Осторожно- магниевые колеса!

ОСТОРОЖНО- МАГНИЕВЫЕ КОЛЕСА!

]

ПРОКОЛ

ОСТОРОЖНО- МАГНИЕВЫЕ КОЛЕСА!

Изделия, потребительские качества которых оценивает журнал «За рулем», попадают в редакцию разными путями. Нередко производитель приносит образец своей продукции, чтобы убедить журналистов в его высоком качестве, а наша задача — не смущаясь, заглянуть в зубы дареному коню. Именно так в августе 1995 года оказались у нас колеса Акционерного общества «Соликамский магниевый завод». О том, как они вели себя на автомобиле, рассказывает Александр ПОПОВ.

«Завод магниевый — стало быть, и колеса магниевые?» — рассудили мы. И получили утвердительный ответ. А в памяти тут же всплыл эпизод из хулиганского детства с взрыванием бомбы, начиненной магниевой стружкой, спичечными головками и марганцовкой. Потом автор вспомнил, что сталкивался с изделиями из магниевого сплава и в зрелом возрасте, служа в армии техником самолета. Корпуса тормозов колес у многотонного сверхзвукового истребителя изготовлены из того же сплава МЛ5, что и представленные нам колеса для «Жигулей». Внешне они не столь привлекательны, как автомобильные, тем более что окрашены ядовито-зеленой эмалью, но работают безупречно.

Впрочем, о привлекательности соликамских колес можно говорить лишь с натяжкой, особенно если сравнивать их с продукцией известных производителей. Дизайн чем-то напоминает орнаменты индейцев майя, хотя последние предпочитали использовать для своих произведений благородное золото. Мы же видим поверхность, окрашенную невыразительной серой эмалью. Множество мелких выступов и углублений, мягко говоря, затрудняют мойку соликамских колес. Что не помешало изготовителю категорически требовать в своей инструкции... содержать колеса в чистоте, используя при мытье только щетку из натуральной щетины и воду.

Впрочем, в отношении внешнего вида снова подтвердилось вечное «на вкус и цвет товарищей нет». В этом нас убедили злоумышленники, умыкнувшие два колеса из четырех всего через пару дней после установки их на VAZ 2106. Чуть было не сорвавшийся процесс испытаний был продолжен после перестановки чудом уцелевших колес на передок автомобиля. На этот раз использовали «секретки» — и тем самым проигнорировали требование заводской инструкции насчет использования непременно штатных болтов крепления, поставляемых заводом.

Не секрет, что применение алюминиевых сплавов для автомобильных колес позволило резко повысить их потребительские свойства. Прочные, легкие, коррозионностойкие и, что немаловажно, просто красивые, они привлекательнее стальных, хотя и дороже. Ясно, что, внедряя магниевый сплав, производитель надеялся максимально использовать достоинства этого материала. Какие именно?

Магниевый сплав МЛ5 относится к литейным сплавам. Он давно и широко применяется в авиации для корпусов компрессоров и приборов, картеров двигателей и насосов, корпусов тормозов и других деталей. Если сравнивать МЛ5 с алюминиевыми сплавами, то по механическим свойствам он ближе всего к силуминам АЛ2, АЛ4, АЛ9. Так, МЛ5 и АЛ4 имеют одинаковые пределы прочности.

Основное преимущество магниевого сплава — меньшая на 33% плотность (1,81 г/смз у МЛ5 и 2,7 г/смз у АЛ4). Следовательно, одно и то же изделие из МЛ5 — при одинаковой прочности — на треть легче, чем из силумина АЛ4.

Но облегчение колеса — не самоцель. Чем меньше доля неподрессоренной массы в массе автомобиля, тем благоприятнее условия работы подвески, амортизаторов, лучше устойчивость, управляемость, мягче ход. Повышается приемистость и уменьшается тормозной путь, а в результате экономится топливо. В пользу магниевого сплава говорит его высокая теплопроводность, благодаря которой снижается нагрев тормозных колодок, а следовательно, замедляется их износ. Наконец, у сплава МЛ5 превосходные демпфирующие свойства, что позволяет ему быстро гасить колебания после ударов колеса о препятствия без значительного ущерба для автомобиля. Этим закончим экскурс в теорию.

А как она соотносится с реальными качествами колес?

Магниевые колеса служили на нашем автомобиле больше года. За это время его пробег — в основном, в городских условиях — превысил 20 тысяч километров. В течение года в работе передней подвески автомобиля не отмечено никаких отрицательных изменений. Углы установки передних колес остались практически неизменными, не отмечено заметных люфтов в соединениях рулевого управления. В какой мере на этот результат повлияло применение магниевых колес, выяснить, конечно, невозможно. Точно так же читателю должно быть ясно, что установка на автомобиль облегченных колес снижает его массу, скажем, с 1200 до 1195 кг, то есть на доли процента. Ожидать на этой основе заметной экономии топлива просто наивно — будем реалистами!

Вместе с тем год эксплуатации колес выявил недостаток, над устранением которого производителю нужно основательно поработать. Речь идет о низкой коррозионной стойкости магниевых колес. Через два с половиной месяца в зимних условиях отвалился один из балансировочных грузиков. Внимательный осмотр остатков скобы его крепления показал, что она буквально съедена электрохимической коррозией. Через месяц так же был потерян грузик с другого колеса. Но потеря грузиков — не самое страшное. В местах их крепления активно корродирует металл колеса, эти язвы можно рассмотреть на фотографии. То же самое происходит вокруг болтов крепления колеса, что и вовсе наводит на печальные мысли. Ясно — заводское покрытие не способно долго противостоять электрохимической коррозии, а соляные растворы, которыми зимой обильно политы городские улицы, многократно ее ускоряют. Выход удалось найти довольно быстро: удалив окислы магния механическим способом, места крепления колеса и балансировочных грузиков обильно обработали «Мовилем». Если не считать ухудшения внешнего вида, результат нас успокоил — процесс коррозии ощутимо замедлился.

И все же оценить положительно колеса из магниевого сплава МЛ5 после этих событий мы не смогли. На Соликамском заводе предприняли смелую попытку использовать редкий в автомобилестроении материал — но в области коррозионной защиты здесь непочатый край работы. Ведь автомобильные колеса — в отличие от самолетных — в этом отношении работают в гораздо более жестких условиях!

Таковы результаты езды по «соленым» улицам...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии