КПП: Одно сцепление хорошо, а два лучше

Экономичнее “механики”, быстрее “автомата” — с такими замечательными данными коробка передач с двумя сцеплениями уже в ближайшие годы наверняка существенно потеснит все остальные типы автомобильных трансмиссий.

Плавная езда на автомобиле с механической коробкой требует опыта, доведенной до автоматизма согласованной работы двумя педалями и рычагом переключения передач. Впрочем, трансмиссии с двойным сцеплением могут переключаться даже быстрее. Однако не требуют от водителя никакой работы с педалью сцепления. Потому как в принципе ее лишены.

Коробка с двойным сцеплением DCT (Double Clutch Transmission) более известна по имени самого распространенного варианта DSG (Direct Shift Gearbox) и не имеет ничего общего с обычными “автоматами” или вариаторами. Здесь нет ни гидротрансформатора, ни планетарных редукторов, ни шкивов с металлическими ремнями. По сути DCT — это параллельный путь эволюции трансмиссии, в котором удалось соединить сильные стороны разных коробок передач. И весь фокус в наличии двух сцеплений.

Зачем их два? Так и первичных валов КП, на которые крутящий момент передается от двигателя, здесь тоже два: один проходит внутри другого, полого. На первом находятся шестерни нечетных передач, на втором — четных. Когда автомобиль трогается с первой передачи, вторая “ступень” также цепляется за шестеренки вала, ведущего к дифференциалу, и лишь ждет момента, когда водитель решит переключиться на передачу повыше. И после легкого движения рычагом КП мгновенно следует автоматическое размыкание сцепления первого вала и синхронное замыкание второго. Без разрыва крутящего момента, без малейших рывков и дерганий!

201008031838_kpp2

201008031838_kpp2

Пока работает вторая передача, шестеренки первого вала заблаговременно перемещаются в третью позицию и так далее. При замедлении хода процесс идет в обратном порядке. По ощущениям это напоминает езду с вариатором — линейный разгон без провалов в динамике, работа двигателя на оптимальных оборотах и, как следствие, снижение на 5–10% по сравнению даже с МКП расхода топлива. Предпочитаете активный стиль вождения? DSG и здесь вас порадует, ведь она переключает ступени всего за 8 мс! А если надоест ворочать рычагом, можно передвинуть его в положение “D” и наслаждаться вождением в полностью автоматическом режиме. Теперь переключаться за вас будет компьютерный блок управления, который в зависимости от вашего желания подбирает нужный алгоритм.

Вот только стоит подобная универсальность недешево. Коробки с двойным сцеплением на 50–70 тысяч дороже МКП. Мало того, и обслуживание DSG влетит в копеечку. Допустим, замена масла каждые 60 тыс. км вас не разорит — все удовольствие обойдется в 5–7 тысяч рублей. Зато в случае поломки замене обычно подлежит вся коробка целиком.

201008031838_scheme

201008031838_scheme

МЫ РЕШИЛИ:

КП с двойным сцеплением сочетает плюсы “автомата” и “механики”. Минус у нее один-единственный: как и многие высокотехнологичные разработки, DCT достаточно сложна, а порой и капризна. Вот почему стоимость обслуживания таких коробок выше, чем у “механики”, а надежность пока, наоборот, ниже.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии