«За рулем» и Минтранс достали со дна Ладоги легендарную полуторку

В этом году исполняется 70 лет «Дороге Жизни». В ознаменование этого события журнал «За рулем» и Министерство транспорта России провели уникальную акцию, подняв со дна Ладожского озера останки грузовиков, работавших в войну на трассе.

«Дорога Жизни» Акция ЗР

"Дорога Жизни" Акция ЗРУчастников акции приветствовал замминистра транспорта РФ Николай Асаул. Фото: Дмитрий Федоров
Участников акции приветствовал замминистра транспорта РФ Николай Асаул. Фото: Дмитрий Федоров

«Дорога Жзини» Акция ЗР

"Дорога Жзини" Акция ЗРВот все, что осталось от ушедшего на дно целехоньким ГАЗ-АА за 70 лет под водой. Фото: Дмитрий Федоров
Вот все, что осталось от ушедшего на дно целехоньким ГАЗ-АА за 70 лет под водой. Фото: Дмитрий Федоров

Автомобили обнаружили в 17 километрах от берега, подняли и отбуксировали к Осиновецкому маяку. Первой из вод озера вынырнула полуторка ГАЗ-АА, пролежавшая в воде почти 70 лет. Кабина и капот за это время сгнили без остатка. Сохранились лишь рама, двигатель, трансмиссия и  части кузова. В заднем фонаре автомобиля остались лампочки, причем они выглядят почти нетронутыми, и даже нити накаливания целы. Сохранился и аккумулятор, в котором нашли электролит, а на его крышке ясно видна дата изготовления — 1940 год. Отлично читаются и надписи на покрышках, а в одной из них даже есть давление.

«Дорога Жизни» Акция ЗР

"Дорога Жизни" Акция ЗРНа аккумуляторе полуторки четко виден год изготовления  — 1940-й. Фото: Дмитрий Федоров
На аккумуляторе полуторки четко виден год изготовления  — 1940-й. Фото: Дмитрий Федоров

Машину, скорее всего, восстанавливать не будут — в нынешнем полуразрушенном виде она ценнее для потомков. Ее лишь законсервируют, чтобы процесс разрушения не пошел дальше. Местом вечной стоянки полуторки станет музей «Дороги Жизни» в Осиновце, в коллекции которого уже имеются фрагменты других машин, поднятых со дна несколькими годами ранее.

«Дорога Жизни» Акция ЗР

"Дорога Жизни" Акция ЗР В этой шине еще остался воздух первой блокадной зимы Фото: Дмитрий Федоров
В этой шине еще остался воздух первой блокадной зимы Фото: Дмитрий Федоров

Подняли со дна Ладоги и часть рамы ЗИС-5 с задним мостом и колесами. Больше от машины ничего не осталось — видимо, ее разметало прямым попаданием снаряда или авиабомбы. И таких грузовиков, ушедших на дно целыми или почти полностью уничтоженных противником во время обстрелов и авианалетов, на дне еще много. Водолазы, принимавшие участие в операции, знают точное местонахождение еще почти двух десятков машин. Видели под водой тракторы, баржи, самолеты, танки.

«Дорога Жизни» Акция ЗР

"Дорога Жизни" Акция ЗР ЗИС-5 повезло меньше — он был почти полностью уничтожен вражескими снарядом или бомбой.Фото:Дмитрий Федоров
ЗИС-5 повезло меньше — он был почти полностью уничтожен вражескими снарядом или бомбой.Фото:Дмитрий Федоров

Есть данные, что за две зимы на «Дороге Жизни» только грузовиков потеряли около1100. Работы по их подъему еще впереди. Ведь мы чтим и помним...

ladoga 050_new_add

ladoga 050_new_addНа торжественное мероприятие по случаю подъема машин пришли ветераны ледовой трассы. Фото: Дмитрий Федоров
На торжественное мероприятие по случаю подъема машин пришли ветераны ледовой трассы. Фото: Дмитрий Федоров

«Дорога Жизни» Акция ЗР

"Дорога Жизни" Акция ЗР Осиновецкий маяк — отправной пункт ледовой трассы.Фото: Дмитрий Федоров
Осиновецкий маяк — отправной пункт ледовой трассы.Фото: Дмитрий Федоров
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии