Коробка телепередач

КОРОБКА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

ТЕХНИКА

МЫ В ЭФИРЕ

Почти каждое утро ПРТС Российского телевидения выезжает на задание.

8.45 утра: с 5-й улицы Ямского поля передвижная станция отправляется в Охотный ряд: репортажи из Госдумы всегда нужны «Вестям» или, например, «Зеркалу», да мало ли какой еще программе государственного телевидения! Конечно, случись где-то в столице или Подмосковье неординарное событие, мобильная станция покинет пост в центре, чтобы обеспечить прямое включение в новостную программу. Впрочем, сегодня никаких потрясений не ожидается...

9.10: «Унимогу» не слишком уютно на Тверской. У вездехода восемь передач вперед и столько же назад, блокируемые межосевой и межколесные дифференциалы; все это «хозяйство» приводит в движение шестилитровый дизель мощностью 114 кВт/155 л. с. с чудовищным моментом 540 Н.м при 1400–1700 об/мин. Тракторные характеристики ПРТС — дань универсальности. «Унимог» полностью оправдал себя в командировке в Чечне; для Москвы, конечно, предпочтительнее микроавтобус, но иметь несколько станций на различных шасси — слишком дорогое удовольствие.

9.20: ПРТС на месте. Выдвигаются опоры — станция надежно зафиксирована; в ближайший канализационный люк вставлен металлический штырь заземления. Почти неслышно заурчал в изолированной капсуле семикиловаттный дизель-генератор, в просвет между Историческим музеем и кремлевскими башнями нацелилась «тарелка» спутниковой антенны. Рядом паркуется «Форд-Транзит» — прибыли репортер, оператор и звукооператор «Вестей» и сразу ушли в Думу. Тут же стоят машины ОРТ, ТВ-6, ТВЦ.

10.00: экипаж «Унимога» готовит оборудование к работе. Скоро ребята из «Вестей» должны принести кассету, которую надо перегнать в студию на Ямском; чуть позже журналист проведет прямой репортаж в 11-часовой выпуск новостей. От Думы транслируют сигнал так: он «путешествует» к спутнику, который висит на орбите высотой 33 000 км, потом возвращается на Землю... в 5 км от места старта. По прямой его не передашь — слишком много помех.

11.07: записанный в парламенте материал уже отправлен; группа «Вестей» готовится к прямому включению. «Здравствуйте! Сегодня Государственная Дума обсуждает...» Пара минут — и на этом основная работа ПРТС закончена.

Машина, конечно, еще постоит в Охотном ряду — вдруг что интересное учудят парламентарии? Иной раз приходится выезжать на ЧП: помните, в Подмосковье что-то взорвалось в военной части? Тогда «Унимог» проявил себя во всей красе, по целине обойдя кордоны и проведя репортаж с самого близкого расстояния. Такая работа: сообщать людям новости; дай бог — хорошие!

14.00: сегодня вечером на Шаболовке выступает Елена Камбурова. Записывать концерт будет ПТС «Песо» — тягач ИВЕКО заранее паркует полуприцеп у стен студии. Итальянский «Евростар» заменил «Супер-МАЗ»: телевизионщики жаловались на ненадежность нашего грузовика. А ведь ПТС должна всегда пребывать в боевой готовности. Завтра, например, ей отправляться в Питер на Гран-при России по фигурному катанию.

15.00: в этой студии 10 камер, которые могут удаляться на 400 м — такова длина кабелей. Впрочем, их можно нарастить, да и камер может быть до 14. А когда в Санкт-Петербурге праздновали 300-летие Российского флота, эта машина собирала воедино материал с трех других ПТС и 25 камер, установленных по городу.

17.05: по технологии, ПТС должна быть полностью развернута за 4 часа. Для начала студию обеспечивают энергией: эту, например, подключили к городской сети (собственного генератора у «Песо» нет, а потребление — 30 кВт). Первый час уходит только на то, чтобы обогреть салон от —3 до +20°С. Сейчас проверяют режиссерский пульт, настраивают все 10 камер, чтобы «картинки» не отличались по цвету. Кстати, на «пэтээсках» работает самый квалифицированный персонал: почти всегда по дороге к месту съемки из-за тряски или холода что-то раскоммутируется, выйдет из строя... Ремонтников с собой не повезешь — рассчитывают только на себя.

18.00: кажется, все готово. «Внимание... Запись!»

Именно эта машина пишет любимый «Голубой огонек». На подготовку программы уходит почти весь декабрь, и получается, телевизионщики празднуют Новый год целый месяц...

/ПРОФЕССИЯ

КОРОБКА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

АВТОМОБИЛИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ТВ 

НОВАЯ РУБРИКА «ПРОФЕССИЯ» ЗАДУМАНА КАК РАССКАЗ ОБ АВТОМОБИЛЯХ-РАБОТНИКАХ. МЫ 

НЕ ТОЛЬКО ПРЕДСТАВИМ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ, НО И ПОКАЖЕМ ИХ В ДЕЛЕ. КАРЬЕРНЫЕ САМОСВАЛЫ И «СКОРЫЕ», АЭРОДРОМНЫЕ ТЯГАЧИ И ТАКСИ...

С КАКИХ НАЧАТЬ? КОНЕЧНО, С АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ!

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, ФИРМА «КВАЛИТРОН»

Для пишущей братии специальных машин не существует. Другое дело — наши снимающие коллеги. Многим, наверное, приходилось видеть у стадионов или театров огромные автобусы с логотипами телекомпаний: вот это техника! Что там внутри?

Конечно, на телевидении трудятся самые разные автомобили: от обычных «четверок», перевозящих съемочные группы, до фургонов с осветительным оборудованием. Мы выбирали самые интересные: машины, непосредственно снимающие и транслирующие программы. Удивительные устройства скрываются за невзрачными аббревиатурами ПТС и ПРТС. Итак... Мотор!

ТЕЛЕЦЕНТР

В МИНИАТЮРЕ

ПТС — это передвижная телевизионная станция. Здесь передачи снимают, озвучивают и монтируют, «начиняют» спецэффектами, так что на выходе получается готовый продукт — хоть сейчас в эфир.

Современные ПТС специализируются на конкретных видах программ — скажем, для хоккейного матча нужно одно оборудование, для шоу — несколько иное. Кроме того, станции отличаются масштабом: имеющие на борту до восьми камер еще можно уместить на автомобильном двух-трехосном шасси, если надо больше — ПТС строят на полуприцепе. Стоит мобильная телетехника совершенно сумасшедших денег — 2; 2,5; 5 миллионов долларов, из которых 80% и более — цена собственно оборудования.

Хотите знать, какого? Типовой набор: телекамеры (до 33 штук!), аппаратура преобразования сигнала, магнитофоны (иногда свыше 10), видеоконтрольные устройства, режиссерский и звуковой пульты и т. д. и т. п. Здесь же упомянем мощные системы отопления и кондиционирования — без последней в начиненном электроникой кузове жара будет 50–80°С! «Жилая» часть большой ПТС обычно разбита на три отсека: режиссерский, инженерный, звуковой.

Как правило, станция автономна: электричеством (а потребляет вся аппаратура около 30 кВт) обеспечивает встроенный дизель-генератор. Если его нет, ПТС работает, как выражаются телевизионщики, «от стены», то есть от городской сети, или в паре с передвижной электростанцией на шасси грузовика.

Строят ПТС как корабль. Работа специализированной фирмы начинается с подготовки техзадания (ибо не всегда заказчик — телекомпания — точно знает, что ей нужно) и заканчивается поставкой готовой машины. Шасси выбирают, исходя из конкретного проекта.

«Мир шоу-бизнеса» предъявляет некоторые специфические требования к транспортному средству. Оно должно быть долговечным — в полуприцепах широко используют алюминий и нержавеющую сталь. Большой запас хода обеспечивают дополнительные баки (в России, кроме того, актуален подогрев топливной системы). Машина или прицеп должны устойчиво стоять на земле — обязательны минимум две дополнительные опоры. Ну и, пожалуй, главное — грузовик с ПТС будет всегда одинаково нагружен (полная масса трехосника доходит до 24 т), поэтому зачастую ему особым образом настраивают подвески. Тем более, что телевизионное оборудование требует деликатности.

Ширина станции в рабочем состоянии иногда составляет... 7 метров. Конечно, такой дом не ездит по дорогам. Для удобства работы инженеров и режиссера стенки большой ПТС делают раздвижными с электро- и, «на всякий пожарный», механическим приводом.

С ТАРЕЛКОЙ НАПЕРЕВЕС

Если ПТС — это модель телецентра, то передвижная репортажная телевизионная станция (ПРТС) — маленькая Останкинская башня. В ней тоже могут быть одна-три камеры, обязательно пара видеомагнитофонов, 4-10-киловаттный дизель-генератор, но главное орудие производства — антенна. Ибо ПРТС обеспечивает работу тележурналиста в прямом эфире. Соответственно, на крыше у микроавтобуса (а чаще всего именно он служит шасси для станции) размещают спутниковую «тарелку». Кроме того, бывают станции радиорелейные — для работы в зоне прямой видимости приемной антенны. Они, разумеется, дешевле — оборудование «тянет» на 60–70 тыс. долларов против спутниковых 250 тыс.

Иногда ПРТС следуют за большими «пэтээсками», чтобы вести прямую трансляцию спортивных соревнований, концертов и подобных мероприятий. Но чаще всего они работают, как на пожаре: быстрый выезд к месту события, репортаж в программу новостей и... вперед, к следующей сенсации.

Без малого два года назад на соревнованиях по лыжному спорту дебютировала полностью цифровая ПТС, изготовленная фирмой «Квалитрон» для финского телевидения. В полуприцепе 13,74х2,55х4 м размещены 12 камер, 6 видеомагнитофонов, 5 звуковых рекордеров... впрочем, полный список оборудования поймут только специалисты.

Станция на шасси двухосного грузовика «Мерседес-Бенц LK». На крыше модуля обычно оборудуют съемочную площадку — не пропадать же столь удобной высокой точке!

Четырехкамерная цифровая ПТС Башкирского телевидения разместилась в фургоне «Спринтер». Это одна из самых современных машин в России. Любопытно, что в систему отопления входит подогреваемый... пол!

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ТЕЛЕКАНАЛ РТР И ФИРМУ «КВАЛИТРОН» ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии