Скрипичный вместо гаечного

СКРИПИЧНЫЙ ВМЕСТО ГАЕЧНОГО

РЫНОК

/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

СКРИПИЧНЫЙ ВМЕСТО ГАЕЧНОГО

МУЗЫКА В АВТОМОБИЛЕ: СОЧЕТАНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Скажите, как простым смертным без специальных познаний и подготовки выбрать хорошую «музыку» для автомобиля? И что такое «хорошая»? То ли «дорогая», то ли «престижная» или просто — «как у соседа»... Чтобы разобраться в этом, для начала ответим на другой довольно каверзный вопрос:

КАКАЯ «МУЗЫКА» МНЕ НУЖНА?

В первом приближении всех «автомеломанов» можно, наверное, поделить на три основные группы — «безразличные», «максималисты» и «реалисты». А к какой из них относитесь вы?

Безразличие к «автомузыке» во всех ее проявлениях — от дизайна до звучания — может быть вызвано разными причинами. Степан Степаныч давно на пенсии и ненавидит все современное радиовещание, вместе взятое, — ему достаточно по пути на дачу прослушать прогноз погоды. Виталик развозит на раздолбанном казенном «каблучке» пиццу — ставить в этот грохочущий тарантас что-то серьезное просто глупо. А Кузьмич живет в деревушке между Тотьмой и Вологдой — вместо УКВ там ловятся только длинные волны вперемежку с гулом ЛЭП.

«Максимализм» подразумевает безудержное желание оснастить автомобиль тюнерами и ченджерами «на всю катушку». Понятно, что «катушка» у всех разная — стоимость бортовой аудио- и видеоаппаратуры с мультимедиа в придачу может исчисляться десятками тысяч долларов. При этом автомобиль может быть совсем не «Гелендвагеном», а всего лишь «Самарой», но, как говорится, всяк по-своему с ума сходит.

«Реализм» существует под девизом «Без излишеств, но с достоинством». Финансовые возможности реалиста могут быть разными, но дело не в деньгах, а в характере.

Мысленно примкнув к одной из группировок, можно уточнить задачу. В общем-то, советы похожи на лекарства — давать просто, принимать неприятно. Поэтому оставим приверженцев «максимализма» в покое — советовать им что-либо наивно. Поразмыслим лучше над выбором «бюджетной музыки» — скажем так, не дороже 300 долларов, но и не «хуже» 100. Такая аппаратура подойдет как подавляющему большинству «реалистов», так и кому-то из «безразличных», не успевших истратить деньги на 10-долларовые побрякушки. Заметим, что помимо вполне приемлемого качества подобная музыка имеет еще одно достоинство — ее не жалко будет продать вместе с автомобилем...

ЭФИР? КАССЕТЫ? ДИСКИ?

Эфир от нас никуда не убежит — практически всегда радиоприемник присутствует как в магнитолах, так и в CD-проигрывателях. А вот между кассетами и дисками выбрать тяжело. Вообще говоря, кассета против диска «не тянет» по всем статьям. Качество звучания несопоставимо, нужный музыкальный фрагмент на диске отыскивается в сотни раз быстрее, да и выбор дисков сегодня куда шире. При этом хранить диски удобнее, чем кассеты: дюжина дисков занимает тоненькую «книжечку», а кассеты образуют целую гору. Остается добавить, что примерная разница в цене между магнитолой и проигрывателем дисков одного класса сегодня составляет всего лишь 20–25 долларов. Но...

Но выбрать стоит... кассету! Техническому совершенству диска магнитная лента противопоставит эдакую... универсальность, что ли. Тот же Степан Степаныч не желает расставаться с записями времен Высоцкого и Визбора — и не надо! Виталик будет жевать пиццу и слушать лингафонный курс английского — не всю же жизнь на подхвате быть... А Кузьмичу просто деваться некуда — с радиоприемом проблемы, о дисках он и не слышал никогда, а кассет дома гора — внучка балуется. При этом кассету можно безбоязненно ронять, а лентопротяжный механизм магнитолы гарантированно не боится тряски. И самое главное — при желании к кассете всегда можно добавить диски (засунуть в багажник ченджер), а вот к дискам кассету — вряд ли.

Итак — недорогая магнитола. А... 

КАКАЯ?

Тем, кто в силу разных обстоятельств немножко «отстал от жизни», сообщаем — практически любая современная магнитола, даже дешевая, является стереофонической и оснащена цифровым дисплеем. Так называемые шкально-верньерные устройства (или попросту «крутилки») можно отыскать только на заднем дворе захудалого рынка.

Фирма-производитель — какой отдать предпочтение? Многим наш выбор не понравится, но все же совет таков — только именитые «бренды»! Примеры у всех на слуху — «Сони», «Джей-Ви-Си», «Панасоник», «Кларион», «Алпайн», «Пионер», «Кенвуд» и некоторые другие. Уж что-что, а «бюджетную музыку» эти гранды освоили в совершенстве...

Из полезных «прибамбасов» отметим прежде всего съемную панель. Как правило, она обязательный атрибут большинства магнитол. Зачем нужна, пояснять не будем — нравы ночных городов известны всем. Кстати, модные модели с панелями-перевертышами крадут в первую очередь — вор никогда не примет перевертыша за пустышку.

Недорогая магнитола обычно оборудована лентопротяжкой с механическим управлением — без микролифта и автореверса. За сумму в пределах 80 долларов можно взять очень приличный «Пионер» или «Кенвуд» — не самый крутой, но новенький и с гарантией. При этом экономию можно навести за счет мощности — вместо «стандартных» 4 по 25 Вт взять 4 по 7,5 или, скажем, 2 по 15.

Функциональная насыщенность современных аппаратов, даже недорогих, очень велика. Но прежде чем начать сравнивать магнитолы количеством страниц в инструкции по эксплуатации, поинтересуйтесь у какого-нибудь обладателя подобной техники — сколько функций он способен удержать в голове? Уверяем вас, что далеко не все... Выводы делайте сами. Кстати, из полезных «наворотов» отметим джойстик: именно он позволяет командовать магнитолой на ощупь, не отвлекаясь от управления машиной.

Приемники магнитол, как правило, всеволновые. Однако длинные и средние диапазоны обычно работают неважно, в том числе и на дорогих моделях, но это — неизбежно: их приходится слушать только от безвыходности. Нижний диапазон УКВ предусмотрен не во всех моделях — жаль, поскольку там есть неплохие станции. Впрочем, звучать они в любом случае будут как монофонические: исключение — магнитолы «Сони» с функцией «Стерео плюс». Кстати, чтобы заставить приемник любой ценой «брать» нижний УКВ, можно воспользоваться конвертером. Это такая коробочка, подключаемая между антенной и приемником, — она перетаскивает частоты в знакомый диапазон.

Еще один завуалированный источник экономии — магнитолы американского производства. Они дешевле примерно на 20–30 долларов. Принято считать, что все они «с придурью»: это не стыкуется, то не задействовано — однако давайте разберемся. Шаг настройки на станции у них действительно другой — вчетверо больше европейского, а потому многие программы такой приемник будет игнорировать, но есть выход... Достаточно покопаться в инструкции к магнитоле солидного производителя («Сони», «Кларион» и т. п.) и... отменить подобную настройку: обычно она называется «Out USA» (вне Америки).

Есть и другие любопытные нюансы. Влюбленный в свое дело установщик аппаратуры обязательно скажет, что изделия одной ценовой группы от разных фирм звучат по-разному! К примеру, «Алпайн» известен своим жестким, резким звуком — для новомодных эстрадных хитов это то, что надо. Под «классику» звук нужен помягче — больше подойдет «Кларион». А вот чего не следует делать ни при каких обстоятельствах, так это клевать на явные подделки типа «ПаБасоник» — продавайся они хоть за 10 долларов. Качество гарантирует только серьезная фирма, все остальное — лотерея.

Что касается внешнего вида, то тут совет один: постарайтесь отказаться от многофункциональных клавиш типа «шарик», управляющих всем подряд. Игрушка забавная, но пользоваться ей «вслепую» практически невозможно — обязательно вместо громкости начнешь крутить баланс... Придется отвлечься от дороги, уткнуться в дисплей — рано или поздно это аукнется.

ОТ МАГНИТОЛЫ — К АКУСТИКЕ

Вообще говоря, на акустике экономить не стоит. Разделения на европейскую и американскую здесь нет. Ее желательно выбрать на пределе собственных финансовых возможностей — не пожалеете.

Конечно, ни Степан Степанычу, ни Виталику это не нужно — их устроит даже «штатный» динамик с диапазоном воспроизводимых частот от 500 до 5000 Гц... А вот Кузьмич был бы приятно удивлен, послушав любимую кассету сначала через дешевую акустику своей «девятки», а затем — через установленные на те же места фирменные динамики... Впрочем, главное открытие для него впереди, но об этом чуть позже.

В большинстве случаев в штатном расписании автомобильной акустики числится пара плохоньких среднечастотников. Задача-минимум — заменить их хотя бы на пару «нормальных» собратьев. Если магнитола позволяет, то неплохо бы установить четыре динамика — станет как минимум громче. При старании можно уложиться в 15–30 долларов. На усилители, музыкальные процессоры и прочие интересные «игрушки» отвлекаться не будем — бюджет их не выдержит.

Уложив покупки в багажник, можно подумать об установке.

Я САМА? НУ-НУ...

Конечно, если задаться целью максимально сэкономить, то вопрос о посещении установочного пункта отпадает сам собой. При наличии элементарных слесарно-электромонтажных навыков и магнитола, и акустика будут прикручены, соединены и подключены — все это будет «жить». Но...

Но чтобы тот же Кузьмич ощутил разницу между «прикрутил» и «оборудовал», ему просто необходимо перейти из собственной «девятки» в такую же, побывавшую на профессиональном установочном пункте. Когда на одной и той же кассете вместо ожидаемого писка вдруг появится настоящий бас, то вместе с ним проснется и любопытство — откуда это? А установщик начнет перечислять: во-первых, следует немедленно убрать динамики со штатных мест и перенести их, например, в передние двери, во-вторых, нужна шумоизоляция, в-третьих, необходимо вибродемпфирование, в-четвертых, долой тонкие провода... Монтаж аппаратуры, даже недорогой, ближе к искусству, чем к ремеслу. Недаром на тех же установочных пунктах стоимость работ может колебаться от 5 до 50% от цены аппаратуры. Конечно, «безразличных» сюда не заманить ничем, а вот «реалистам» все-таки советуем посетить один-два установочных пункта, оценить объем работы, послушать музыку и после этого решить, отличают ли они «сочное» звучание от «плоского» и, следовательно, стоит ли игра свеч.

МЕТОД ДЕДУКЦИИ

От общего — к частному. Поговорив о бюджетной аппаратуре «вообще», пора переходить к конкретным моделям. Но это — в следующий раз.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии