Бензин пахнет подорожанием

Наши цены на бензин не ругал разве что немой. Хвалить их, похоже, и не придется.

Тяжкое наследство

Вообще-то понятия «справедливая цена» в экономике нет — это термин политиков в период предвыборной компании. Для экономистов самый важный — рентабельность. Впрочем, прекраснодушные мечтания закрадываются и в труды ученых. Так, академик РАН Роберт Нигматулин рассчитал, что минимальная зарплата должна соответствовать стоимости 1000 л бензина. В Москве МРОТ составляет 8,7 тыс. руб., так что, выходит, литр бензина здесь должен стоить 8 рублей 70 копеек!

— В наследство от СССР мы получили абсолютно монополизированную систему, — объясняет Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. — Сегодня налицо то же, только ее образуют примерно пять вертикальных структур, которые поделили рынок и работают по тем же плановым принципам.

Можно понять логику монополистов. 40% бюджета страны формируется за счет продажи нефти за рубеж. Налоги отбирают от экспортной выручки нефтяников 78 копеек с каждого заработанного рубля. И появляется соблазн вытянуть свою доходность за счет внутреннего рынка. Отсюда у нас в рознице бензин дороже, чем, скажем, в США.

Кстати, себестоимость добычи нефти секрета не представляет: для действующих месторождений — примерно 1800 руб. за тонну. Но есть еще транспортные и прочие расходы. Получается, литр бензина обходится производителю в 7–10 рублей, остальное — прибыль компании и налоги.

И коль скоро доля налогов в цене топлива достигает 60% (в США — на уровне 20–25%), конечную цену бензина определяет государство. Прибавьте прибыль производителя и продавцов (примерно по 10%) — вот вам и розничная цена литра в 25 рублей.

Без надежды на победу

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) борется за «справедливые» цены не первый год. В 2008 году она оштрафовала «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и «Газпромнефть» (они занимают 72% российского рынка) на сумму почти 26 млрд. руб. — «за завышение оптовых цен».

Антимонополисты выдвигают целый набор предложений, как добиться взвешенных цен. Например, развивать биржевую торговлю нефтепродуктами. Однако, будучи государственным органом, ФАС не может вести по-настоящему бескомпромиссную борьбу с таким же практически государственным (или полугосударственным) бизнесом.

Инвестиции в дороги

Какая там борьба, если «вдруг» выяснилось, что стране впору сворачивать дорожное строительство — в госбюджете для него не хватает средств. И тогда Минфин с Минтрансом подготовили законопроект: с будущего года поэтапно вводить еще один акциз на топливо и вырученными деньгами финансировать строительство дорог. На один рубль вздорожает литр бензина уже в 2011 году, а к 2013-му — на три (подробности  — в ЗР, 2010, № 9).

По подсчетам экспертов, за три года дополнительный акциз (с учетом НДС для розницы) поднимет цену литра дизтоплива на 3,4–3,7 рубля, бензина — от 4,4 до 5 рублей. То есть литр бензина А92 будет стоить 29–30 рублей. Что не может не повлиять на общий подъем цен в стране — подорожают все товары.

Но не напрасны ли жертвы — станут ли лучше дороги? Посмотрим. В любом случае не стоит рассчитывать на то, что бензин начнет дешеветь. Не в Америке живем.

Полная версия материала — в ЗР, 2010, №12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии