Пятнадцать смелых

ПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/АВТОКОМПОНЕНТЫ

ПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХ

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВО КОМПЛЕКТУЮЩИХ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

РИСУНОК / НИКОЛАЙ РАЧКОВ

"Дайте нам хорошие комплектующие, и мы сделаем автомобиль что надо!" Сколько раз мы слышали такое от наших автопроизводителей. Конечно, компоненты отличного качества можно покупать за границей, но это дорого. А что взамен? Масштабная модернизация наших заводов, выпускающих комплектующие? Здесь тоже все упирается в деньги - их просто нет. А как насчет иностранных инвесторов? Готовы ли они вкладывать в это дело свои кровные?

В ближайшие годы аналитики прогнозируют чрезвычайно благоприятную ситуацию на рынке автокомпонентов в России. Их прогноз основан не на песке. По данным Минэкономразвития РФ, годовой объем продаж легковых автомобилей в России с нынешних 1,4 млн. штук возрастет к 2005 году до 2 млн. При этом рост спроса, скажем, на качественные покрышки, будет предопределен изменением самой структуры продаж - к 2005 году доля автомобилей стоимостью от 5 до 10 тыс. долл. достигнет 40% от всех продаваемых в России легковушек. Во все это можно поверить. Но почему же в отрасли действует пока только 15 проектов с участием иностранных компаний? Для начала назовем их.

СП "Матадор-Омскшина". Совместный проект сибирской "Омскшины" и словацкого "Матадора". Производство начато в Омске в 1996 году. Вклад словаков - оборудование и технологии. К 2000 году выпуск шин достиг 1 млн. штук. В 2001 году предполагается перейти к непрерывному производству и увеличить объемы еще на 20%. Продукция СП идет на конвейер АвтоВАЗа и на экспорт. Менеджеры проекта считают, что вложения в СП себя полностью оправдали (особенно возросла отдача после кризиса 1998 года).

"Амтел". Вслед за "Матадором" в Россию пришла компания "Амтел", основанная гражданином Сингапура (к тому времени ей уже принадлежал украинский шинный завод "Росава"). Сегодня под контролем "Амтела" Красноярский и Кировский шинные заводы, и к 2002 году она планирует выпускать на своих российских и украинских предприятиях до 8 млн. легковых и 1 млн. грузовых шин в год (сегодня 5,5 и 0,6 млн. соответственно). По мнению менеджеров "Амтел", неплохая рентабельность ее "шинных" проектов обеспечена мощной финансовой и сырьевой базой компании.

ЗАО "Аутолив". Проект начал действовать в городе Дубне под Москвой в 1996 году и на 100% принадлежит шведскому концерну "Аутолив". Специализация - ремни безопасности. Российский "Аутолив" поставляет их на конвейеры ГАЗа и ВАЗа. По прогнозам фирмы, емкость российского рынка автомобильных ремней вскоре достигнет 3 млн. штук в год. Инвестиции в проект между тем все еще не оправдались. "Зачинатели" ожидали более быстрой окупаемости. "Аутолив" готов выпускать в России еще и подушки безопасности, если убедится, что спрос оправдает затраты на их производство.

ООО "Лир". "Лир корпорейшн" открыл производство автомобильных сидений в России в 1998 году в Нижнем (тогда ФИАТ совместно с ГАЗом готовил сборку итальянских легковушек). Инвестиции "Лир" - 5 млн. долл. Мощность производства - 480 комплектов сидений для легковушек и 1100 комплектов для легких грузовиков типа "Газель" - "Соболь" в сутки. Сейчас "Лир" готовится поставлять сиденья "КрымАвтоГАЗу" (сборочный завод ГАЗа на Украине) и ЗАО "Форд-Всеволожск". "Придя сегодня в Россию, мы обгоним всех наших западных конкурентов", - уверены в "Лир". Недавно "Лир" совместно с "Аутолив" объявил о намерении построить в Нижегородской области завод комплектующих для ГАЗа в 2003-2004 гг.

ЗАО "Бранорос". Совместное предприятие АО "Брано груп" (Чехия) и ОАО "ГАЗ" создано в 1999 году. Специализация - механические замки для "Соболя" и "Газели" и электронные интегрированные замки для GAZ 3111. Объем - 10 тыс. комплектов в месяц (4,5 млн. руб. в денежном выражении). Сейчас "Бранорос" ведет переговоры о поставках другим предприятиям: АвтоВАЗу, КамАЗу, УАЗу и ЗАО "Форд-Всеволожск".

"БОР". В 1997 году бельгийская "Главербел" приобрела долю крупнейшего производителя стекла в России ОАО "Борский стекольный завод". Бор доминирует на российском рынке в своем секторе и намерен расширять ассортимент - в планах на 2001 год поставка тонированного стекла на конвейеры ГАЗа и ВАЗа, освоение новых видов стекол для иномарок. Инвестиции "Главербел" в завод пока прибыли не приносят, поскольку крупных вложений потребовала модернизация оборудования (54 млн. долл.).

ООО "Аутомотив Лайтинг". Совместный проект компании "Роберт Бош" и АООТ "Электронные приборы", Рязань, стартовал в 1996 году. Фирма поставляет фары головного света на АвтоВАЗ и ГАЗ. В 2000 году объем производства в денежном выражении - 150 млн. руб. Планы на 2001 год - увеличить показатель на 20%. Инвестиции в проект дадут прибыль в перспективе - так считают участники СП.

ООО "Бош-Саратов" (основано в 1996 году с участием АвтоВАЗа) изготавливает компоненты электронного впрыска топлива. Оборот предприятия в 2000 году - 30 млн. немецких марок. В 2000 году сделано 130 тыс. шт. блоков управления двигателем.

ЗАСЗ. В Энгельсе "Бош" приобрел 70% акций "Завода автотракторных запальных свечей", доля которого на рынке бывшего СССР равнялась 80%. Годовой оборот - 23 млн. немецких марок. Приобретение таких монополистов, как завод в Энгельсе, "Бош" называет одним из главных стимулов прихода на российский рынок. К 1999 году фирма вложила во все свои проекты в России около 20 млн. марок. Концерн рассчитывает выпускать в России широкую гамму комплектующих, чтобы застраховаться от колебаний рыночной конъюнктуры.

ООО "ФДО Автомобильные компоненты". Совместное предприятие чистопольского часового завода "Восток" и немецкой "ФДО Адольф Шиндлинг" создано в 1996 году. Специализируется на комбинациях приборов для VAZ 2110 и 2115 (в перспективе - также для ВАЗ-2118 и 2119 "Калина") и на тахографах. Проект в целом прибыльный, однако покрыты еще не все затраты, связанные с началом производства.

"ОСВАР-Хелла". СП в Вязниках создано три года назад. Первая продукция - фары для GAZ 3110. Предприятие рассчитывает на поставку фар для новой "Волги" GAZ 3111. С первых дней СП нацелено на локализацию и сегодня делает в России уже 40% деталей для заднего фонаря GAZ 3110.

ЗАО "Паккард электрик системс/Самарская кабельная компания". Создано по инициативе "Дженерал моторс" и АвтоВАЗа в 1995 году. С 1997 года поставляет жгуты электронного впрыска на ВАЗ. Конкуренты СП немногочисленны, к тому же их продукция не в полной мере отвечает требованиям заводов (до 1997 года ВАЗ закупал жгуты за границей). Емкость российского рынка этих изделий при цене комплекта 60 долл. составляет 60 млн. долл. в год.

"ЦФ Трансмиссия". Питерское предприятие под таким названием полностью принадлежит немецкой "Цанрадфабрик Фридрисхафен". Создано в 1999 году для сборки автоматических коробок передач и задних мостов для автобусов. Главное, что побудило фирму прийти на наш рынок - городские автобусы с агрегатами "Цанрадфабрик", эксплуатируемые в России.

СП "Ел Игнотэк". Создано в 2000 году Елабужским автозаводом (49%) и британской "Игнотэк" (51%). Вклад иностранцев - оборудование на 100 тыс. долл. Специализация - свечные провода. Основным покупателем продукции станет Заволжский моторный завод. Мощность - 150 тыс. комплектов в год.

СП "АвтоВАЗ - Мораван". Создано в 2000 году в Тольятти для выпуска ремней безопасности. Рассчитано на 1 млн. ремней в год.

* * *

Итак, перспективы радужные, рынок огромен. Но почему же в такой большой России (шестой по величине автомобильный рынок Европы!) всего 15 предприятий с иностранными инвестициями в автокомпоненты? Приведем монолог одного из "первопроходцев" (инкогнито - так он просил...). "В моей стране (речь о Восточной Европе - ред.) мне понадобилась бы неделя, максимум две, чтобы оформить все возможные документы для нового предприятия с иностранными инвестициями. Здесь я сижу уже полгода и ничего не могу продвинуть. Меня постоянно заставляют вносить изменения в устав - причем одни ведомства считают так, другие - эдак. Что делать в итоге - не ясно. Привез оборудование - растаможить не могу! Каждый раз таможня требует какие-то дополнительные справки, а мое недоумение парирует: "У нас в этом году появилось 54 новых изменения в нормативных документах - вы должны отслеживать". Дальше - больше. Получаю письмо от областной администрации: она дает нам льготы по налогам. И следом - предписание от налоговой инспекции заплатить штраф за... пользование этими льготами".

А вот другие примеры. "Матадор" столкнулся с... невозможностью расширять производство из-за несговорчивости партнеров. Компания "Лир" испытывает трудности из-за отсутствия инфраструктуры, необходимой для развития производства, и дефицита альтернативных поставщиков и субподрядчиков. "ФДО Автомобильные компоненты" никак не может договориться с автозаводами о продаже им продуктов начальной "неглубокой" сборки по "разумной" цене (автозаводы априори считают цену таких изделий завышенной).

Что тут добавить? В то время как иностранцы буквально пробиваются сквозь наши препоны, тот же Узбекистан получает более 300 млн. долл. инвестиций - в производство бензобаков, глушителей, стекол, обивки салона, сидений. В Венгрию "Опель" вкладывает 225 млн. долларов (выпуск 16-клапанных двигателей, объем выпуска - 500 тыс. шт.) и 130 млн. долларов (в производство коробок передач). А если говорить о Чехии, то в общем уставном капитале ее автопромышленности уже 50,6% принадлежит иностранным компаниям.

Похоже, мы собственными руками перекрываем путь иностранным инвестициям, упуская, может быть, последнюю возможность войти в мировой рынок комплектующих изделий для автопрома. Глобализация с каждым годом оставляет нам на это все меньше шансов.

Подпишитесь на «За рулем» в