Пятнадцать смелых

ПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/АВТОКОМПОНЕНТЫ

ПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХ

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВО КОМПЛЕКТУЮЩИХ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

РИСУНОК / НИКОЛАЙ РАЧКОВ

«Дайте нам хорошие комплектующие, и мы сделаем автомобиль что надо!» Сколько раз мы слышали такое от наших автопроизводителей. Конечно, компоненты отличного качества можно покупать за границей, но это дорого. А что взамен? Масштабная модернизация наших заводов, выпускающих комплектующие? Здесь тоже все упирается в деньги — их просто нет. А как насчет иностранных инвесторов? Готовы ли они вкладывать в это дело свои кровные?

В ближайшие годы аналитики прогнозируют чрезвычайно благоприятную ситуацию на рынке автокомпонентов в России. Их прогноз основан не на песке. По данным Минэкономразвития РФ, годовой объем продаж легковых автомобилей в России с нынешних 1,4 млн. штук возрастет к 2005 году до 2 млн. При этом рост спроса, скажем, на качественные покрышки, будет предопределен изменением самой структуры продаж — к 2005 году доля автомобилей стоимостью от 5 до 10 тыс. долл. достигнет 40% от всех продаваемых в России легковушек. Во все это можно поверить. Но почему же в отрасли действует пока только 15 проектов с участием иностранных компаний? Для начала назовем их.

СП «Матадор-Омскшина». Совместный проект сибирской «Омскшины» и словацкого «Матадора». Производство начато в Омске в 1996 году. Вклад словаков — оборудование и технологии. К 2000 году выпуск шин достиг 1 млн. штук. В 2001 году предполагается перейти к непрерывному производству и увеличить объемы еще на 20%. Продукция СП идет на конвейер АвтоВАЗа и на экспорт. Менеджеры проекта считают, что вложения в СП себя полностью оправдали (особенно возросла отдача после кризиса 1998 года).

«Амтел». Вслед за «Матадором» в Россию пришла компания «Амтел», основанная гражданином Сингапура (к тому времени ей уже принадлежал украинский шинный завод «Росава»). Сегодня под контролем «Амтела» Красноярский и Кировский шинные заводы, и к 2002 году она планирует выпускать на своих российских и украинских предприятиях до 8 млн. легковых и 1 млн. грузовых шин в год (сегодня 5,5 и 0,6 млн. соответственно). По мнению менеджеров «Амтел», неплохая рентабельность ее «шинных» проектов обеспечена мощной финансовой и сырьевой базой компании.

ЗАО «Аутолив». Проект начал действовать в городе Дубне под Москвой в 1996 году и на 100% принадлежит шведскому концерну «Аутолив». Специализация — ремни безопасности. Российский «Аутолив» поставляет их на конвейеры ГАЗа и ВАЗа. По прогнозам фирмы, емкость российского рынка автомобильных ремней вскоре достигнет 3 млн. штук в год. Инвестиции в проект между тем все еще не оправдались. «Зачинатели» ожидали более быстрой окупаемости. «Аутолив» готов выпускать в России еще и подушки безопасности, если убедится, что спрос оправдает затраты на их производство.

ООО «Лир». «Лир корпорейшн» открыл производство автомобильных сидений в России в 1998 году в Нижнем (тогда ФИАТ совместно с ГАЗом готовил сборку итальянских легковушек). Инвестиции «Лир» — 5 млн. долл. Мощность производства — 480 комплектов сидений для легковушек и 1100 комплектов для легких грузовиков типа «Газель» — «Соболь» в сутки. Сейчас «Лир» готовится поставлять сиденья «КрымАвтоГАЗу» (сборочный завод ГАЗа на Украине) и ЗАО «Форд-Всеволожск». «Придя сегодня в Россию, мы обгоним всех наших западных конкурентов», — уверены в «Лир». Недавно «Лир» совместно с «Аутолив» объявил о намерении построить в Нижегородской области завод комплектующих для ГАЗа в 2003–2004 гг.

ЗАО «Бранорос». Совместное предприятие АО «Брано груп» (Чехия) и ОАО «ГАЗ» создано в 1999 году. Специализация — механические замки для «Соболя» и «Газели» и электронные интегрированные замки для GAZ 3111. Объем — 10 тыс. комплектов в месяц (4,5 млн. руб. в денежном выражении). Сейчас «Бранорос» ведет переговоры о поставках другим предприятиям: АвтоВАЗу, КамАЗу, УАЗу и ЗАО «Форд-Всеволожск».

«БОР». В 1997 году бельгийская «Главербел» приобрела долю крупнейшего производителя стекла в России ОАО «Борский стекольный завод». Бор доминирует на российском рынке в своем секторе и намерен расширять ассортимент — в планах на 2001 год поставка тонированного стекла на конвейеры ГАЗа и ВАЗа, освоение новых видов стекол для иномарок. Инвестиции «Главербел» в завод пока прибыли не приносят, поскольку крупных вложений потребовала модернизация оборудования (54 млн. долл.).

ООО «Аутомотив Лайтинг». Совместный проект компании «Роберт Бош» и АООТ «Электронные приборы», Рязань, стартовал в 1996 году. Фирма поставляет фары головного света на АвтоВАЗ и ГАЗ. В 2000 году объем производства в денежном выражении — 150 млн. руб. Планы на 2001 год — увеличить показатель на 20%. Инвестиции в проект дадут прибыль в перспективе — так считают участники СП.

ООО «Бош-Саратов» (основано в 1996 году с участием АвтоВАЗа) изготавливает компоненты электронного впрыска топлива. Оборот предприятия в 2000 году — 30 млн. немецких марок. В 2000 году сделано 130 тыс. шт. блоков управления двигателем.

ЗАСЗ. В Энгельсе «Бош» приобрел 70% акций «Завода автотракторных запальных свечей», доля которого на рынке бывшего СССР равнялась 80%. Годовой оборот — 23 млн. немецких марок. Приобретение таких монополистов, как завод в Энгельсе, «Бош» называет одним из главных стимулов прихода на российский рынок. К 1999 году фирма вложила во все свои проекты в России около 20 млн. марок. Концерн рассчитывает выпускать в России широкую гамму комплектующих, чтобы застраховаться от колебаний рыночной конъюнктуры.

ООО «ФДО Автомобильные компоненты». Совместное предприятие чистопольского часового завода «Восток» и немецкой «ФДО Адольф Шиндлинг» создано в 1996 году. Специализируется на комбинациях приборов для VAZ 2110 и 2115 (в перспективе — также для ВАЗ-2118 и 2119 «Калина») и на тахографах. Проект в целом прибыльный, однако покрыты еще не все затраты, связанные с началом производства.

«ОСВАР-Хелла». СП в Вязниках создано три года назад. Первая продукция — фары для GAZ 3110. Предприятие рассчитывает на поставку фар для новой «Волги» GAZ 3111. С первых дней СП нацелено на локализацию и сегодня делает в России уже 40% деталей для заднего фонаря GAZ 3110.

ЗАО «Паккард электрик системс/Самарская кабельная компания». Создано по инициативе «Дженерал моторс» и АвтоВАЗа в 1995 году. С 1997 года поставляет жгуты электронного впрыска на ВАЗ. Конкуренты СП немногочисленны, к тому же их продукция не в полной мере отвечает требованиям заводов (до 1997 года ВАЗ закупал жгуты за границей). Емкость российского рынка этих изделий при цене комплекта 60 долл. составляет 60 млн. долл. в год.

«ЦФ Трансмиссия». Питерское предприятие под таким названием полностью принадлежит немецкой «Цанрадфабрик Фридрисхафен». Создано в 1999 году для сборки автоматических коробок передач и задних мостов для автобусов. Главное, что побудило фирму прийти на наш рынок — городские автобусы с агрегатами «Цанрадфабрик», эксплуатируемые в России.

СП «Ел Игнотэк». Создано в 2000 году Елабужским автозаводом (49%) и британской «Игнотэк» (51%). Вклад иностранцев — оборудование на 100 тыс. долл. Специализация — свечные провода. Основным покупателем продукции станет Заволжский моторный завод. Мощность — 150 тыс. комплектов в год.

СП «АвтоВАЗ — Мораван». Создано в 2000 году в Тольятти для выпуска ремней безопасности. Рассчитано на 1 млн. ремней в год.

* * * 

Итак, перспективы радужные, рынок огромен. Но почему же в такой большой России (шестой по величине автомобильный рынок Европы!) всего 15 предприятий с иностранными инвестициями в автокомпоненты? Приведем монолог одного из «первопроходцев» (инкогнито — так он просил...). «В моей стране (речь о Восточной Европе — ред.) мне понадобилась бы неделя, максимум две, чтобы оформить все возможные документы для нового предприятия с иностранными инвестициями. Здесь я сижу уже полгода и ничего не могу продвинуть. Меня постоянно заставляют вносить изменения в устав — причем одни ведомства считают так, другие — эдак. Что делать в итоге — не ясно. Привез оборудование — растаможить не могу! Каждый раз таможня требует какие-то дополнительные справки, а мое недоумение парирует: „У нас в этом году появилось 54 новых изменения в нормативных документах — вы должны отслеживать“. Дальше — больше. Получаю письмо от областной администрации: она дает нам льготы по налогам. И следом — предписание от налоговой инспекции заплатить штраф за... пользование этими льготами».

А вот другие примеры. «Матадор» столкнулся с... невозможностью расширять производство из-за несговорчивости партнеров. Компания «Лир» испытывает трудности из-за отсутствия инфраструктуры, необходимой для развития производства, и дефицита альтернативных поставщиков и субподрядчиков. «ФДО Автомобильные компоненты» никак не может договориться с автозаводами о продаже им продуктов начальной «неглубокой» сборки по «разумной» цене (автозаводы априори считают цену таких изделий завышенной).

Что тут добавить? В то время как иностранцы буквально пробиваются сквозь наши препоны, тот же Узбекистан получает более 300 млн. долл. инвестиций — в производство бензобаков, глушителей, стекол, обивки салона, сидений. В Венгрию «Опель» вкладывает 225 млн. долларов (выпуск 16-клапанных двигателей, объем выпуска — 500 тыс. шт.) и 130 млн. долларов (в производство коробок передач). А если говорить о Чехии, то в общем уставном капитале ее автопромышленности уже 50,6% принадлежит иностранным компаниям.

Похоже, мы собственными руками перекрываем путь иностранным инвестициям, упуская, может быть, последнюю возможность войти в мировой рынок комплектующих изделий для автопрома. Глобализация с каждым годом оставляет нам на это все меньше шансов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые