Вместе весело шагать... с навигатором!

Навигация — хороший спутник в дороге: к искомому дому приведет, на сложных развязках поможет. Насколько удобно ездить с отечественными программами?

navigatori

navigatori

В первую очередь оговорим методику теста, ведь даже опытные пользователи навигации часто путают качество работы аппаратной части (поиск и прием сигнала) с достоинствами и недостатками программной оболочки, уровнем детализации карт. Сегодня сравним между собой программы российской разработки из числа самых популярных. Тем более что область их применения очень широка: каждую можно использовать в автомобильном навигаторе (PNA), карманном компьютере или коммуникаторе. Скажем пару слов и о детализации карт, но более подробно этот вопрос рассмотрим в другой раз. Итак, поехали!

iDa

iDa

iDa В середине экрана перед маневром появляется крупная подсказка.
В середине экрана перед маневром появляется крупная подсказка.

Разработчик: «Вобис Компьютер» и Intrinsyc

Платформа: Google Android, iPhone OS 

Картография: NAVTEQ

Покрытие: Россия

Сервис «пробки»: нет

Стоимость комплекта с картой России: 1499 руб.

МЕНЮ. Просто и красиво — яркие квадратные иконки в стиле iPhone, логичная структура, простые настройки. Но вбивать адрес неудобно: в iDa нет встроенной клавиатуры, приходится пользоваться системной. Набирать SМS на ней удобно, но для ввода названия улицы придется снимать аппарат с держателя. Из дополнительных сервисов — онлайн-поиск через Google и информация о погоде.

iDa

iDaТолько iDa позволяет вместо карты вывести на экран крупные подсказки о предстоящих поворотах. При приближении рядом появляется полоска, отображающая дистанцию до маневра.
Только iDa позволяет вместо карты вывести на экран крупные подсказки о предстоящих поворотах. При приближении рядом появляется полоска, отображающая дистанцию до маневра.

ЭКРАН КАРТЫ. Под красивым небом с прекрасно прорисованными облаками — серая «земля», серые контуры домов, серая информационная панель. Обилие мрачного цвета угнетает, зато желтую линию маршрута всегда отлично видно. Функцию автоматического масштабирования лучше отключить — очень часто смена масштаба сбивает с толку, не дает верно оценить расстояние до следующего поворота. Дополнительной информации на экране немного: стрелочка ближайшего маневра, панель, на которую можно вывести данные о скорости, высоте над уровнем моря, расстоянии до цели.

МАРШРУТ. Прокладка маршрута не занимает много времени. О предстоящих маневрах система своевременно и грамотно предупреждает приятным голосом. Но полностью полагаться на подсказки не стоит: порой iDa предлагает выполнить странные маневры. Например, вместо поворота с Садового кольца налево в сторону области программа предложила свернуть направо и развернуться. А в одном месте она вообще предложила заехать в несуществующий двор. Так что расслабляться и отключать голову не стоит. Тем более что перерасчет маршрута на ходу может парализовать систему секунд на пять — семь; в ожидании новых инструкций придется немало понервничать.

iDa

iDaРазобраться в симпатичном меню в стиле модного «айфона» можно за считаные минуты.
Разобраться в симпатичном меню в стиле модного «айфона» можно за считаные минуты.

КАРТОГРАФИЯ. Программа страдает в первую очередь из-за карт компании NAVTEQ — заграничная продукция не поддерживает нашу систему адресации с дробями, корпусами и строениями. Да и детализация регионов пока хромает: в Москве iDa ориентируется неплохо, а вот несколько тестовых адресов по соседству (Королев, Мытищи, Обнинск) система так и не нашла.

«Навител Навигатор»

navitel

navitelНа экране «Навитела» слишком много мелких надписей и символов, которые отвлекают от основной картинки.
На экране «Навитела» слишком много мелких надписей и символов, которые отвлекают от основной картинки.

Разработчик: ЗАО «ЦНТ»

Платформа: Windows Mobile/CE, Google Android, Symbian

Картография: собственная, картооснова — Роскартография

Покрытие: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Финляндия

Сервис «пробки»: «Навител.Пробки»

Стоимость комплекта с картой России: 1890 руб.

МЕНЮ. С непривычки разбираться с «Навителом» не очень легко. Со временем к нему не то чтобы привыкаешь, скорее, запоминаешь, где находятся настройки. Самое показательное: чтобы изменить громкость сигналов, нужно коснуться экрана аж пять раз! Зато набирать адрес на встроенной клавиатуре удобно: кнопки немаленькие, имеется сквозной поиск (система ищет название улицы сразу во всех городах). В недрах меню скрывается и полезное дополнение: страница с данными маршрутного компьютера.

navitel

navitelТолько «Навител» при въезде в тоннель переключается на ночной режим. Впрочем, сочетание темно-синего и ярко-желтого цветов сомнительное, особенно в темноте.
Только «Навител» при въезде в тоннель переключается на ночной режим. Впрочем, сочетание темно-синего и ярко-желтого цветов сомнительное, особенно в темноте.

ЭКРАН КАРТЫ. Серо-зеленая гамма экрана — на любителя. Избыток мелких надписей раздражает: на карте есть не только контуры домов с их номерами, но и иконки POI (точки интереса) плюс названия организаций, расположенных в этих зданиях. В центре Москвы плохо видно линию маршрута: она почти сливается с линиями крупных дорог. Да и скопление «кубиков» домов порой не дает разглядеть ближайший поворот. В дополнение к стрелочке, обозначающей ближайший маневр, «Навител» показывает названия текущей и следующей улиц, а также информацию о расстоянии до цели и времени в пути.

navitel

navitelОформление меню «Навитела» неплохое, но его структура не поддается логическому осмыслению.
Оформление меню «Навитела» неплохое, но его структура не поддается логическому осмыслению.

МАРШРУТ. Странное свойство: даже когда едешь строго по маршруту, после поворота курсор на пару секунд замирает на одном месте. Хорошо, если это единственный маневр. А что делать на сложной развязке, где действовать нужно оперативно? Зато голосовые подсказки сыплются как из рога изобилия — «Навител» начинает предупреждать о маневре издалека и по мере приближения к повороту повторяет инструкции столько раз, что от них просто устаешь. Стоит ослушаться и поступить по-своему, навигатор замолкает и лишь через десяток секунд предлагает новый вариант маршрута.

КАРТОГРАФИЯ. Многие пользователи за прекрасные карты готовы простить «Навителу» некоторые странности. Но на наш тест попала программа с детальной картой Москвы и базовой, без детализации, картой России. Отсюда и результаты: в городе навигатор ориентируется прекрасно, находит даже самые сложные адреса с дробями и корпусами, а совсем рядом, в Московской области, начинает давать сбои.

«Прогород»

progorod

progorodВ активе «Прогорода» — красивая, хорошо детализированная картинка. А вот числа на информационной полоске внизу экрана мелковаты.
В активе «Прогорода» — красивая, хорошо детализированная картинка. А вот числа на информационной полоске внизу экрана мелковаты.

Разработчик: ООО «Прогород»

Платформа: Windows Mobile/CE

Картография: собственная

Покрытие: Россия

Сервис «пробки»: нет (запланирован в ближайших версиях)

Стоимость комплекта с картой России: 990 руб.

МЕНЮ. Оставляет двойственное ощущение: логично структурировано, часть кнопок очень крупные, но некоторые (например, клавиша выхода из программы) мелковаты. Вбить название улицы и номер дома несложно: клавиатура удобная, есть режимы быстрого и детализированного поиска.

progorod

progorodФоторазвязки, тем более настолько реалистичные, могут здорово помочь в незнакомом городе.
Фоторазвязки, тем более настолько реалистичные, могут здорово помочь в незнакомом городе.

ЭКРАН КАРТЫ. Основной, рабочий экран, на первый взгляд, достоин восхищения: картинка четкая, приятные цвета, очертания «кубиков» домов очень точно воспроизводят реальность, названия улиц прописаны на хорошо читаемых флажках. Вдобавок программа выдает немало информации: подсказки о двух ближайших маневрах помогают спрогнозировать ситуацию, всплывающая панелька с полосами движения позволяет избежать лишних перестроений. Есть даже функция предупреждения о приближении к стационарной камере. Плюс — обязательная информационная полоска с данными о скорости, расстоянии до цели и времени в пути; числа на ней мелковаты, но читаются все-таки неплохо. Особого восхищения заслуживают фоторазвязки: перед сложным местом появляется картинка в треть экрана с реалистичным изображением схемы движения. Такие картинки в Москве «Прогород» показывает очень часто!

МАРШРУТ. Увы, с маршрутизацией у «Прогорода» пока не очень хорошо. К голосовому сопровождению претензий нет: электронный поводырь особо не надоедает. А вот на прокладку пути уходит немало времени. К тому же система, как и многие аналоги, явно «заточена» на езду по широким дорогам. Попытка в центре Москвы срезать по дворам или второстепенным улочкам до добра не доводит: на перерасчет маршрута уходит от 3 до 15 секунд (спрогнозировать, сколько времени займет этот процесс, невозможно), а дождавшись новых рекомендаций, обнаруживаешь: программа снова выводит тебя на Садовое или Третье кольцо.

progorod

progorodНавигация по меню удобная, но попасть в кнопки на верхней панели с первого раза сложновато.
Навигация по меню удобная, но попасть в кнопки на верхней панели с первого раза сложновато.

КАРТОГРАФИЯ. Использовать «Прогород» вне крупных городов не советую. Авторы программы и не скрывают, что ориентируются в первую очередь на жителей мегаполисов. Зато адресный поиск работает прекрасно, не пасует даже перед сложными заданиями. Поиск по точкам интересов пока слабоват. Например, из всех московских аэропортов «Прогород» знает только «Шереметьево» — других в базе данных просто нет!

«Сити Гид»

gid

gidНа экране «Сити Гида» нет излишеств, только необходимая информация. Причем отлично поданная.
На экране «Сити Гида» нет излишеств, только необходимая информация. Причем отлично поданная.

Разработчик: ООО «МИТ»

Платформа: Windows Mobile/CE, Google Android, Symbian, iPhone OS, Java, Brew

Картография: разные поставщики

Покрытие: Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Эстония, Латвия, Финляндия

Сервис «пробки»: «Пробки-2»

Стоимость комплекта с картой России: 1800 руб.

МЕНЮ. За эргономику меню — высший балл: нужные настройки находишь за считаные секунды, кнопки крупные — не промахнешься, очень удобная система поиска и ввода адреса. Маршрутный компьютер выдает данные о пути и скорости, а также способен подсчитать стоимость поездки (для этого нужно задать цену топлива и городской/загородный расход для своего автомобиля).

gid

gidКрупные кнопки с понятными подписями, разумная структура — что еще требовать от навигационной программы?
Крупные кнопки с понятными подписями, разумная структура — что еще требовать от навигационной программы?

ЭКРАН КАРТЫ. Судя по всему, создатели последней версии «Сити Гида» очень внимательно изучили зарубежные разработки и поэтому сделали отличный интерфейс программы. Подсказки о двух ближайших поворотах, полосы движения, электронный спидометр, расстояние до цели, названия улиц — все данные аккуратно вписаны в единую картинку. Есть и фоторазвязки, но их не так много, как в «Прогороде», к тому же они не столь тщательно детализированы.

МАРШРУТ. Хотя «Сити Гид» и не безгрешен, претензий к нему меньше, чем к другим испытуемым. Программа довольно быстро прокладывает маршрут, почти не «тормозит» на поворотах, оперативно ищет новые пути, если вы упрямо игнорируете рекомендации. Не раздражают и звуковые подсказки — голос звучит без эмоций, но «разговаривает» электроника грамотно и вовремя.

gid

gidВ чужом городе «Сити Гид» не только подскажет, по какой полосе лучше ехать, но и поможет картинкой.
В чужом городе «Сити Гид» не только подскажет, по какой полосе лучше ехать, но и поможет картинкой.

КАРТОГРАФИЯ. «Сити Гид», подобно многим конкурентам, грешит слабым охватом регионов — эту программу также «затачивали» для городов. В джунглях мегаполиса он ориентируется прекрасно: знает корпуса, строения, оснащен хорошей базой POI. Кстати, только он по запросу «московские аэропорты» показал, кроме «Шереметьева» и «Домодедова», также «Быково», «Раменское» и даже «Чкаловский».

ЭКЗАМЕН СДАН?

Изучив особенности четырех отечественных навигационных программ, решил устроить им еще один экзамен: насколько точно они приводят к заданному адресу? Испытание провел, подъехав четыре раза к редакции (Селиверстов переулок, 10). Раньше всех остановила iDa — программа объявила об окончании маршрута метров за семьдесят до здания. Если едешь в незнакомое место, от такой навигации толку мало, ведь номеров домов на экране нет.

Чуть лучше выступил «Прогород» — предложил остановить машину в 30 метрах от входа. Неплохой результат, особенно если взглянуть на экран и сориентироваться, где находится искомое здание.

Повышенная точность «Навитела» может сыграть злую шутку: вместо того, чтобы остановиться прямо перед зданием, пришлось по указаниям программы заехать во двор — вплотную к черному ходу.

Наиболее адекватен «Сити Гид»: навигатор подвел на расстояние 15–20 метров да еще и пометил на экране нужный адрес небольшой стрелочкой. С такой удобной системой не страшен даже самый запутанный дворовый проезд!

НАШ ВЫБОР

Резюмируя результаты теста, подчеркнем еще раз: детализация карт и качество приема сигнала не влияли на оценку качества программы. Тратить полторы тысячи рублей на iDa пока нет смысла — продукт сыроват. Теперь о «Навителе»: если отвлечься от прекрасных карт, которые многие считают эталоном для России, то странности оболочки многим начнут действовать на нервы. Достаточно выгодным приобретением назову «Прогород» — за тысячу рублей вы получите красивую и вполне удобную программу. Только хочется, чтобы алгоритм прокладки маршрута работал чуть лучше и быстрее. Ну а «Сити Гид» полностью отрабатывает вложенные в него деньги — поэтому наш выбор пал на него.

Напоследок, как водится, предупредим: любой, даже самый умный навигатор не может заменить водителю голову — к подсказкам этих устройств всегда нужно относиться с некоторой долей скептицизма. Тем более что странностей в них пока хватает. Хотите пример? Пожалуйста: жители Питера жалуются, что ни одну (!) навигационную программу до сих пор не научили обходить разведенные мосты. Так что будьте бдительны — и удачной вам дороги!
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии