"сверхзеленый" — для честных дилеров

«СВЕРХЗЕЛЕНЫЙ» — ДЛЯ ЧЕСТНЫХ ДИЛЕРОВ

АКТУАЛЬНО

/ИНТЕРВЬЮ

«СВЕРХЗЕЛЕНЫЙ» — ДЛЯ ЧЕСТНЫХ ДИЛЕРОВ

Вот уже полгода, как на совещании, посвященном проблемам отечественного автопрома, Президент дал «добро» на резкое увеличение таможенных пошлин на подержанные автомобили. Повод, как всегда, — «защита отечественного производителя»; правда, ныне появилась еще одна причина — «экологическая безопасность России», которой якобы угрожают семилетние «ауди», «тойоты» и иже с ними. С тех пор в недрах кабинета министров родилось как минимум четыре проекта правительственного постановления (между прочим, оно должно было вступить в силу с 1 января 2002 года), но на очередном заседании комиссии по защитным мерам во внешней торговле при Минэкономразвития министр Г. Греф объявил: «Принятие новых пошлин необходимо отложить, чтобы в течение декабря найти компромисс между российскими автопроизводителями и российскими же автомобилистами». Случилось чудо: правительство прислушалось к народному мнению?

А пока ЗР попросил ответить на ряд вопросов первого заместителя председателя Государственного таможенного комитета РФ Владимира Мещерякова. Его ведомству предстоит претворять в жизнь решения правительства.

На вопросы ЗР отвечает первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета РФ Владимир МЕЩЕРЯКОВ.

— Владимир Иванович, довольны ли вы тем, как складываются отношения у таможенной службы с автомобилистами?

— Вполне. В мае 1998 года мы, как я полагаю, начали новый диалог с автомобилистами. Встретились с представителями иностранных фирм, производящих автомобили, и официальными дилерами, короче, с теми, кто, собственно, занимается продажей зарубежных машин в России. Я предложил совместными усилиями вытеснять с рынка «черных» и «серых», чтобы остались только работающие «в белую».

— Поясните читателям, чем отличается «серый» от «черного» и «белого»?

— «Черный» торговец старается ничего не платить государству, иными словами, ввозить в страну контрабанду, «серый» — пытается откупиться мелочью (идет на явное нарушение таможенных правил) и только «белый» готов отдать в казну положенное.

— А почему борьбу с «черными» и «серыми» начали только в мае 1998-го?

— Это время вообще можно считать поворотным в работе ГТК России, поскольку именно тогда было решено, наконец, отделить «агнцев» от «козлищ». До этого, честно говоря, сил еще не было, шло только становление таможенной службы. Мы ведь организация совсем молодая — нам только 10 лет.

— Итак, вы предложили дилерам новые правила игры на рынке...

— Да. Мы решили создать своего рода «зеленый коридор» для официальных дилеров, которые обязуются действовать строго в рамках закона. Сегодня таких насчитывается всего 137 на всю страну! Мало того, мы открыли «сверхзеленый коридор» (если так можно выразиться) для тех, кто готов поставлять товары в РФ по единому каналу. Речь идет о производителях, которые учреждают в России свои торговые представительства, и только через них идет весь импорт автомобилей в Россию. В качестве примера назову «Форд Раша» или «БМВ Руссланд». В работе с такими фирмами у нас действует упрощенный порядок таможенного оформления — мы им верим.

— И что изменилось после того, как ГТК ввел такую схему?

— Нам поверили. Доказательство тому — рост импорта только за последний год в 2,5 раза. Конечно, в первую очередь это связано с возросшим спросом, но в немалой степени и с тем, что у продавцов появилась возможность работать в цивилизованных условиях. Производители теперь могут предоставлять дилерам серьезные скидки — в их интересах закрепиться на российском рынке. Ну а наша задача — привлечь к работе только «белых». Мы их приглашаем, создаем самые благоприятные условия.

— Мы говорим о новых иномарках, однако не они делают погоду на автомобильном рынке в стране. Большинство покупателей пока может себе позволить либо новый отечественный, либо уже использованный иностранный автомобиль. И по прогнозам, такое положение сохранится еще как минимум пять лет. Какова здесь позиция таможенников — «не пущать» подержанные иномарки?

— ГТК прежде всего хочет, чтобы в стране был цивилизованный автомобильный рынок. Что это означает? Вы хотите купить иномарку? Пожалуйста, покупайте. Это вам обойдется во столько-то, причем вы должны быть уверены, что автомобиль ввезен в страну законно, с уплатой всех таможенных платежей. Если у вас для этого нет средств, вы покупаете российскую машину, может быть, менее комфортабельную, с меньшим ресурсом, но зато гораздо более дешевую. Вот только нужно ли при всем этом превращать страну в свалку старых автомобилей? Мне доводилось не раз бывать во Владивостоке, и везде ужасная картина — все овраги, балки, лесочки буквально забиты старыми, брошенными машинами. Все Приморье завалено металлоломом, а пионеров-то уже нет! Что же мы хотим, чтобы все это лежало и под Смоленском, и под Брянском? Опросите население, и ответ в большинстве случаев будет: не хотим. Значит, надо ставить какую-то преграду на пути ввоза очень старых иномарок в страну.

Моя точка зрения: выбор надо делать между иномаркой (новой или относительно «свежей») и отечественной машиной, а вот на пути иностранных «старушек» нужен заслон. В стране, вы знаете, мнения по этому поводу разделились. Не случайно правительство вот уже полгода не может принять новые пошлины. Много вариантов, много «за» и «против».

— По сообщениям СМИ, в последние месяцы на таможенных автомобильных переходах на российско-финской границе выстраивались многокилометровые очереди. Что там происходит сейчас?

— Очереди есть, и они будут до тех пор, пока те, кто везет товары через российско-финскую границу, не станут платить положенные пошлины.

— Что, ввели какой-то новый порядок оформления грузов?

— Какой там новый порядок? Просто в наше Северо-Западное управление пришли новые люди, которые хотят, чтобы все платили в бюджет столько, сколько должны. После того как мы начали наводить порядок в Москве, многие из тех, кто уклоняется от законных платежей, взяли курс на Питер. Видимо, некоторые сотрудники оказались там не готовы поставить заслон. Направили группу работников ГТК, чтобы навести порядок. Образовались очереди. Мне не раз приходилось тогда общаться с руководителями таможенной службы Финляндии, и коллеги нас понимают.

Я на своем компьютере вижу, что с финской стороны границы выстраиваются грузовики, но... не едут. Почему? Ждут «свою» смену. Стоит очередь день-два, а потом — десятки грузовиков буквально «пролетают» за час. Еще забавная штука: в Торфяновке с финской стороны на границе установили рентгеновскую установку. Она позволяет сканировать большегрузные контейнеры. И не странно ли — раньше здесь были самые длинные очереди, сегодня их практически нет: большая часть траков и фур предпочитает следовать в Россию (и из России) через другие пункты, где таких установок нет. Хотя через Торфяновку — ближе. Вот мы и пытаемся навести порядок, чтобы такого не было.

— Но все-таки очереди на границе случаются не только из-за нарушителей — пока просто не хватает нормальных автомобильных переходов.

— Да, это так. Сейчас завершается обустройство двух новых пунктов пропуска на российско-финской границе (за счет средств Европейского союза) — Светогорск и Салла. В связи с намечающимся вхождением в ЕС Эстонии, Латвии и Литвы мы уделяем внимание обустройству пунктов пропуска на границе со странами Балтии, а также на территории Калининградской области. Кроме того, в ближайшее время на границе с Украиной планируем открыть новый, современный пункт пропуска «Нехотеевка».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии