Своими глазами: "окопная война" на Ралли Ипр

Рецепт лучшего бельгийского ралли - 290 километров кюветов умножить на 22 ресторана и прибавить дуэль между заводскими командами Peugeot и Skoda...
Лидеры чемпионата IRC выступают на полноприводных машинах категории S2000

С телевизионного вертолета трасса Ралли Ипр выглядит не простой, а даже примитивной: проложенные в полях прямые дороги пересекаются под прямым же углом. Казалось бы, быстро ехать тут смогут старшеклассники из раллийного кружка — не то что участники IRC, турнира, который по престижности занимает второе место после чемпионата мира...

Двухлитровые атмосферные моторы у машин S2000 развивают около 280 л.с.

Ан нет! Лучший чешский раллист Ян Копецки на заводской Skoda Fabia вылетает с трассы еще до начала гонки - в третьем повороте «прогревочного» спецучастка, где экипажи тренируются вечером накануне старта. Еще один гонщик Skoda, гиперталантливый молодой норвежец Андреас Миккельсен на первом же спецучастке съезжает в кювет и разбивает подвеску о камень. Парой минут позже бельгиец Тьерри Невилль на Peugeot 207 (месяц назад выигравший знаменитое Ралли Корсика) раскалывает надвое колесный диск и также сходит из-за повреждений подвески. Настоящий падеж среди фаворитов - а ведь в гонке к этому моменту не было пройдено и десяти «боевых» километров!

Если Такой Peugeot 207 S2000 покупать новым у Peugeot Sport, он будет стоить от 218 000 до 245 000 евро

Нюанс в том, что ехать по прямой просто, пока не приходится тормозить. А на дорогах вокруг Ипра чуть ли не каждое торможение должно быть идеальным, просчитанным до последнего миллиметра. О том, что портит жизнь гонщикам, ZR.RU рассказал Бриан Буффье, один из лидеров команды Peugeot:

Ford Fiesta S2000 - автомобиль, популярный среди участников IRC, но по скорости не дотягивающий до Peugeot и Skoda

“Во-первых, повороты под прямым углом тут весьма коварные: один поворот надо «резать», а следующий, наоборот, «резать» ни в коем случае нельзя, так как можно словить прокол. Как отличить один от другого? Спросите местных - сам я пока не разобрался... Во-вторых, на ошибки провоцирует само сочетание 90-градусных поворотов (мы считаем их медленными, «затычными») и длинных прямых (где порой можно разогнаться до 170-180 км/ч). Из-за этого торможения получаются жесткими, риск безнадежно заблокировать все четыре колеса очень велик. В-третьих, дорожки тут узкие, ошибся на несколько миллиметров - и в кювет!..»

Если не бросать газ и хорошо помолиться, то из некоторых кюветов удается выехать ходом...

Кюветы в окрестностях Ипра достойны отдельного абзаца - глубокие, с отвесными стенками, начинающиеся чуть ли не от самого края асфальта и не оставляющие запаса на случай ошибки. Падение в кювет - настолько популярный «финт» среди участников, что выезды на Ралли Ипр болельщики нередко называют Ditchfest (от англ. Ditch — канава). Забавно, что в истории город Ипр остался благодаря жестоким боям во время первой мировой - причем, военные действия носили тогда «позиционный» характер. Грубо говоря, солдаты с обеих сторон годами не вылезали из многокилометровых окопов.

К негативным факторам можно приплюсовать грязь, которую режущие поворот машины выбрасывают на асфальт и на которой легко поскользнуться, нажав на газ чуть раньше и чуть сильнее. И своеобразную погоду на юго-западе Бельгии, где ливневый дождь может начинаться и прекращаться раз пятнадцать в день. Впрочем, люди бывалые говорят, что раньше было еще «веселее». Сейчас, по крайней мере, у гонки весьма щадящий график. А вот раньше - когда ралли называлось «24 часа Ипра» - экипажи вдобавок уходили на дистанцию в семь-восемь утра, а финишировали не раньше двух часов ночи...

Большинство спецучастков на Ралли Ипр - средней длины, от 10 до 24 км. На радость участникам и зрителям они расположены очень компактно

Среди тех, кто помнит «старые недобрые» времена — сорокалетний бельгиец Фредди Лойкс, выступающий на Skoda Fabia. В чемпионате мира карьера у Лойкса не задалась: некогда он подавал надежды, даже получил от болельщиков кличку Fast Freddy, но в итоге эти надежды так и не сбылись. То ли менеджмент Лойкса подкачал, то ли просто не везло - в крутые заводские команды Фредди каждый раз попадал в неудачные моменты, когда машина по скорости проигрывала конкурентам, а результаты шли на спад. За десять сезонов в чемпионате мира Лойкс так и не смог выиграть ни одной гонки...

Фредди Лойксу и в IRC не везет: бельгиец заканчивал сезон и третьим, и вторым - но ни разу первым...

Зато на Ралли Ипр, где фаворитами считаются местные гонщики, опытный Лойкс всегда на коне. К старту гонки этого года на счету Фредди уже было шесть побед за рулем четырех разных автомобилей. В предстартовых пресс-релизах хвалу гонщику Skoda пели буквально все - от товарищей по команде до конкурентов. К примеру, еще один бельгиец, Тьерри Невилль, выступающий на Peugeot 207, подчеркнул, что Фредди не просто быстр, но и никогда не прячет от других секретов своей скорости. Мол, если подойти к нему с банальным вопросом «А как выиграть ралли Ипр?» - разложит все по полочкам, только успевай записывать...

Даже за пять минут до старта Фредди Лойкс (крайний справа) не откажется дать сопернику пару ценных советов...

Сам Невилль, кстати, считался главным конкурентом Лойкса в борьбе за победу - даром, что выглядел не слишком серьезно. В свои 23 года он достаточно смазлив, рассказывает журналистам о любви к великам и роликам, мечтает об отвязных каникулах в Вегасе... С другой стороны, в те же 23 года бельгиец стал самым молодым победителем ралли, входящего в зачет IRC. И этим ралли была не какая-нибудь простенькая гонка по плоской равнине, а легендарная Корсика, где один поворот на другом, и голова у гонщиков идет кругом задолго до того, как они вылетают с трассы и, кувыркаясь, летят метров двести-триста по крутому откосу. VIP-зона Peugeot в сервис-парке была украшена огромными фотографиями - и на них не было ни Бриана Буффье, выигравшего в этом году Монте-Карло, ни британца Гая Уилкса, ни других гонщиков Peugeot - только ярко-желтая машина Невилля.

Тьерри Невилль стартовал на Ралли Ипр в третий раз: до этого первая попытка закончилась аварией, вторая - местом на подиуме...

Сервис-парк, кстати, на Ралли Ипр особенно хорош, так как занимает центральную городскую площадь. Кукольные домики, магазины со знаменитым бельгийским шоколадом, рестораны (в брошюре для зрителей даже указано их точное количество - 22) - все это в считанных метрах от больших экранов, на которых показывают промежуточные результаты и снятое на трассе видео. На этом фоне не так уж привлекательно выглядят собственно спецучастки. Поскольку дороги положены в полях, к лучшим точкам зрители приходится пробираться по пояс в ячмене или другой, растущей не менее густо, сельскохозяйственной культуре. Опять же, переменчивая погода мало кому дает шанс выйти сухим с допа...

Гонщики возвращаются в сервис-парк два-три раза в день - так что, ралли можно смотреть, не покидая главной площади Ипра...

К тому же, на самом первом спецучастке гонка лишилась интриги. Оказалось, что даже местные гонщики не всегда могут правильно ответить на судьбоносный вопрос «резать поворот - или не резать?» Вскоре после старта появились странные сообщения: мол, Невилль «сошел из-за прокола». Сама по себе пробитая или порванная покрышка не так уж и страшна - поэтому публика не поверила в столь смешную причину схода.

Эстонец Карл Крууда только с помощью банана смог объяснить, какие ловушки поджидали его на бельгийских дорогах...

И оказалась права: вечером, когда машина Невилля вернулась в сервис-парк, из багажника Peugeot 207 достали сверхпрочный колесный диск марки Speedline, у которого были сломаны все одиннадцать спиц! Подлинной причиной схода оказалась передняя подвеска - пока бельгиец ковылял на трех колесах (на узкой дорожке не так-то просто найти безопасное место для остановки), нижний рычаг вырвало из креплений... Что именно надо сделать, чтобы расколоть диск - Невилль не смог объяснить, да и на имеющемся любительском видео вылет кажется вполне безобидным (до того момента, как обод колеса отделяется от центральной части).

К рано выбывшему из борьбы Тьерри Невиллю у бельгийской прессы было много вопросов...

После того, как пилот Peugeot выбыл из борьбы, Фредди Лойкс уверенно довел гонку до победы и стал из шестикратного победителя Ралли Ипр семикратным. С одной стороны - невероятное достижение, особенно - на фоне бесславного провала главного конкурента. С другой - пилот Skoda наверняка обменял бы все эти семь первых мест, добытых среди ипрских кюветов, на одну-единственную победу на этапе чемпионата мира. Ведь такую победу Лойксу, скорее всего, уже не добыть. А вот молодой Невилль еще долго сможет держать этот вопрос открытым...

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Peugeot 208

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв