Социальные сети на корпоративной службе: лимит на общение

Руководство компаний, как правило, приводит три аргумента, говоря о вреде социальных сетей: неэффективная трата рабочего времени, возможная утечка коммерческой информации и вероятность появления негативной информации о компании. С этими аргументами довольно тяжело спорить: да, работа — не место для развлечений, а информация — слишком лакомый кусочек для конкурентов. Однако не все так просто...

Даниела Вилларская

Даниела ВилларскаяДаниела Вилларская, гендиректор компании Orientir
Даниела Вилларская, гендиректор компании Orientir

Миф о потерянном времени

«На работе надо работать», — скажет практически любой собственник бизнеса, руководитель или ответственный сотрудник. И они все, конечно же, будут правы. И все-таки рабочее время тратится не только на работу, хотите вы этого или нет. Разные источники называют разные цифры, но опрос, проведенный Superjob в октябре 2010 года, показал, что все рабочее время исключительно на работу тратит только 51% сотрудников офисов, а успевают сделать все, что запланировано, 77%. И вопрос не только в  том, что же понимать под «работой» — ту пользу, которую можно принести компании, или же до предела «занормативленное» выполнение обязанностей согласно должностной инструкции.

Практически у любого сотрудника во время рабочего дня выпадают тайм-ауты. Каждый использует их по-своему: кто перемещается в курилку, кто — в кафе, кто — в соседний кабинет, а кто — и просто на лестницу, прихватив мобильный телефон. Кто-то из работников появляется на рабочем месте чуть ли не на час раньше остальных, минуя таким образом пробки, кто-то по той же причине покидает офис последним. Часть не ходит на обед, многие не курят, а кто-то практически не покидает кабинет, в том числе и во время перерыва. У некоторых сотрудников таких тайм-аутов наберется больше, у некоторых их не будет совсем. При этом если вы посмотрите на результат их работы, то сможете обнаружить, что не всегда сотрудник, который чаще курит или больше ест, работает хуже соседа по кабинету: просто у людей обычно разный ритм работы, разные контакты, разный подход к выполнению задачи.

Время, исключенное из общего рабочего, теряется ежедневно. Фактически в среднестатистической компании работодатель оплачивает работнику несколько «свободных» часов в неделю.

Однако «потерянное время» может быть использовано с пользой не только для работника, но и для работодателя. Кроме того, сотрудник, получивший законное право «на Интернет», не будет отвлекать коллег, которые не так быстро справляются с основной работой.

Закрыть все входы и выходы

«Рейс» уже неоднократно писал о том, какими легендами в российском бизнесе обросло понятие «коммерческая тайна». Руководители компаний не спешат закреплять свои секреты путем введения локальных нормативных актов, а лишь стараются идти наиболее простым путем, закрывая вход в социальные сети, запрещая ICQ и Skype и заставляя сотрудников при увольнении передавать «наработанную клиентскую базу». Тем не менее все эти способы — всего лишь слабая попытка успокоить самого себя.

Работник организации, не оформившей режим коммерческой тайны, в состоянии «унести» ценную информацию любым способом — от фотографирования нужного документа на мобильный телефон до простого запоминания необходимого телефона. И если при надлежащем оформлении режима работника можно привлечь за это к ответственности, то при отсутствии установленного режима и условий его соблюдения можно будет просто вздохнуть и подписать ему заявление об увольнении по собственному желанию.

Как ни странно, в привычных социальных сетях очень мало маньяков, которые целенаправленно охотятся за чужими бизнестайнами. И меры противодействия таким лазутчикам просты: пара коротких лекций, проведенных собственной службой безопасности или приглашенными экспертами.

В то же время среди сотрудников могут найтись добровольцы, желающие выставить в открытом доступе секрет фирмы хотя бы потому, что в таком случае «коммерческая тайна» потеряет всякую ценность для того, кто ее разработал. Сотрудник может нарочно расписать новые ставки или тщательно разработанный маршрут. Но сделать это он может только в двух случаях: либо из-за озлобленности на руководство компании, либо по глупости. Оба этих случая — результат ошибки тех людей, на которых лежит обязанность подбора персонала и работы с ним. И социальные сети здесь являются не причиной или побудительным мотивом, а всего лишь средством — наиболее легким путем для мести обиженного работника, поскольку утечка информации существовала задолго до того, как наши фотографии из отпуска стали появляться на «Одноклассниках». Запрет в любом случае не будет здесь являться надежной профилактикой.

С чего начать?

Одна из самых популярных социальных сетей — «В контакте», и не только среди общего числа российских пользователей, но и среди перевозчиков. Вы можете присоединиться к любой существующей группе или создать собственную.

http://vkontakte.ru/autotransport — открытая группа «Автотрансинфо». Опросы, обсуждения, предложения сотрудничества.

http://vkontakte.ru/club447226 — открытая группа «Логистика и экспедиция». Обмен информацией и опытом, предложения о сотрудничестве, вакансии.

http://vkontakte.ru/transeu — открытая группа «ТРАНС — Европейская транспортная биржа». Сервис обмена информацией об автомобильных грузоперевозках, свободных грузах, свободном транспорте.

http://vkontakte.ru/club13810883 — открытая группа «Международные грузоперевозки — сборные грузы из Европы». Объявления, сотрудничество, вакансии.

http://vkontakte.ru/club9574678 — открытая группа «Грузоперевозки, перевозки, переезды, транспортировка, логистика». Интересный опрос на тему «кто и зачем в этой группе»! Сотрудничество, обсуждения.

Рекомендация

Для начала освойтесь в выбранной группе, а затем можете создать свою, на отдельную, но важную для всех тему. Например: сервис, страхование, юридические вопросы, таможенная практика для перевозчиков — то, в чем вы особенно сильны и можете привлечь внимание остальных участников.

О злобе дня и коварстве ночи

Какие бы меры ни принимало руководство фирмы на рабочих местах, стоит хорошо запомнить две вещи: работника невозможно контролировать 24 часа в сутки, и человеку невозможно запретить говорить то, что он думает. Даже если доступ абсолютно ко всем социальным сетям закрыт с рабочего компьютера, это не гарантия того, что негативная информация о фирме не выльется через Интернет из дома.

Любой из недовольных может зарегистрироваться как абстрактный Вася Иванов, предварительно создав такой же анонимный для вас почтовый ящик, и выплеснуть на социальных друзей весь накопившийся за рабочий день негатив. Кто окажется в друзьях у этого Васи — остается только гадать: возможно, как раз тот «золотой клиент», которого отдел продаж пытается склонить к сотрудничеству несколько последних месяцев. И клиент в статусе «друга» скорее поверит заочно знакомому из сети, чем активным и жизнерадостным менеджерам по продажам. Почему? Да хотя бы потому, что друг, с точки зрения его виртуальных знакомых, не ищет выгоды, а просто делится эмоциями.

Опасность социальных сетей для бизнеса также кроется и в другом. Работник в социальной сети может себя позиционировать как человек и специалист. И если с позиционированием работника как человека клиент может разобраться, то сомнительное профессиональное заявление сотрудника действительно может поставить взаимовыгодное сотрудничество под удар. Логично предположить, что раз один работник потенциального партнера слабо разбирается в проблеме, то где гарантия, что его коллега более компетентен?

Есть еще один достаточно распространенный риск. Негатив, который накапливается на работе, условно может быть двух видов: профессиональный и личностный. Отсутствие загрузок, задолженности клиентов, долгая доставка счетов по почте, сломавшаяся машина — эти проблемы воспринимаются как свойственные профессии, и человек, работающий в отрасли, понимает и причину их возникновения, и возможность своего влияния на их решение.

Если руководитель начнет высказывать свое субъективное отношение к возникшей рабочей проблеме, да еще и в тонах, подразумевающих сомнение в профессиональной пригодности своего подчиненного, можно смело сказать, что в современной реальности отношение подчиненного к начальнику с большой вероятностью будет отправлено в сеть. В любой социальной сети человек легко найдет благодарных и понимающих слушателей. И, если учесть, что членом профессиональной группы также может оказаться, например, потенциальный или действующий «золотой клиент», перспективы становятся довольно мрачными.

Опасность субъективной оценки действий не играет никакой роли для репутации, опасность массовой общественной оценки в сети может быть критична. Разумеется, это не значит, что руководитель должен на любые действия своего коллектива закрывать глаза, прощать все ошибки и промахи. Но и работники прекрасно понимают — когда их лишают премии за дело, а когда из-за того, что у начальника было плохое настроение. Любое негативное упоминание в сети названия вашей компании — ошибка руководства этой компании, а социальная сеть тут ни при чем.

То же самое можно сказать и о профессиональных форумах и об оценке компаний, так популярных в последнее время. Как правило, все негативные отзывы там начинаются со слов: «Мы звонили несколько раз…». Причина этих высказываний — нежелание выслушать клиента, попытка уйти от решения проблемы, сделать вид, что ничего не происходит.

Но это и есть основная ошибка: предъявить претензии за испорченный груз или не оплатить вовремя перевозку могут каждому, и любой участник рынка это понимает. Отказ же от контакта с теми, кто оказался в схожей ситуации, это сигнал не работать с тем, кто не хочет принимать участие в решении общих проблем. Партнер, не ценящий своих клиентов, на рынке не нужен никому.

Мнение

Дмитрий Илюшин, индивидуальный предприниматель, Казань

— Для нас лучший вариант размещения информации о себе и налаживания профессиональных контактов — социальная сеть Профессионалы.ру. Наша группа «В контакте» дает клиентов по мелким перевозкам, городским и дачным переездам. Эти заказы разовые и мелкие. В основном пользуемся сайтом «Автотрансинфо» и его форумами, так как здесь собраны непосредственные участники рынка, хотя прямых клиентов на АТИ практически нет.

Запрет как метод? Необходимо понять, что Интернет, и социальные сети в частности, это не большее зло, чем посиделки с друзьями или телефон. Это средство коммуникаций, и использование этого средства, как и любого другого, может быть во благо, а может быть и во вред.

Да, опасностей в этой мутной воде таится много, но не больше чем в любом другом способе общения. Интернет сокращает расстояния и экономит время, но все те минусы, которые работодатели находят в социальных сетях, существовали и будут существовать и в реальной жизни.

Секрет становился известен недругам всегда, даже в те времена, когда не мыслили о письменности. Негативная информация появлялась не только в газетах, но и передавалась из уст в уста. И все те опасности, которые традиционно приписывают социальным сетям, — не просто упрощение, а изначально неправильное понимание проблемы.

На самом же деле все то, что привыкли вменять в вину общению в сети, — результат различных ошибок менеджмента. Работник, «официально» не только «допущенный» в сеть, но и получивший специальные навыки развития бизнеса в социальных медиа, способен принести ощутимую прибыль при минимальных временных и материальных затратах. Надлежаще оформленный и введенный режим коммерческой тайны проблему с утечкой информации полностью, конечно, не решит, но позволит виновному не остаться безнаказанным и мотивирует сотрудников на молчание. Есть простой и действенный способ контролировать обмен информацией — добавиться «в друзья».

Интересно, что под «социальными сетями» обычно понимают «Одноклассников», «Мой мир» и «В контакте», реже — Facebook или Twitter и гораздо реже — LinkedIn или «Профессионалы». Хотя последние позиционируются как сайты для полезных деловых связей, однако это не мешает «продвинутым» руководителям причислять их к списку запрещенных сайтов.

Помимо общеизвестных социальных сетей, которые официально позиционируются под таким «сетевым статусом», а также «ЖЖ» (Livejournal), сервисов Google, Rambler и «Яндекс» существует еще масса форумов. Например, столь популярные среди автоперевозчиков «Автотрансинфо» или «Ларди-транс», а еще — любителей кошек или собак и разведения кактусов. Общение на этих ресурсах с точки зрения обмена информацией мало чем отличается от блогов и групп на известных площадках. И ограничить доступ ко всем источникам можно только одним способом — полностью закрыть выход во всемирную сеть всем работникам компании.

Но запрет, как водится, не метод, поскольку давно известно: любое действие рождает противодействие. На самом деле социальные сети, как и любой источник информации, неоспоримо ценны, если их правильно использовать и принимать меры к тому, чтобы их не использовали против вас.

Несколько советов начинающим

Помните про грамотный русский язык! «Олбанский» еще не до конца вышел из моды, но не стоит разбавлять им нормальную русскую речь. В серьезных дискуссиях русский язык должен быть безупречен!

То же самое можно сказать о лексике. Вас будет не интересно читать никому и добавлять в «друзья», если свои эмоции по любому поводу вы выражаете одними и теми же словами.

Очень важно найти свое лицо. Это могут быть разные роли: резонер, критик, аналитик, следователь, комментатор, юморист — не важно. Важно, насколько именно ваша роль будет убедительной для собеседников.

Заставить добавлять себя в «друзья» можно только двумя способами: либо стать известной личностью, даже заочным знакомством с которой можно гордиться или хвастаться, либо стать для людей интересным. Помните, что никакое обаяние в сети не играет роли: улыбка не видна, и выразительные жесты заменяются словами.

Не добавляйте в «друзья» всех без разбора. Смотрите, кто является вашим общим «другом». Иначе вы рискуете получить конкурента, который будет прекрасно отслеживать все ваши движения в сети.

Помните, что Интернет — источник повышенной опасности, и любое сказанное вами слово может быть использовано против вас. Возможно, вашим будущим клиентом, а еще хуже — конкурентом.

В социальные сети вы приходите для того, чтобы обмениваться интересной многим информацией и выражать мысли и эмоции. Не спамьте! Узнавать о вас как о специалисте должны только двумя способами: либо в «профессиональной» теме, либо в вашем личном профайле.

Не гонитесь за количеством. Качество сообщений куда важнее, чем «ох» и «ах» по каждому, даже самому незначительному поводу. Но не забывайте отмечаться в дискуссиях друзей.

Расскажите миру о себе! Почти все социальные сети позволяют настроить видимую и невидимую информацию, включая записи в дискуссиях. Но ваши «друзья» должны составить о вас впечатление и желательно запомнить, кто вы есть. Ведь целью вашего пребывания в социальных сетях является именно реклама — своя и компании.

Будьте искренни.

Будьте дружелюбны и сдержанны, даже к оппонентам. Резкие эмоции можно позволить себе, только обсуждая новость о повышении налога на прибыль до 40% или о тотальном запрете выезда за рубеж.

Но не хватайте новости по принципу «все подряд». Отделяйте зерна от  плевел. Если пару раз вы примете искусственно созданную «сенсацию» за новый закон, то в третий раз вас просто запишут в спамеры, даже если вы и напишете чистую правду.

Остерегайтесь национального вопроса и критики конкурентов. С национальным вопросом все понятно, а критиковать конкурентов не стоит потому, что они скорее всего относятся к вам доброжелательно и вполне готовы вас кому-то рекомендовать, пока не прочитают вашу критику.

«Женский вопрос» и религия — очень опасные темы. Здесь можно высказываться только тогда, когда вы имеете очень твердое аргументированное мнение. Ссылки на источники, которые могут быть названы другими участниками дискуссии сомнительными, — лучший способ испортить сетевую репутацию среди серьезных людей.

Учитесь наблюдать и ловить наблюдения фотоаппаратом. А еще лучше — описывать. Перед вами не стоит задача стать известными блоггером, но, например, все, кто знают, кто такой Алексей Навальный, также знают, что он юрист.

Не перегружайте себя сетевым общением. Некоторые медики считают, что оно способно затягивать. Отводите по десять-пятнадцать минут каждое утро и перед уходом с работы на просмотр вашей ленты.

Если присоединяется кто-то из сотрудников, поощрите его. Например, в конце года поощрите его ценным подарком или премией. Таким образом, вы подчеркнете, что личная инициатива и дополнительные обязанности не остаются незамеченными.

Будьте оптимистом! Стать важным человеком в своем виртуальном кругу — задача непростая, и времени требует много. Но, в конце концов, каждый из нас достаточно времени проводит в сети. Пусть это время будет потрачено с пользой для дела.

Существуют специальные тренинги по социальным медиа. Не пожалейте денег и времени! Это те вложения, которые окупятся.

Сети социальные и специальные

Активность в социальной и специальной (профессиональной) сети у одного и того же человека будет отличаться. В одном случае это обмен информацией, не связанной с профессиональной деятельностью, а в другом — как раз специальное, деловое общение. Но и в том, и в другом случае целью будет не получение новых знаний, а получение новых связей и новых клиентов.

В таких сетях, как, например, Facebook и «В контакте», можно создать страничку, не только принадлежащую человеку, но и страничку компании. И если она наберет определенное количество поклонников, то у сотрудников этой компании, зарегистрированной в сети, появится возможность указать в качестве места работы настоящую, «живую» страничку своей фирмы. Если же информация о компании постоянно поддерживается и обновляется, а сотрудник отмечает эту информацию, то новости отображаются и у его друзей. То есть компания вскоре начинает жить в сети своей, независимой жизнью и получает возможность замечательной рекламы.

Заведи себе «друзей»

Если вы выяснили, что ваши сотрудники много времени проводят в сети, не спешите ломать копья! Если попроситься к сотрудникам «в друзья», то на их страничках можно найти множество интересной информации. Например, в том же блоке «друзья». У людей много разных интересов, и, вполне возможно, директор по логистике крупного торгового дома вместе с кем-то из сотрудников гоняет на мотоциклах, а ответственное лицо небольшой, но перспективной компании с большим грузопотоком советуется с  вашим секретарем по уходу за орхидеями.

В социальных сетях друзья это самый дешевый вид рекламы. Сам принцип сети построен таким образом, что интересы друга автоматически видны всему его окружению. Фактически социальная сеть — школа «сетевого маркетинга» multi-leve marketing: если что-то понравилось одному из пользователей, через короткое время об этом узнают все его друзья, информация пойдет по цепочке. И велика вероятность того, что кто-то из этой сложной цепи ищет именно то, что пытаетесь продать вы лично или ваш уполномоченный сотрудник.

Не навреди

Однако руководители и в социальных сетях нередко умудряются наделать ошибок, которые не приводят ни к чему, кроме как к тайному раздражению всего коллектива. Самая распространенная ошибка — требование повальной регистрации в определенной сети и  ежедневное подтверждение того, что информация, размещенная за ночь креативным руководителем, этими сотрудниками прочитана.

Во-первых, информация начинает «гулять» по сети только тогда, когда у пользователя много поклонников, то есть людям интересна информация, выкладываемая именно этим человеком, и они ей доверяют и готовы ее обсуждать. Отметка «мне нравится», сделанная «мертвыми душами», способна потешить самолюбие начальства, но, к сожалению, не сыграет на результат, если в «друзьях» у почитателей корпоративной странички только соседи по кабинету.

Во-вторых, требование регистрации против воли сотрудника — проявление не управленческого таланта, а деспотизма, не говоря уже о нарушении прав работника, и вполне понятно сопротивление такому решению. В таком случае не стоит даже выяснять, почему именно этот человек категорически против и регистрации в конкретной сети, и сетевой активности вообще. «Виртуальная жизнь» должна быть добровольной, тогда она даст результаты. В-третьих, сотрудник, которому отводится роль «рекламного проводника», должен быть активным пользователем данной сети. Если в его ленте будет сквозить только информация о том, в какой отличной фирме он работает и какие замечательные услуги эта фирма может оказать, то основная часть «друзей» просто занесет его в черный список.

Ну и, в-четвертых, сотрудник должен быть образован, грамотно вести свои и чужие дискуссии, уметь аргументировать свою точку зрения и помимо этого понимать, где он высказывает мнение, пусть и эпатажное, а где «переходит границу». Последнее, впрочем, критично только тогда, когда в высказываниях затрагиваются вопросы, близкие к недопустимым, например, дискуссии, граничащие с разжиганием межнациональной розни. Иными словами, ваш «избранник» должен быть эрудированным, интересным собеседником, «поставляющим» друзьям надежную информацию из надежных источников и желательно имеющим большое, но не чрезмерное количество друзей. Если среди ваших работников есть такой человек, считайте, что вам повезло, и остается только обговорить с ним детали рекламного проекта и вознаграждения. Если нет — придется действовать самостоятельно.

В рядах, достойных обсуждения

Не нужно сразу выяснять, в какой сети, по статистике, больше пользователей: начинать надо с того, чтобы разобраться, в какой сети больше всего именно ваших знакомых. Обычно хватает одной из двух самых популярных сетей — Facebook и «В контакте». Первых «друзей» можно найти через специальные поисковики, которые соединяются с электронной почтой и выбирают те контакты, которые уже зарегистрированы в данной сети.

Затем можно приступить к созданию странички компании. На первом этапе можно лично попросить уже имеющихся друзей отметить ее как «понравившуюся» и обязательно сделать так, чтобы в профиле ваших работников именно эта ссылка отображалась как «место текущей работы». А дальше — начинать ежедневный и достаточно кропотливый труд, набирая в ряды поклонников людей, которые могут стать вашими клиентами.

Для этого придется выделить время. Вместе с тем дискутировать с интересными людьми о насущных проблемах гораздо продуктивнее, чем просто выставлять оценки за фотографии из отпуска. Кроме того, в друзьях могут оказаться действительно очень интересные и значимые даже в масштабе страны люди, и эта «дружба» может оказаться не просто отметкой в списке, но перерасти в реальное общение.

Не стоит гнаться за количеством друзей и добавлять всех, с кем удалось пересечься в дискуссии: у обычного пользователя, не ведущего бизнес, связанный с Интернетом, или не являющегося известной личностью, вряд ли наберется больше тысячи друзей, причем половина из них будет фактически «мертвыми душами». Здесь важно качество, а не количество, если вы, конечно, не стремитесь как можно скорее попасть в нежелательные списки или чистить собственную ленту от множества бессмысленных сообщений.

Темы для разговоров могут быть любые: политика, погода, футбол, автомобили — все что интересует. Правда, тут тоже есть нюанс: эта тема должна интересовать вас искренне, и очень желательно, чтобы вы в ней хотя бы частично разбирались. Тогда ваше мнение будет интересно окружающим, и многие из них сами захотят стать вашим «другом». Еще лучше, если ваша точка зрения на проблему отличается от точки зрения других, но не настолько радикально, чтобы пробудить в них классовую ненависть, а ровно настолько, чтобы им захотелось узнать о вас как можно больше.

Не стоит заострять внимание на своей деятельности: большинство пользователей прекрасно отличают саморекламу и завуалированный спам. Если вы напишите в статусе: «Мы запустили новое направление — рефрижераторные перевозки!» — вряд ли кто-то откликнется больше чем словом «молодцы». Если же в статусе будет стоять что-то, говорящее об эмоциях, например: «Запустили рефы. Не спал всю ночь», интерес вам обеспечен.

В сети не надо бояться эмоций. Большинство из  нас так часто заходят туда именно потому, что Интернет — это обмен не только информацией, но и чувствами, мыслями. Не случайно так популярны различные блоги и дневники. Пусть в этот раз вам с вашей бессонницей просто посочувствуют, но, если кому-то из друзей понадобится именно рефрижератор, велика вероятность, что он вспомнит именно о вас.

Делайте из события не рекламу, а маленький эмоциональный спектакль, делитесь с друзьями чувствами, они запомнят такую откровенность. Но не выплескивайте в сеть личный негатив. Такое могут позволить себе только очень «продвинутые» пользователи, с большим количеством подписчиков и определенным авторитетом.

Социальные сети позволяют создать группу по интересам. Правда, такую группу не всегда можно привязать к страничке компании, зато посредством группы очень удобно налаживать общение с уже существующими клиентами. Перед созданием группы стоит убедиться, что не существует ранее созданных групп с подобной тематикой или с названием, а затем пригласить в нее друзей со схожими интересами и разместить информацию о группе на своем сайте. Прекрасной темой для обсуждения среди перевозчиков будут ГИБДД, законы, политические решения, связанные с автотранспортом. Главное, чтобы тема была актуальна для всех участников группы.

Цель такой группы — коммуникации и оперативная связь. Постепенно в группу можно добавлять новых пользователей. Кроме того, в группе можно выкладывать ссылки на документы, которые могут быть интересны участникам группы. Размещение на собственном сайте компании ссылки на группу даст двойной эффект: «попроситься» в группу могут и совершенно случайно зашедшие на сайт посетители, но остаться в группе они уже могут надолго. А это значит, что при необходимости они наверняка вспомнят именно о вас, и из виртуального друга вы перейдете в статус вполне реального партнера.

Свой среди чужих

Самая популярная «автотранспортная» социальная сеть — это, пожалуй, «Автотрансинфо». Хотя назвать социальной сетью в чистом виде этот сайт нельзя. Это информационный портал, где существует очень активный форум, на котором кипят вполне нешуточные страсти между постоянными его посетителями, представителями консалтинговых фирм, новичками-перевозчиками, экспедиторами, многочисленными посредниками и «чужаками». Определенные специальные группы есть и в профессиональных социальных сетях, например, в «Профессионалах». У большинства специализированных групп есть большой минус: они слабо активны, и среди их посетителей только перевозчики, то есть люди, находящиеся по одну сторону баррикад. На самом деле плюс от общения на специальных форумах только один, но крайне важный — авторитет. Добрая половина посетителей специальных форумов также посещает и социальные сети, а значит, может быть добавлена в «друзья» и поклонники странички и группы.

На специализированный форум стоит идти только тогда, когда есть гарантия, что мнение нового участника — это действительно мнение эксперта.

Если я не, то кто же?

Если среди сотрудников не нашлось все успевающего по работе, эрудированного активного пользователя социальной сети, а руководитель по каким-то причинам не рискует брать на себя повышенные обязательства, остается только два варианта: либо перестать мечтать о социальных медиа, либо пригласить специалиста.

Social Marketing Manager (SMM) — специальность новая, но набирающая стремительную популярность. Специалисты разного уровня уже гуляют по рынку, и среди них уже существуют настоящие профессионалы, и даже звезды. Но будьте готовы к тому, что вам придется потратить немало времени, а возможно, и средств, если вы решите обратиться в специализированное агентство по подбору персонала. Найти сотрудника с учетом специфики бизнеса будет весьма непросто.

Зато затраты при удачном выборе могут окупиться в кратчайшие сроки. У профессионалов существует уже масса методик и способов, как раскручивать в сети даже самый малоизвестный бизнес. Сделать из небольшой компании настоящую легенду транспортного рынка им вполне по силам.

SMM определит стратегию развития, выберет наиболее подходящую аудиторию, сформирует специальные предложения, расставит правильные акценты в позиционировании и сделает многое из того, что обычному менеджеру вряд ли будет по силам. SMM действует не только описанными выше методами, но и применяет многие другие способы, позволяющие быстро повысить узнаваемость компании в сети. Вопрос в том, во сколько же обойдется такой специалист? Сайты Rabota.ru и Superjob располагают достаточно широким предложением SMM, а стоимость специалиста начинается от 20 тысяч рублей. Правда, за эти деньги вы получите только начинающего менеджера, без специального образования и опыта, но, кто знает, может, именно из него и получится новая звезда.

SMM с опытом обойдется от 40 тысяч, а специалист с образованием в области рекламы и маркетинга — от 60 тысяч.

Надо отметить, что сама профессия SMM настолько специфична, что без помощи специализированного агентства по подбору персонала вряд ли удастся обойтись. Кроме того, стоимость этих специалистов настолько быстро растет, что данные устаревают практически каждый месяц. С учетом того, насколько быстро может «раскрутить» ваш бизнес настоящий профессионал, принимать решение о найме нового сотрудника надо тогда, когда существуют резервы для обслуживания новых клиентов или есть возможность быстрого расширения. Иначе велика вероятность того, что компания просто «захлебнется» от притока новых клиентов или вынуждена будет отказывать им, сводя, таким образом, на нет все усилия SMM.

Post scriptum

Департамент по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» объявил о придании официального статуса группе на сайте «В контакте». Камский автозавод стал одним из первых среди российских производителей грузовиков, который обратил внимание на растущую популярность социальных сетей. Площадкой для запуска официальной группы предприятия стала социальная сеть «В контакте», которая является самой популярной среди работников на данный момент. На страницах группы будет собираться полезная информация из жизни автозавода, яркие новинки, события, последние новости, различные конкурсы и акции. В режиме реального времени пользователи смогут узнать последние новости о продукции и услугах лидера российского автопрома. Обсудить любые актуальные темы, получить ответ на свой вопрос или дать совет, а также поделиться впечатлениями можно будет на форуме.

Ссылка группы http://vkontakte.ru/id8318212#/club1191183.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии