Соблюдаем правила... хорошего тона

СОБЛЮДАЕМ ПРАВИЛА... ХОРОШЕГО ТОНА

]

КТО МЕШАЕТ НАМ НОРМАЛЬНО ЕЗДИТЬ ПО ДОРОГАМ?

В доавтомобильную эпоху аварии на дорогах тоже случались, но не сравнить же с тем, что происходит сейчас. И дело не только в количестве участников движения — в конце концов, дорог тоже было куда меньше. Остряки, например, утверждают, что за безопасность движения отвечал не столько человек, сколько... лошадь, которая соображала гораздо лучше наездника!

Первопричиной подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий является ныне то, что психологи называют довольно безликим, казалось бы, термином — Человеческий Фактор. А ведь происшествий могло бы и не быть, если бы...

А что, собственно, «если бы»? Начиная с этого номера, мы как раз и попытаемся исследовать многогранное понятие человеческого фактора применительно ко всему происходящему на наших дорогах — от проселочных до автомагистралей. А начнем с того, что с некоторых пор присутствует среди нас ежечасно и ежеминутно. Увы, это —

ХАМСТВО

«Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой иной цели».

АРТУР ШОПЕНГАУЭР

Боль, как известно, бывает не только физическая, но и моральная. И еще неизвестно, какая из них приносит больше страданий...

Англичанин спокойно простоит перед закрытым шлагбаумом столько, сколько нужно. Закрытый шлагбаум — это осознанная необходимость, а не ущемление его прав. А если по встречной полосе всех лихо объедет какой-то автомобиль, то все знают: это — иностранец. Говоря проще — хам. И несложно вычислить его национальность...

В Англии все закончится нормально — из-под земли вырастет полицейский и накажет хама так, что тот запомнит это надолго. Даже если речь о персоне королевской крови. И очередь знает — иначе и не могло быть! Но если перенестись из их Шеффилда в наш Подольск, то победа останется за хамом! Сначала его «тачка» лихо объедет всех законопослушников и пристроится чуть ли не за шлагбаумом, тут же за ним потянется еще десяток таких же... Среди них обязательно будут автомобили с голубыми номерами, с триколорами и прочими аналогами «желтых штанов» из данелиевской классики.

Возьмем другую ситуацию. Узенькие улочки Парижа настолько миниатюрны, что один-единственный автомобиль, брошенный водителем хотя бы на десять минут в неположенном месте, мгновенно парализует движение сразу в нескольких кварталах европейской столицы! Но этого не происходит. Француз будет долго наматывать круги вокруг места назначения в поисках свободного места у тротуара или в паркинге, но никогда не бросит машину там, где это удобно только ему. А теперь перенесемся в Москву — у нас улицы пошире парижских, но... Троллейбус не может подъехать к павильону на остановке, потому что там уже припаркован десяток автомобилей, приехавших «по делу»: один — на фирму, другой — в магазин, третий — в ресторан... Троллейбус замирает посреди улицы и распахивает двери — пассажиры униженно протискиваются в салон и из него. А сзади мгновенно образуется пробка — объехать огромный троллейбус, вынужденный перекрыть «кислород» всем остальным, можно только по «встречке»! Или — по тротуару, в Москве это давно уже не редкость. Через несколько минут назревает коллапс — Центр встает намертво...

Хочется возопить: «Где вы, ГАИ, ГИБДД или как вас там?!» А какая в общем-то разница? Честный и трудолюбивый инспектор даже на телеэкране выглядит уже каким-то ненастоящим — ведь на дорогах мы видим совсем другое. Вот очередная пробка на въезде-выезде из Москвы... Откуда она взялась, ведь наши проспекты такие широкие? Да оттуда — так мы имитируем борьбу с терроризмом: сужаем дорогу до одной полосы и при этом фактически плюем на всех тех, кто везет в своих багажниках дачное барахло, а не гексаген. И вот правая нога измотанного «чайника», вырвавшегося из этого ада на «простор», не слушаясь голоса разума, вжимает газ в пол...

Похоже, все мы объявили друг другу войну за всевозможные унижения, которым подвергает нас прошлая и нынешняя жизнь. Мы хамим друг другу и не можем остановиться. Кстати, а кто он, этот «средний хам»?

ПОРТРЕТ ХАМА

Мнения, конечно же, разойдутся. Бабушки у подъезда ненавидят всех автомобилистов, вместе взятых. На дорогах все ненавидят обладателей «газелей» и прочих «автолайнов» — ребята, так ездить нельзя! Однако, на наш взгляд, марка автомобиля далеко не всегда говорит о манерах водителя. И вот почему.

Распад СССР больно ударил по многим: рушились предприятия, карьеры и судьбы. Однако профессионалы работают: настоящие специалисты нужны при любых властях — толковые слесари освоили ремонт иномарок, головастые инженеры навалились на «макинтоши» и «пентиумы», а шустрые предприниматели навезли в страну все, чего в ней ранее не было. И лишь бездельники, коих было так много, продолжают считать, что им обязаны все вокруг.

Они считали так всегда. И всегда искали виноватых в том, что никто ничего им не дает. В СССР была виновата советская власть — бездельник ежечасно мстил ей прямо на рабочем месте, недотягивая гайки, воруя инструменты и разбавляя нужные жидкости ненужными. Ныне же конкретного обидчика нет — поэтому он мстит всем.

Еще совсем недавно «должность хамов» успешно занимали «новые русские». Однако сегодня ситуация меняется на глазах — герои популярнейших анекдотов утрачивают необходимость соревноваться в категориях «цвет пиджака» или «литраж двигателя». Более того, все чаще солидные «мерсы» и «ауди» начинают тормозить у пешеходных переходов, чтобы предупредительно пропустить зазевавшуюся бабусю. Их владельцы бывают в парижах и мюнхенах — они знают, как ездят там, и пытаются быть похожими на настоящих европейцев. Однако природа не терпит пустоты — современный хам выглядит уже иначе.

На дороге он выделяется едва ли не больше, чем автомобили с мигалками и гуделками. Его полудохлый «Россинант», образца семидесятых, имеет разноцветные кузовные детали, но не имеет глушителя, стоп-сигналов и талона техосмотра. Он с ревом бросается из левого ряда к тротуару, заметив фигуру с поднятой рукой, — хам хочет денег. Он нетерпеливо сигналит сзади при желтом сигнале светофора — хам хочет ехать. Он лихо объезжает вереницу машин перед красным сигналом светофора — хам хочет унизить тех, кто следует Правилам. Его автомобиль обречен пожизненно греметь изношенными шаровыми опорами, сверкать лысой резиной и вонять выпускной системой на зависть неотрегулированным дизелям. Объяснить ему, что на подобных агрегатах выезжать на дороги общего пользования нельзя, практически нереально: аргумент всегда один — а мне надо!

И несутся рядом с нами грохочущие и чадящие колымаги, ежесекундно пытаясь низвести окружающих до собственного скотского состояния. Любая авария печальна — спору нет. Но ее цивилизованный виновник, по крайней мере, заплатит пострадавшему деньги — либо по собственному желанию, либо через суд. А наш хам всегда играет в одни ворота, ибо ему действительно нечего терять! У типичного представителя этого племени нет ни «прав», ни денег, ни зарплаты — суду предъявляются лишь мамин домик-развалюха на шести сотках и папина машина с пробегом до Луны. И потому опаснее всех на дороге именно он — на раздолбанной неуправляемой машине и с извечной ненавистью ко всем, кто живет по закону.

Спору нет — по разным причинам можно ненавидеть современных нуворишей и их сверкающие «тачки», но ненависть — это гнев слабых. В конце концов равенство возможностей — это равные возможности стать неравными... Однако описанный нами хам во все времена думал не так и проявлял себя иначе.

Народная мудрость давно выработала свой план поведения с дорожным хамством — кто, например, не знает принципа трех «Д» («Дай Дорогу Дураку!»). Конечно же, этот план — пассивный. Любой немец или француз мгновенно позвонит в полицию и сообщит о замеченном правонарушении — в цивилизованном обществе это не расценивается как стукачество. Мы к такому не привыкли — еще свежи воспоминания «эпохи репрессанса». Но и самосуд вершить нельзя — мы и это проходили... Возможно, хоть какую-то помощь в этой борьбе окажут Законы — например, об обязательном страховании гражданской ответственности. И все же самое правильное, хотя и самое наивное решение — начать с себя.

В общем, спасение утопающих... Вот именно!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии