Особливі думки

Особливі думки

]

Между прочим, сначала все вроде бы шло замечательно. Президент Украины почти 10 лет назад подписал соответствующий указ. Разработали порядок обязательного страхования: правительство утвердило, и с 1 января 1995-го дело пошло.

А уже 13 января Верховная Рада резко нажала на тормоз: «автогражданку» приостановить, деньги застраховавшимся вернуть!

Что же не понравилось украинским парламентариям? Их задело, что президент Кравчук и Кабинет министров обошлись в таком деле без них. А дело-то связано с огромными деньжищами: это ж сколько выйдет, если умножить десять миллионов транспортных средств на страховой платеж? Не иначе, кто-то хочет набить себе карманы...

Примерно так рассуждали народные депутаты — и, к сожалению, страховые компании дали для этого повод. Многие из них тайно заключали «агентские» соглашения с директорами автохозяйств, и те под шумок страховали свой парк на непомерно большие суммы. Прокатилась грязная волна скандалов — тут-то на сцену «вся в белом» и вышла Верховная Рада...

Спустя год ей все же пришлось признать страхование гражданской ответственности обязательным (как без этой цивилизованной нормы Украине стучаться в Евросоюз?!). Но обязательности нет фактически и по сей день, так как главные действующие лица действуют четко по сюжету известной басни с возом...

«Автогражданка» не заработает без ГАИ, проверяющей наличие у водителя страхового договора. А в ГАИ считают: у нас и так забот полон рот; хотите добавить еще одну — увеличьте инспекторам зарплату! Mini One/"> Mini One/">Mini Onenbsp;тры на это не пошли, зато значительно снизили размеры страховых платежей — теперь владельцу авто с мотором до 1,5 л годовой договор обойдется в 71 гривну (примерно 420 руб.), а с 3-литровым двигателем — вдвое дороже.

Низкие тарифы не сломали инертность автовладельцев (на сегодня лишь 10% из них застраховали свою ответственность), но сделали «автогражданку» непривлекательной для страховых компаний. А в больших городах даже убыточной, потому что правительственные спецы не додумались ввести коэффициенты: и в Киеве, и в тихих Пятихатках страховка стоит одинаково. Дошло до того, что киевлянам, харьковчанам и т.п. некоторые компании отказывают в оформлении договора: «А у нас нет бланков!»

Как распутать этот узел? Начинать, видимо, надо с ГАИ. Украинский автоинспектор сегодня действительно не обязан требовать у водителей страховой полис, а если даже потребует и услышит «нет», то на «нет» и суда нет. Ну не предусмотрена на Украине ответственность за такое правонарушение! Необходимы дополнения в законах о милиции, о дорожном движении, в КоАПе... Вообще-то они давно подготовлены, но нынешний состав Верховной Рады все никак не примет его даже в первом чтении.

— В чем причина? — спросили мы одного из депутатов, убежденно поддерживающих «автогражданку».

— В популизме, — сказал он. — Многие зарабатывают очки у избирателей, голосуя против непопулярных законов. Но это все равно что голосовать против операции, необходимой тяжело больному. В Европе эта страховка тоже приживалась с трудом, а сейчас там представить не могут, как обходились без нее. Надеюсь, в России не повторят наших ошибок, и ваш пример сдвинет дело у нас с мертвой точки...

P. S. Водителям, едущим на Украину, полезно знать тарифы обязательного страхования гражданской ответственности на 1 месяц: для легковых с двигателем до 1,5 л — 6 гривен, от 1,5 (включительно) до 2 — 8 грн., от 2 (включительно) до 3 — 12 грн., 3 и выше — 15 грн.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии