"правило рычага" высекает искру

«ПРАВИЛО РЫЧАГА» ВЫСЕКАЕТ ИСКРУ

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

«ПРАВИЛО РЫЧАГА» ВЫСЕКАЕТ ИСКРУ

МОНОПОЛИИ КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ ПРИШЕЛ КОНЕЦ

Многие фирмы уже давно «имели зуб» на этот высоковольтный трансформатор: в век электроники хотелось бы гибко управлять искровым разрядом, но ведь не будешь изменять количество витков в такт движению педали газа! Система, предложенная московской фирмой «Сувенир» и испытанная НИИ автоэлектроники, пришлась как нельзя кстати.

Внешне пьезоэлектрический трансформатор выглядит совсем просто (и стоить, обещают разработчики, будет не более полутора долларов!), только вот изготовить такой «кристалл» до сих пор не удавалось. Работает он по принципу рычага: на короткий конец подается ток низкого напряжения и большей силы, а с длинного снимают необходимые для пробоя искрового промежутка 8–25 кВ. Чтобы такой процесс стал возможен, в теле пьезоэлемента надо возбудить колебания, поэтому управляющее напряжение представляет собой не одиночный импульс, а систему высокочастотных (40–60 кГц) колебаний. Соответственно, и на выходе получим не одну искру, а непрерывный дуговой разряд с энергией до 200 (!) мДж, состоящий из 60–100 следующих друг за другом искр. Причем поддерживать его можно сколь угодно долго, хоть на протяжении всего рабочего хода поршня — выдержали бы свечи. Надо ли говорить, что надежность воспламенения топливного заряда и полнота сгорания значительно повышаются, а значит, больше будет мощность и меньше вредных выбросов.

Обычный контроллер, управляющий впрыском и зажиганием, новой системе не подходит. И не только потому, что не может вырабатывать напряжение ультразвуковой частоты 250–300 В. Тут нужна и совершенно другая программа. В обычной системе зажигания ток в первичную обмотку катушки подается до момента искрообразования (чтобы в сердечнике накопилась энергия магнитного поля), а сама искра образуется почти сразу за разрывом цепи первичной катушки. В пьезоэлектрическом зажигании разряд возникает лишь через 0,3–0,5 мс после подачи на кристалл высокочастотного напряжения и длится вплоть до его выключения. Поэтому специалистам из НИИАЭ пришлось немало потрудиться над программами для подопытных «Волги», ЗИЛа и «Фольксвагена», мотоциклов и мотороллеров.

Сейчас наибольший интерес к разработкам «Сувенира» проявляют... западные фирмы — неизвестно, машина какой марки первой удивит мир жужжащей, а не щелкающей искрой.

Экспериментальный контроллер для «Волги» и свечной наконечник с пьезоэлектрическим трансформатором внутри и снаружи (для наглядности).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии