четвертая машина — для работы. От достижений технического прогресса их в основном «спасает» устойчивый «иммунитет»: проверенные модели выпускаются годами, их прихорашивают лишь «косметическими процедурами». Если в спортивных классах идет гонка мощностей за счет всяких хайтековских штучек, то рабочие машины оснащены низкофорсированными (зато надежными) 2-тактными «воздушниками», величину мощности которых обычно даже неприлично называть в обществе понтовых снегобайкеров. Лишь у нескольких моделей больше 70 л.с., но эти творения следует отнести скорее к более люксовому классу — туристических машин.

Тем не менее, «утилитарники» живы (как говорится, любят одних, а женятся на других), и в Россию их ввозят гораздо больше, чем в другие заснеженные страны. О том, что у нас к снегоходам относятся прежде всего как к рабочим аппаратам, говорит факт большой доли продаж отечественных снегоходов (около 45%) на рынке России. Как ни корят «Буран» за дремучесть конструкции, а «Тайгу» за «сыпучесть», они заполняют собою едва ли не всю низшую ценовую нишу — до 100–150 тысяч рублей. Дешевле не бывает, если это не собачьи упряжки.

ШИРЕ ХОД!

Есть и еще одно достоинство у наших снегоходов — проходимость. Ее определяет, в первую очередь, площадь опорной поверхности гусеницы. У «Тайги» она колеблется от 500 до 600 мм, у «Бурана» гусениц вовсе две, да еще выпускается уникальная длиннобазная модификация МД. Опыт езды в российских условиях показывает, что разговоры о высокой проходимости снегохода при ширине гусеницы менее 500 мм и длине 3900, мягко говоря, преувеличение. А у подавляющего большинства зарубежных, даже утилитарных, ширина гусеницы — 380 мм. «Им» этого хватает, ведь там на сноубайках гоняют по специально подготовленным трассам с утрамбованным снежным покрытием, да и глубина снежного покрова не столь велика. Впрочем, есть и исключения. Такие машины, как Lynx Yeti ST600, Lynx 6900, Polaris Widetrak LX и Yamaha VK540 III способны двигаться по самому глубокому снегу и буквально тащить лося за рога. При этом водителю комфортно. А простота устройства и обустройства машины и ее низкая цена для многих — весомые аргументы при выборе покупки.

ЗАПОВЕДНИК ДВУХ ТАКТОВ

На сколько тактов работает мотор снегохода — вопрос не праздный. Революция перехода с 2- на 4-тактные двигатели уже прошла во всех видах транспорта, включая мотоциклы, скутеры и лодочные моторы, лишь со снегоходами задержка вышла. По причине весомой: запустить в сильные морозы 4-тактник — та еще задачка, 2-тактник — проще.

Производители убеждают, что до —40° С все будет о'к. А если морозец случится покрепче?.. Отсюда и спрос: абсолютное большинство утилитарных снегобайков оснащают проверенными временем и низкими температурами 2-тактными моторами. В других классах снегоходов — тех, что для забав, картина противоположная. Какие забавы при температуре за минус сорок!.. Исключение — утилитарный снегоход Yamaha Venture Multipurpose. Он с 2-цилиндровым впрысковым 4-тактным мотором жидкостного охлаждения. При обычной для «утилитарников» кубатуре 500 смз он выдает 80 «лошадок», что для четырехтактника совсем немало.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии