На пенсию

НА ПЕНСИЮ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/АВТОПАРК ЗР 

НА ПЕНСИЮ

МОДЕЛЬ / VAZ 2105

ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АВТОВАЗ

ГОД ВЫПУСКА /

1995 («ГОРЫНЫЧ») И 1996 («КОЩЕЙ»)

В ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЗА РУЛЕМ» /

С АПРЕЛЯ 1999 

ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА /

130 И 100 ТЫС. КМ (соответственно)

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ /

ЗР, 1999, № 6; 2000, № 1, 10 

ТЕКСТ / АНТОН УТКИН

Время от времени отработавшие свое редакционные машины приходится отправлять на заслуженный отдых — уходя в частные руки, они освобождают место другим автомобилям, дающим темы для новых публикаций.

Идею проекта «Грошовые пятерки» подкинул дефолт, когда все счастливчики, копившие на машину не в рублях и не в сберкассах, уже нахватали новых «жигулей» по смешным ценам. Потом задумчивый АвтоВАЗ наконец-то встрепенулся и бросился наверстывать упущенный барыш, но... было поздно — все, кто мог и хотел, уже радостно крутили баранки, вдыхая резкий запах новенькой обивки и антикора, а остальным, толпившимся у дверей банков, было не до машин — вернуть бы деньги, отложенные на черный день...

На фоне затоваривания заводов упал в цене и «секонд-хэнд». Любители часто менять машины вдруг с ужасом осознали, что их свежие, ухоженные автомобили «зависли» — и надолго, а сопоставление реальной продажной цены годовалого автомобиля с той, за которую его взяли в магазине, повергало хозяина в уныние. Чуть оживленнее было в нижнем секторе вторичного рынка. Владельцы автоветеранов, купленных в дорыночные времена, наконец-то начали понимать, что хранить столь нужные сейчас триста долларов во дворе под снегом ради пяти-шести летних поездок на дачу нерационально — пусть уж лучше катается тот, кто способен покупать бензин.

Впрочем, в выборе среди «грошовых» у нас была альтернатива; ведь за три сотни можно было взять и хозяйскую «пятерку» года эдак 83-го, и «укатайку» из-под наездника — середины 90-х. Два как раз таких казенных инвалида нам и подвернулись. Их жуткое состояние не пугало — в том-то и прелесть «классики», что она поддается восстановлению, даже когда от машины остались только документы, ведь «железо» стоит недорого и им завалены все рынки. Кстати, именно бумаги и определяют продажную цену «грошовых», поэтому «Горыныч» 1995 года выпуска обошелся в $280, а младший на год, но еще больше измордованный «Кощей» — аж в $350!

Сразу после покупки обе «пятерки» попали в наш техцентр, где вскоре их привели в чувство. В более выигрышном положении оказался «Горыныч» — отдав совсем хилому младшему брату свои органы, он взамен получил новенькие детали из магазина. Да и в дальнейшем ему везло больше — за прошедшие два года и 70 тыс. км меняли лишь расходники: колодки, фильтры, амортизаторы и пр. Все работы были только плановые — ни одной непредвиденной поломки. Лишь недавно, минувшей зимой заменили рычаги передней подвески (появились трещины), задний сальник коленвала (потек) и сцепление (забуксовало).

И вот получаем приказ — «бессмертных» срочно продать. Само собой, о ценах, по которым сами брали машины, — молчок, ведь рынок за прошедшие два года «подрос», да и отдаем уже не тех доходяг, что покупали. Закормленные дорогим «кокосовым» маслом, ухоженные и абсолютно исправные, наши «пятерки» «ушли» в первый же день после выхода объявления в газете. «Горыныч» за $600, «Кощей» — за $550. Еще бы, ведь четырех-пятилетки обычно либо вдвое дороже (хотя и не менее ржавые, чем наши), либо заезжены до утиля. А каждая из «сказочной» парочки — просто подарок для того, кому надо полгода-год покататься на чем угодно, лишь бы подешевле и без проблем.

И все же, отдав «бессмертных» первым встречным, мы внакладе не остались. Семьдесят тысяч километров езды на «Горыныче» обошлись в $280 (покупка) плюс $2588 (эксплуатация, см. табл. 1), минус $600 (продажа). Итого — $2172, то есть около $0,03 за километр пробега. Как видим, львиная доля расходов пришлась на топливо, что вполне справедливо: ездишь — платишь, стоишь — экономишь.

По рублю за километр: дорого или нет? Обладатель нового джипа, отдающий по доллару за версту, решит, что это почти бесплатно, а пенсионеру, которому автобус оплачивает государство, возможно, и «грошовая пятерка» (особенно ее эксплуатация) не по карману. А если не бросаться в крайности, то «Горыныч» возил нас дешевле, чем такси (вчетверо) или новый VAZ 2110.

«Кощей» за весь срок службы в редакции пробежал почти вдвое меньше — 40 тыс. км, но, в отличие от «Горыныча», ему хронически не везло. Через сотню верст после покупки получил удар сзади — понадобился кузовной ремонт. Перед дальней поездкой пришлось экстренно заменить сцепление, в дороге — помятый колесный диск и разбитое камнем ветровое стекло. В другой раз «Кощея» взяли на таран, разворотив бочину, а в летний зной буквально рассыпался радиатор. Но в конечном счете его эксплуатация обошлась в $0,037 за километр, что не намного дороже, чем «Горыныча». В общих расходах на эксплуатацию львиная доля — опять-таки, стоимость сожженного топлива. Остальные затраты во многом определил случай — кто-то ухитряется годами ездить без аварий, а кому-то волей-неволей приходится пару раз в год навещать жестянщиков... По этой причине сравнивать «Кощея» с «Горынычем» по расходам на запчасти некорректно, а вот с таким же невезучим автомобилем, но купленным за пять, десять и более тысяч долларов обязательно сравним, как только представится случай. Ведь разбить иномарку можно так, что в итоге километр пробега обойдется дороже, чем на собственном самолете... А «грошовую пятерку» — невелика потеря. Сильно любишь машину — вложи долларов пятьсот и она «восстанет из пепла». А можно просто продать документы — тогда авария обойдется долларов в сто...

Под уплотнителями скапливается вода, и даже на ухоженном «Горыныче» рамка ветрового стекла, как говорят, «пошла» — то есть зацвела коррозией.

Сколько ни мажь пороги битумом поверх ржавчины, металл все равно идет на убыль.

Где тонко, там и рвется — подгрызенный ржавчиной металл дверей ломается.

А в арках колес уже дыры — даже не требуется ковырять шилом.

ТАБЛИЦА 1. ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ

«ГОРЫНЫЧА», руб.

Оформление, налоги и сборы 1500 

Коврики, чехлы на сиденья 900 

Стекло фары, герметик 45 

Подшипник распределителя 15 

Лампы, 6 шт. 90 

Реле и предохранители 60 

Аккумулятор 900 

Поршни с кольцами, комплект 750 

Прокладка головки блока 60 

Шины МШЗ, М-237, 4 шт. 1680 

Щетка стеклоочистителя, 2 комплекта 150 

Сальник коленвала 60 

Сцепление 1950 

Рычаги передней подвески в сборе 600 

Шины «Кама-205» 2400 

Амортизаторы, 4 шт. 420 

Шаровые опоры «БелМаг», комплект 180 

Стекло двери 90 

Колодки тормозные передние «Дафми»,

3 комплекта 300 

Ремень генератора «Гейтс» 90 

Фильтры масляные «Невский фильтр», 3 шт. 150 

Фильтры масляные «Фрам», 4 шт. 300 

Фильтры топливные «Невский фильтр», 7 шт. 120 

Фильтры воздушные «Невский фильтр», 7 шт. 240 

Масло «Рексол» SAE 10W30, 4 л 90 

Масло «Мотюль» SAE 15W50, 22 л 4200 

Трансмиссионное масло «Спектрол» 85W90, 3 л 150 

«Тосол» «Полярный», тормозная жидкость

«Роса» ДОТ 4 150 

Бензин 60000 

Итого 72480 

ТАБЛИЦА 2. ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ

«КОЩЕЯ», руб.

Оформление, налоги и сборы 1500 

Коврики, чехлы на сиденья 900 

Тормозные цилиндры, комплект 6 шт. 600 

Колодки тормозные передние «Дафми»,

2 компл. 210 

Шины МШЗ М-237, 4 шт. 1680 

Рулевой механизм 540 

Ветровое стекло 360 

Запасное колесо 780 

Ремонт в поездке на юг 1110 

Комплект деталей и материалов

для кузовного ремонта 6000 

Масляный и воздушный фильтры

«Невский фильтр» 90 

Масляные и воздушные фильтры «Фрам»,

по 3 шт. 480 

Масло «Рексол» SAE 10W, 4 л 90 

Масло «Мотюль» SAE 15W0, 12 л 2250 

Трансмиссионное масло «Спектрол» SAE

85W90, 3 л 150 

«Тосол» «Полярный», тормозная жидкость

«Роса» ДОТ-4 150 

Бензин 33000 

Итого 49890 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии