Прощай, дефицит!

ПРОЩАЙ, ДЕФИЦИТ!

]

Сегодня на повестке дня — трансмиссионные масла группы GL-4, предназначенные для коробок передач переднеприводных ВАЗов — от «Оки» до «десятки». Но прежде вспомним, что мы знаем о маслах для коробки передач «Самары».

УРОКИ ИСТОРИИ 

Журнал уже как-то писал, что с появлением на свет первых «восьмерок» и «девяток» нужного трансмиссионного масла не оказалось. Поэтому долгие годы в коробках передач «самар» плескалось моторное. Правда, не первое попавшееся, а с вполне определенной вязкостью — 15W40 (пожалуй, и по сей день наиболее распространенной).

Несколько лет назад появились специальные продукты, рекомендованные заводом вместо привычной «моторки». Временными монополистами стали «Рексол» и «Омскойл», хотя положение автолюбителей от этого легче не стало. Двух этих «правильных» масел не сыскать было днем с огнем. Поползли слухи, что завод хоть и рекомендует всем «трансмиссионку», на конвейере сам использует моторное масло.

Через год-другой ситуация вновь изменилась. В широкой продаже появился продукт от «ЛУКОЙЛа» нужной группы GL-4, но не совсем «правильной» вязкости 80W90 (вместо 80W85). И вновь слухи. Нам из «достоверных источников», например, сообщали, что специалисты завода «своим» советуют именно это масло. А вот из официальных данных почему-то следовало несколько иное — вязкость все-таки немного не та.

Короче говоря, вопрос этот долгое время оставался открытым не только для автомобилистов, но как будто и для самого завода. Может, сейчас все изменилось? На рынке за последние полгода-год появился добрый десяток масел, удовлетворяющих требованиям ВАЗа. Актуальным стал другой вопрос: какое выбрать? На него-то и попробуем ответить. Как всегда, вместе со специалистами.

ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?

Поучаствовать в нашем тесте мы пригласили восьмерых. В качестве отправной точки взяли моторное масло из так называемой группы «Стандарт» — списка, одобренного самим ВАЗом для карбюраторных машин. Именно из него можно было в свое время выбирать продукт для коробки передач «самар». Наш образец весьма широко распространен, имеет вязкость 15W40 и уровень эксплуатационных свойств CD/SF (сведущие, наверное, уже догадались о чем речь, но мы помолчим).

В тест, конечно же, попало трансмиссионное масло от «ЛУКОЙЛа» с несколько большей, чем надо, вязкостью 80W90*. Затесался в ряды конкурсантов иностранец — «Маннол„**. Отдельно упомянем одно из последних появившихся в нашей компании — „Ю-Тек“. И канистра у него стильная, и допуск ВАЗа имеется... Только вот масло расфасовано в трехлитровые канистры при заправочном объеме пятиступенчатых коробок (а только такие нынче ставят на машины) 3,3 литра!

Встречаются и другие «нестыковки». Скажем, на многих канистрах можно прочитать о пригодности масла для всех отечественных машин с передним приводом, хотя «Москвич» потребляет только «гипоидные» GL-5. В общем, нужно руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй».

Что сколько стоит? У отечественных масел отличия не очень разительны — от 100 до 175 рублей за 3,5 или 4 литра трансмиссионного масла; за 220 рублей мы приобрели моторное 15W40. Подороже обойдется «Маннол» — 360 рублей и, пожалуй, «Ю-Тек» — владельцам машин с пятиступенчатой коробкой скорее всего придется покупать две канистры. Есть и другие варианты — разбавить «моторкой» или старым (уже слитым из коробки) маслом, но их почему-то рассматривать не хочется.

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ

Способности тестируемых масел проверяли в специализированной лаборатории. Из немалого перечня методов выбрали тот, что в нашем случае показался наиболее приемлемым.

Начали с банальной проверки вязкости при высоких и низких температурах, причем не в одной точке, а в нескольких — тогда видишь динамику изменения вязкости. Как и ожидалось, для масел 80W85 кривые легли довольно близко друг к другу (см. графики). А вот у «моторки» и более густого 80W90 соответствующие зависимости разошлись в разные стороны. Первое продемонстрировало незаурядные по сравнению с трансмиссионными маслами свойства при низких температурах. Второе, напротив, оказалось погуще остальных во всем измеренном диапазоне.

Обратим внимание: масло 80W90 при минус 20–25°С оказывается примерно в полтора раза гуще образцов 80W85, хотя формальные требования, предъявляемые к ним при низких температурах, одинаковы (для группы 80W — не более 150 000 мПа.с при минус 26°С). А вот у моторного масла при такой же температуре вязкость в 4–6 раз ниже, чем у образцов 80W85, и примерно в 8 раз меньше, чем у 80W90. Любопытно, не правда ли?

Способность масла работать в жару и холод — не единственное, что мы от него ждем. Есть более важные свойства, скажем, противоизносные или антикоррозионные. Проверили и то, и другое.

Как работает трансмиссионное масло в паре трения, обычно проверяют на стандартной четырехшариковой машине трения (ЧШМ). Мы воспользовались ею для определения нагрузки сваривания. Параметр очень важен, и для трансмиссионных масел его нормируют. Но мы предлагаем ориентироваться не только на эти нормы. Почему?

Долгие годы автовладельцы использовали в коробках переднеприводных ВАЗов моторное масло со значительно меньшими противоизносными свойствами, чем у желанных GL-4. Поэтому сравнивать полученные результаты решили не с одним эталоном, а с двумя. Так, «моторка» задала нижний предел — нагрузку сваривания 2000 Н, а стандарт на масла GL-4 — верхний, в 3000 Н. За последнее значение, разумеется, можно и нужно выходить — это будет только приветствоваться.

Что же получилось? Все трансмиссионные масла первую высоту взяли. Но трое из них не смогли тем не менее дотянуться до второй. Это, конечно, не здорово, но об угрозе для коробки говорить не приходится — пользовались же мы долгое время моторным маслом. Любопытно, что «ЛУКОЙЛ» с чуть большей, чем у коллег, вязкостью показал 4470 Н, то есть в полтора раза больше, чем требует стандарт, и оказался в два с лишним раза «лучше», чем моторное 15W40. В общем, есть повод для размышления.

Антикоррозионные свойства проверяли не совсем «в лоб». Специалисты предложили прибор ДК-НАМИ, который служит им для определения термоокислительной стабильности трансмиссионных масел. Поэтому при использовании этого метода большее внимание уделяют двум первым цифрам — изменению вязкости и величине осадка. Про третий показатель — внешний вид медных пластин — обычно пишут «не нормируется, определение обязательно». Мы предлагаем поступить иначе — заинтересоваться именно внешним видом пластин после их длительного контакта с горячим маслом, а к цифрам отнестись как к факультативной информации.

Здесь «снаряды» не захотели ложиться «в одну воронку». У четырех образцов пластины оказались «чистыми» (строгая цитата из протокола), у некоторых имели «черный налет», а у кого-то к тому же и «следы коррозии». Еще раз повторим: параметр этот не нормируется, значит, говорить «прошел — не прошел» нельзя. Как ни странно это звучит, прошли тут ВСЕ. Но вот с чем они к нам прошли...

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ КОМПРОМИСС

Ну а все-таки, что выбрать для любимого авто? Привычная для многих «моторка», как говорит АвтоВАЗ, не обладает достаточным уровнем противоизносных свойств, в чем, собственно, мы убедились — зато какие низкотемпературные свойства! Кто-то привык пользоваться «густоватым» маслом. Может, оно и густовато, но какие блестящие противоизносные свойства. Есть ли компромисс? Внимательно изучив таблицы, каждый желающий, пожалуй, для себя его найдет, но будет ли рецепт универсален...

Может, для зимы лучше моторное масло, а для знойного лета — трансмиссионное? Делать вывод, наверное, придется самим. На всякий случай подскажем, что в своих электронных средствах информации (читай, в Интернете) сообщают вазовцы.

По данным завода, моторные масла обеспечивают коробке передач переднеприводных машин ресурс около 100 тыс. км, а «правильные» трансмиссионные — до 150 тысяч. Правда, в каких режимах проведены подобные испытания, а также приходилось ли в ходе работы, скажем, менять синхронизаторы, не сообщается.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии